Теоретические аспекты сущности государства и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть особенности функций государства, а именно ее теоретические аспекты.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
Изучить литературу по проблеме исследования.
На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о теоретических аспектах государства и его функций.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты сущности государства и его функции
1.1. Понятие и признаки государства
Глава 2. Теоретические аспекты классификации функций государства
2.1. Виды функций государства
2.2. Внутренние и внешние функции государства
2.3. Формы осуществления функций государства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

готовая теоритические аспекты.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Оба эти подхода имеют некоторые  недостатки. Во-первых, любое распределение функций государства по сферам его деятельности или общественной жизни является относительным, что обусловлено характером, сложностью и динамичностью общественной и государственной жизни. Это значит, что каждую отдельно сформулированную функцию государства нельзя рассматривать как самостоятельную и неизменную. В реальности функции современного государства –  взаимосвязанная, взаимодополняющая, постоянно совершенствующаяся и адаптирующаяся к новым тенденциям общественных процессов, социально-необходимая деятельность государства. Во-вторых, приведенные примеры типологизации функций государства подтверждают субъективность оценок и невозможность четкого разграничения основной и второстепенной, более важной и менее важной деятельности государства.

Изложенное выше, свидетельствует  об отсутствии единого общепризнанного  решения рассматриваемой проблемы, а различия в научных подходах к классификации функций государства  – это результат поиска компромисса  между упрощенным перечнем функций, которого достаточно для концептуального определения целей, задач и назначения государства в обществе, и более глубоким анализом, учитывающим все аспекты функций государства, что необходимо для познания его сущности.

Особое внимание сегодня необходимо уделять соотношению задекларированной и реально осуществляемой деятельности государства, поскольку, это соотношение определяет степень соответствия государства избранной концепции на данном этапе его развития.

Одно из наиболее удачных компромиссных  решений проблемы классификации функций государства предложено коллективом украинских ученых, которые среди внутренних функций выделяют политическую, экономическую, социальную, экологическую, культурную, правоохранительную, а также функцию налогообложения, финансового контроля и обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина; среди внешних – внешнеэкономическую, поддержки мира между народами и мирового правопорядка, дипломатическую, культурную (гуманитарную), информационную.

Между тем, и данный подход также не лишен недостатков. Так, например, в зависимости от условий существования современного государства, среди внешних, так же как и среди внутренних функций, можно выделить экологическую функцию, заключающуюся в участии государства в международных проектах по сохранению и улучшению экологической ситуации на планете; в совместной деятельности государств по предупреждению и ликвидации последствий экологических катастроф. Или, например, как среди внутренних, так и среди внешних функций современного государства, целесообразно выделить информационную функцию. Информатизация современного общества предусматривает проникновение информационных технологий практически во все сферы общественной жизни, которая придает доминирующее значение деятельности государства связанной с обеспечением свободного обмена информацией, интеграцией в мировое информационное общество, обеспечением информационной безопасности и т. д. Такая синкретизация классификаций функций государства снижает актуальность и значимость их разделения на внутренние и внешние. Это особенно заметно в условиях интеграционных и глобализационных процессов в мировом сообществе, стирающих грань между внутренней и внешней стороной экономической, политической, социальной и экологической деятельности государства, что подтверждается исследованиями последних лет.6 Иными словами, фундаментальные функции государства постепенно утрачивают доминирующее значение своей территориальной направленности.

Тесная взаимосвязанность, взаимозависимость и взаимодополняемость  направлений государственной деятельности говорит о целесообразности рассмотрения феномена "функции государства" как целостного явления. Тогда, классификация функций государства будет отражать не их дифференциацию, а многоаспектность рассмотрения. При таком подходе, выбранные критерии, в совокупности, создадут своеобразную систему относительных координат, в которой можно рассматривать существование функций государства, причем, каждый из критериев будет задавать свою плоскость рассмотрения любой функции государства.

 

 

 

 

2.3. Формы осуществления функций государства

 

Основываясь на проведенном  анализе, можно предложить следующий  подход к рассмотрению классификации функций государства.

1. Временной срез. По  времени существования функции  рассматриваются как постоянные  и временные. Постоянные функции  присущи государству в различные  периоды его существования, а  временные обусловлены определенной  ситуацией или этапом развития.7 Временные функции возникают и исчезают в зависимости от отдельных задач, которые стоят перед государством в конкретный исторический период (отражение военной агрессии, предотвращение и преодоление эпидемий различных болезней, преодоление последствий природных катастроф).

2. Ценностный (аксиологический)  срез. Данный аспект позволяет  охарактеризовать функции государства  относительной значимостью, в  связи с чем, они могут рассматриваться  как приоритетные или второстепенные. Реализация приоритетных функций является определяющей для дальнейшего существования, развития государства и общества, должна носить консолидирующий характер. С изменением условий, влияющих на государственное и общественное развитие, приоритеты его деятельности могут меняться и на первый план будут  выходить ранее второстепенные функции (например, приоритетными функциями, в свое время, были восстановление народного хозяйства в первые годы после Великой Отечественной Войны, борьба республик Советского Союза за независимость в период его распада, ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы).

3. Структурно-системный  срез. Каждая функция государства  может рассматриваться элементом  целостной иерархичной системы  функций, сама, в свою очередь,  являясь субсистемой функций.  Чем ниже стоит функция государства в этой иерархии, тем выше уровень ее конкретизации. В данном контексте функции государства можно рассматривать как первичные и производные (функции и субфункции). Первичная функция сочетает в себе целый ряд тесно взаимосвязанных производных функций, выступающих ее структурными элементами, и, по отношению к ним, имеет более высокий уровень обобщенности (в таком ключе, обеспечение национальной безопасности будет первичной функцией, а обеспечение территориальной целостности, экономической и информационной безопасности, повышение научно-технологического потенциала – производными). В свою очередь, каждая производная функция может подвергаться аналогичному анализу и, в своей субсистеме, рассматриваться как первичная. Наиболее всеохватывающую функцию можно назвать "генеральной функцией государства", которая будет заключаться в создании всех необходимых условий для оптимального развития общества.8

4. Срез по линии  возможное – действительное. Этот  аспект рассмотрения отображает  реальность и эффективность деятельности государства по реализации своих функций. По реальности осуществления функции можно разделить на реально осуществляемые и потенциальные (декларативные). Реально осуществляемые имеют эффективные механизмы реализации, а потенциальные – лишь декларативное закрепление.

5. Деятельностный (содержательный) срез.  В научных исследованиях устоялась неразрывная взаимоопределяющая связь функций государства и направлений или сторон его деятельности, а также, как отмечают отдельные авторы, целей, методов, форм и средств этой деятельности.9 Это говорит о целесообразности их рассмотрения с позиции содержания самой государственной деятельности (субъекты, объекты, средства достижения результатов и результаты деятельности). Такой анализ носит глубокий, системный характер и позволяет оценить соответствие деятельности государства целям и задачам, стоящим перед ним на данном этапе.

6. Социальный срез. Именно  эта важнейшая плоскость рассмотрения  является наиболее разноплановой,  но в тоже время, конкретизированной для каждого государства, и определяющей его назначение в обществе.

Сложность и динамичность общественной жизни, научно-технический  прогресс, высокие темпы развития человечества в последние десятилетия  выдвигают особые требования к изучению изменчивости социального назначения государства. Сегодня в исследовании деятельности государства в зависимости от сферы общественной жизни, можно выделить следующие группы функций:

- политические – формирование и осуществление внутренней политики государства; создание благоприятных условий для осуществления народовластия; установление дипломатических отношений с другими государствами; оборонная деятельность государства, которая заключается в защите экономическими, дипломатическими и военными средствами его суверенитета и территории;

- экономические – влияние на сферу экономических отношений путем создания благоприятных условий для развития производства, поддержка и содействие развитию всех форм собственности; установление и осуществление торгово-экономических отношений с иностранными государствами, создание и обеспечение функционирования системы налогообложения и контроля законности прибылей индивидов и организаций, а также, использования средств налогоплательщиков;

- собственно социальные – создание самых благоприятных условий для устранения противоречий между разными социальными слоями населения, для  реализации гражданами права на труд, достаточный жизненный уровень, на здравоохранение и т. п.;

- экологические – охрана и обеспечение рационального использования природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности общества, улучшение экологического состояния планеты, участие, в предупреждении и ликвидации последствий экологических катастроф мирового масштаба;

- культурные – обеспечение консолидации нации, формирования общей для всей страны культуры, содействие развитию культуры всех народов, которые проживают на территории государства и установлению, развитию культурных связей с другими государствами; поддержка науки, образования, искусства, физической культуры и спорта; охрана культурного наследия;

- правоохранительные – контроль неуклонного соблюдения конституции и законов, обеспечение привлечения к юридической ответственности виновных в правонарушениях, обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, поддержка мира на планете и мирового правопорядка, борьба с международным терроризмом, предотвращение возникновения межнациональных и межгосударственных конфликтов и участие в их урегулировании;

- информационные – обеспечение свободного обмена информацией в пределах страны, содействие углублению информатизации общества и участие в развитии мирового информационного пространства с целью обеспечения свободного обмена информацией между странами, народами и отдельными гражданами, обеспечение информационной безопасности государства и гражданина.

Предложенный вариант  рассмотрения классификации функций  государства не исчерпывающий и  является одной из возможных интерпретаций. Функции государства – динамичное явление, которое постоянно адаптируется к изменяющимся условиям существования государства и направлениям его развития. Данный факт обуславливает влияние на содержание функций современных государств, огромного количества разнообразных факторов, способных изменять приоритеты государственной деятельности. Такими факторами могут выступать геополитическое положение, различные этническо-национальные причины, непредсказуемые экологические изменения, научно-технологический потенциал и др. Расстановка приоритетов в деятельности каждого государства носит индивидуальный характер, а содержательное наполнение важнейших функций государства зависит от реалий его существования на конкретном этапе.

Подытоживая все выше изложенное, следует отметить, что  любая дифференциация функций государства  является условной, и, ни чем иным, как компромиссным решением, служащим для определения места  государства в общественной жизни. Очевидно, что одного понятия "функции государства" не достаточно для такого анализа, и необходимы дополнительные характеристики, которые дадут возможность качественно оценить деятельность государства по осуществлению своих функций и сущность государственного влияния на общественные отношения. Такими характеристиками в теории государства и права выступают формы и методы реализации функций государства, государственная деятельность, механизм государства и иные.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его  социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация  суверенной публичной власти. Возникнув  как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.

Функции государства - это  основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности.

К наиболее значимым признакам  функций государства относятся:

  • устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;
  • непосредственная связь между сущностной характеристикой государства и его социальным назначением, которая (связь) реализуется в деятельности государства;
  • направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;
  • определенные формы реализации функций государства (чаще всего правовые), связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.

К организационным формам относятся:

1) организационно-регламентирующая - текущая работа определенных  структур по обеспечению функционирования  органов государства, связанная  с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.;

2) организационно-хозяйственная  - оперативно-техническая и хозяйственная  работа, связанная с бухучетом,  статистикой, снабжением, кредитованием,  дотациями и т.д.;

3) организационно-идеологическая - повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.

Информация о работе Теоретические аспекты сущности государства и его функции