Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 08:53, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть особенности функций государства, а именно ее теоретические аспекты.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
Изучить литературу по проблеме исследования.
На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о теоретических аспектах государства и его функций.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты сущности государства и его функции
1.1. Понятие и признаки государства
Глава 2. Теоретические аспекты классификации функций государства
2.1. Виды функций государства
2.2. Внутренние и внешние функции государства
2.3. Формы осуществления функций государства
Заключение
Список использованной литературы
Оба эти подхода имеют некоторые недостатки. Во-первых, любое распределение функций государства по сферам его деятельности или общественной жизни является относительным, что обусловлено характером, сложностью и динамичностью общественной и государственной жизни. Это значит, что каждую отдельно сформулированную функцию государства нельзя рассматривать как самостоятельную и неизменную. В реальности функции современного государства – взаимосвязанная, взаимодополняющая, постоянно совершенствующаяся и адаптирующаяся к новым тенденциям общественных процессов, социально-необходимая деятельность государства. Во-вторых, приведенные примеры типологизации функций государства подтверждают субъективность оценок и невозможность четкого разграничения основной и второстепенной, более важной и менее важной деятельности государства.
Изложенное выше, свидетельствует
об отсутствии единого общепризнанного
решения рассматриваемой
Особое внимание сегодня необходимо уделять соотношению задекларированной и реально осуществляемой деятельности государства, поскольку, это соотношение определяет степень соответствия государства избранной концепции на данном этапе его развития.
Одно из наиболее удачных компромиссных решений проблемы классификации функций государства предложено коллективом украинских ученых, которые среди внутренних функций выделяют политическую, экономическую, социальную, экологическую, культурную, правоохранительную, а также функцию налогообложения, финансового контроля и обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина; среди внешних – внешнеэкономическую, поддержки мира между народами и мирового правопорядка, дипломатическую, культурную (гуманитарную), информационную.
Между тем, и данный подход также не лишен недостатков. Так, например, в зависимости от условий существования современного государства, среди внешних, так же как и среди внутренних функций, можно выделить экологическую функцию, заключающуюся в участии государства в международных проектах по сохранению и улучшению экологической ситуации на планете; в совместной деятельности государств по предупреждению и ликвидации последствий экологических катастроф. Или, например, как среди внутренних, так и среди внешних функций современного государства, целесообразно выделить информационную функцию. Информатизация современного общества предусматривает проникновение информационных технологий практически во все сферы общественной жизни, которая придает доминирующее значение деятельности государства связанной с обеспечением свободного обмена информацией, интеграцией в мировое информационное общество, обеспечением информационной безопасности и т. д. Такая синкретизация классификаций функций государства снижает актуальность и значимость их разделения на внутренние и внешние. Это особенно заметно в условиях интеграционных и глобализационных процессов в мировом сообществе, стирающих грань между внутренней и внешней стороной экономической, политической, социальной и экологической деятельности государства, что подтверждается исследованиями последних лет.6 Иными словами, фундаментальные функции государства постепенно утрачивают доминирующее значение своей территориальной направленности.
Тесная взаимосвязанность,
взаимозависимость и
2.3. Формы осуществления функций государства
Основываясь на проведенном анализе, можно предложить следующий подход к рассмотрению классификации функций государства.
1. Временной срез. По
времени существования функции
рассматриваются как
2. Ценностный (аксиологический)
срез. Данный аспект позволяет
охарактеризовать функции
3. Структурно-системный
срез. Каждая функция государства
может рассматриваться
4. Срез по линии
возможное – действительное. Этот
аспект рассмотрения
5. Деятельностный (содержательный) срез. В научных исследованиях устоялась неразрывная взаимоопределяющая связь функций государства и направлений или сторон его деятельности, а также, как отмечают отдельные авторы, целей, методов, форм и средств этой деятельности.9 Это говорит о целесообразности их рассмотрения с позиции содержания самой государственной деятельности (субъекты, объекты, средства достижения результатов и результаты деятельности). Такой анализ носит глубокий, системный характер и позволяет оценить соответствие деятельности государства целям и задачам, стоящим перед ним на данном этапе.
6. Социальный срез. Именно
эта важнейшая плоскость
Сложность и динамичность общественной жизни, научно-технический прогресс, высокие темпы развития человечества в последние десятилетия выдвигают особые требования к изучению изменчивости социального назначения государства. Сегодня в исследовании деятельности государства в зависимости от сферы общественной жизни, можно выделить следующие группы функций:
- политические – формирование и осуществление внутренней политики государства; создание благоприятных условий для осуществления народовластия; установление дипломатических отношений с другими государствами; оборонная деятельность государства, которая заключается в защите экономическими, дипломатическими и военными средствами его суверенитета и территории;
- экономические – влияние на сферу экономических отношений путем создания благоприятных условий для развития производства, поддержка и содействие развитию всех форм собственности; установление и осуществление торгово-экономических отношений с иностранными государствами, создание и обеспечение функционирования системы налогообложения и контроля законности прибылей индивидов и организаций, а также, использования средств налогоплательщиков;
- собственно социальные – создание самых благоприятных условий для устранения противоречий между разными социальными слоями населения, для реализации гражданами права на труд, достаточный жизненный уровень, на здравоохранение и т. п.;
- экологические – охрана и обеспечение рационального использования природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности общества, улучшение экологического состояния планеты, участие, в предупреждении и ликвидации последствий экологических катастроф мирового масштаба;
- культурные – обеспечение консолидации нации, формирования общей для всей страны культуры, содействие развитию культуры всех народов, которые проживают на территории государства и установлению, развитию культурных связей с другими государствами; поддержка науки, образования, искусства, физической культуры и спорта; охрана культурного наследия;
- правоохранительные – контроль неуклонного соблюдения конституции и законов, обеспечение привлечения к юридической ответственности виновных в правонарушениях, обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, поддержка мира на планете и мирового правопорядка, борьба с международным терроризмом, предотвращение возникновения межнациональных и межгосударственных конфликтов и участие в их урегулировании;
- информационные – обеспечение свободного обмена информацией в пределах страны, содействие углублению информатизации общества и участие в развитии мирового информационного пространства с целью обеспечения свободного обмена информацией между странами, народами и отдельными гражданами, обеспечение информационной безопасности государства и гражданина.
Предложенный вариант
рассмотрения классификации функций
государства не исчерпывающий и
является одной из возможных интерпретаций.
Функции государства –
Подытоживая все выше изложенное, следует отметить, что любая дифференциация функций государства является условной, и, ни чем иным, как компромиссным решением, служащим для определения места государства в общественной жизни. Очевидно, что одного понятия "функции государства" не достаточно для такого анализа, и необходимы дополнительные характеристики, которые дадут возможность качественно оценить деятельность государства по осуществлению своих функций и сущность государственного влияния на общественные отношения. Такими характеристиками в теории государства и права выступают формы и методы реализации функций государства, государственная деятельность, механизм государства и иные.10
Заключение
Государство - это выделившаяся
из общества и обусловленная его
социально-экономическим
Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности.
К наиболее значимым признакам функций государства относятся:
К организационным формам относятся:
1) организационно-
2) организационно-хозяйственная
- оперативно-техническая и
3) организационно-идеологическая - повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.
Информация о работе Теоретические аспекты сущности государства и его функции