Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 20:53, реферат
Количественно выразить экономическую роль правительства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и правительства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой правительства. Но помимо финансирования производства, правительство осуществляет также ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение доходов в частном секторе экономики.
Экономический
порядок характеризуется
Наша экономика
представляет собой преимущественно
рыночную систему. Вместе с тем, экономические
функции правительства –
Количественно
выразить экономическую роль правительства
нелегко. Весьма грубым показателем удельного
веса рынка и правительства в экономике
служит тот факт, что в настоящее время
около 4/5 национального продукта обеспечивается
рыночной системой, а остальная его часть
производится под эгидой правительства.
Но помимо финансирования производства,
правительство осуществляет также ряд
программ социального страхования и социального
обеспечения, ставя своей целью перераспределение
доходов в частном секторе экономики.
Статистика показывает, что налоги и общий
объем правительственных расходов и на
покупку товаров, и на социальные программы,
составляет приблизительно 1/3 национального
продукта. Наконец, множество трудно поддающихся
количественному измерению регулирующих
мер, предназначенных для защиты окружающей
среды, охраны здоровья и труда рабочих,
защиты потребителей от опасных продуктов,
обеспечение равного доступа к вакантным
рабочим местам и контроля за практикой
ценообразования в определенных отраслях,
вовлекает правительство практически
во все сферы экономической деятельности.
Экономическая
роль правительства, несомненно, велика
и всеобъемлюща. В отличие от модели
чистого капитализма, нашу экономику
лучше характеризовать как
Рынок и государство
Типы государственного
регулирования.
Необходимость
выполнения государством определенных
функций в сфере экономики
не отрицает никто. Однако по вопросам,
в каких пропорциях должно сочетаться
государственное и рыночное регулирование,
каковы границы и направления государственного
вмешательства, существует достаточно
широкий спектр теоретических воззрений
и соответствующих им практических подходов
– от полного государственного монополизма
в управлении национальным хозяйством
до крайнего экономического либерализма,
когда утверждается, что эффективной может
быть только экономика в условиях ничем
не ограниченного частного предпринимательства.
Между этими крайними вариантами есть
ряд промежуточных, например, китайский
вариант сочетания рыночных и государственных
регуляторов, так называемое социально-ориентированное
рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская
модель смешанной экономики и т.д.
Разновидностью
хозяйства, в котором существовала
крайне высокая степень государственного
монополизма, была построенная в нашей
стране централизованно управляемая экономика.
В ее основе лежало всеобъемлющее директивное
планирование, т.е. централизованное решение
вопросов о том, в каком количестве и что
производить, какие при этом должны быть
использованы ресурсы, в каком объеме
затрачен труд и капитал, какова должна
быть оплата труда и т.д. Задача составления
сбалансированного, увязанного по всем
статьям плана практически неразрешима
уже в силу своей колоссальной размерности
и статичности. Но даже в маловероятном
случае появления сбалансированного плана
система, где все действия экономических
субъектов расписываются на пять лет вперед,
оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся
к изменениям. Одна из причин – из сферы
экономики исключалась частная инициатива.
Все экономические агенты действовали
на основе спускаемых сверху плановых
заданий, приказов и распоряжений. Экономической
самостоятельности было столько, сколько
считал полезным и приемлемым центр. Жесткая
централизация создавала бюрократические
ограничения развитию. Кроме того, любая
жизнеспособная система предполагает
наличие прямых и обратных связей. Такие
связи лежат и в основе рыночного механизма
саморегулирования. Равновесие между
спросом и предложением устанавливается
при наличии прямых (от производства к
рынку) и обратных (от рынка к производству)
связей, действующих через жизнеспособную,
гибкую систему цен. В плановой экономике
существовали, хотя и деформированные,
прямые связи, но практически не действовали
обратные. Отсутствие обратных связей
при неподвижных и искаженных ценах делало
систему нечувствительной к динамике
потребительского спроса. Одно из следствий
этого – перепроизводство в одних отраслях
и дефицит в других. Попытки же ликвидировать
дефицит каких-то товаров зачастую вновь
приводили к их перепроизводству. Дефицит
был отличительным качеством плановой
экономики. В варианте государственного
монополизма в управлении экономикой
оказывается блокированным конкурентный
механизм, которому рыночная экономика
прежде всего и обязана своей эффективностью.
В любой экономической
системе, в том числе и рыночной
экономике, государство выступает
в известном смысле как экономический
агент, обладающий правом и возможностью
принуждения, например, в сфере налоговой
политики, государственного законодательства.
Принуждение часто обосновывается политической
философией, требующей подчинения личных
интересов общественным. Принуждение,
если оно расширительно трактуется государством,
сводит на нет все преимущества свободного
предпринимательства, основанного на
конкуренции и рыночном ценообразовании.
Теоретические
взгляды на государственное регулирование
Отношение к
государственному вмешательству в
рыночную экономику было различным
на разных этапах ее становления и развития.
В период формирования рыночных отношений
в XVII и XVIII вв. господствовавшая тогда экономическая
доктрина – меркантилизм – основывалась
на признании безусловной необходимости
государственного регулирования для развития
в стране торговли и промышленности. С
развитием рыночных отношений набравший
силу класс предпринимателей начал рассматривать
государственное вмешательство и связанные
с этим ограничения как помеху в своей
деятельности. Неудивительно, что пришедшие
в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи
экономического либерализма, которые
негативно оценивали государственное
вмешательство в экономику, сразу нашли
огромное число горячих поклонников.
Вне зависимости
от господствующих экономических доктрин
никто и никогда не снимал с национальных
правительств ответственности за экономическое
положение страны. Все сходятся в понимании
того, что невидимая рука рынка должна
дополняться видимой рукой государства.
Кейнсианская
революция
Важный этап
в теоретическом осознании роли
государства в рыночной экономике был
связан с именем выдающегося английского
экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые
в ходе «кейнсианской революции», совершили
переворот в классических воззрениях
на рыночную экономику. Они доказали невозможность
самоисцеления экономического спада,
необходимость государственной политики
как средства, способного уравновешивать
совокупный спрос и совокупное предложение,
выводить экономику из кризисного состояния,
способствовать ее дальнейшей стабилизации.
Влияние кейнсианских
идей на экономическую мысль и экономическую
практику трудно переоценить. В теоретическом
аспекте идеи Кейнса способствовали появлению
нового крупного раздела экономической
теории – макроэкономики.
В практическом
плане экономическую политику, отражающую
идеи Кейнса, когда через соответствующий
денежно-кредитный и финансовый инструментарий
регулировался совокупный спрос, проводило
большинство развитых стран мира после
второй мировой войны. Считается, что она
во многом способствовала смягчению циклических
колебаний экономики этих стран.
Фиаско рынка
и государственное
Классики исходили
из тезиса о необходимости выполнения
государством традиционных функций, понимая,
что существуют сферы, которые находятся
вне пределов досягаемости рыночного
конкурентного механизма. Это прежде всего
касается так называемых общественных
товаров (public goods), т.е. товаров и услуг,
которые потребляются коллективно. Очевидно,
что государство должно брать на себя
заботу об их производстве и организовывать
совместную оплату гражданам этой продукции.
К числу проблем,
которые не решает рыночный конкурентный
механизм, относятся внешние, или
побочные, эффекты. Когда производство
какой-либо продукции приводит к
загрязнению окружающей среды, то, как
правило, требуются дополнительные затраты.
При этом на цене продукта, производство
которого повлекло за собой подобные побочные
эффекты, это может и не сказаться. Механизм
рынка зачастую не реагирует на явления,
которые стали настоящей бедой для человечества.
Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать,
опираясь на прямой контроль государства.
Государство должно оценивать возникающие
проблемы с точки зрения общественных
перспектив.
Экономическая
практика выявила в XIX в. и подтвердила
в XX в., что существует ситуация, так
называемое фиаско рынка, когда рыночная
координация не обеспечивает эффективного
использования ресурсов. Иначе говоря,
ответы на вопросы что? как? и для кого?
производить, которые дает саморегулирующаяся
рыночная система, отнюдь не всегда отвечает
действительным потребностям общества.
Следует также
отметить, что рыночный выбор «слеп»
к проблемам справедливости и
равенства. Ничем не ограниченное рыночное
распределение, справедливое с точки
зрения законов рынка, приводит к
резкой дифференциации доходов, социальной
незащищенности. Когда рыночное распределение
не устраивает большинство населения,
это чревато серьезными социальными конфликтами.
Корректировать распределение, которое
обеспечивает рынок, должно государство.
Вмешательства государства требует и
другая рыночная проблема – безработица.
Необходимы усилия по ее сокращению или
смягчению ее последствий, если она все
же неизбежна.
Негативные последствия
действия вышеперечисленных и других
факторов привели к осознанию
того, что надежды только на рыночную
самонастройку могут поставить под вопрос
само существование системы. Особенно
отчетливо это выявилось в период «великой
депрессии» 1929-1933 гг.
Экономические
функции государства в
Переход России
от централизованно управляемого хозяйства
к рыночной экономике коренным образом
меняет задачи, которые стоят перед государством
в экономической сфере. Изменение прежнего
порядка, при котором централизм достиг
апогея, привело к тому, что в России быстрее
пошел процесс разрушения старых механизмов
централизованного государственного
регулирования, нежели создание новых,
необходимых для проведения эффективных
рыночных преобразований.
Неприятие тоталитаризма,
ориентация на либерально-демократическую
систему ценностей не означает, что
переходить следует к некой абстрактной
«безгосударственной» рыночной модели.
В России многими воспринята как аксиома
идея, согласно которой основой политических
свобод и демократии могут быть полностью
либерализованные рынки. Но это утверждение
не только несколько искаженно трактует
западный опыт, но и не учитывает российский
менталитет с его многовековой традицией
сильной центральной власти, правда, доведенной
в ходе социального эксперимента XX в. до
крайних форм. Системы, целиком основанный
на невмешательстве государства, не существовало
ни в XIX в., ни до него. В XX в. важнейшей составляющей
успеха стран не только с развитой рыночной
экономикой, но и, в большей степени, развивающихся,
как уже отмечалось, явилась регулирующая
роль государства.
Многообразие
задач, которые стоят перед государством
в рыночной экономике, можно выразить
через выполняемые государством экономические
функции. К ним относятся:
создание и
регулирование правовой основы функционирования
экономики;
антимонопольное
регулирование;
проведение политики
макроэкономической стабилизации;
воздействие на
размещение ресурсов;
деятельность
в сфере распределения доходов.
Такая классификация
удобна для анализа, хотя и достаточно
условна. В реальной действительности
все функции переплетены между
собой и в комплексе воздействуют на экономическую
ситуацию. Например, антимонопольная деятельность
предполагает наличие соответствующего
законодательства, а ее результаты будут
сказываться на размещении ресурсов и
на распределение доходов.
Государственное
регулирование экономики: правовые инструменты.
Выделим главные
формы и методы вмешательства
государства в экономику. Прежде
всего важно различать две
основные формы: прямое вмешательство
через расширение государственной
собственности на материальные ресурсы,
законотворчество и управление производственными
предприятиями и косвенное вмешательство
с помощью различных мер экономической
политики.
Прямое вмешательство.
Во всех промышленно
развитых странах существует более
или менее значительный по своим
масштабам государственный сектор экономики.
Его размеры могут служить критерием экономической
роли государства, хотя он не абсолютен.
Государство обладает капиталами в самых
разнообразных формах, предоставляет
кредиты, принимает долевое участие, является
собственником предприятия. Это делает
государство владельцем части общественного
капитала. В государственном секторе западных
стран занята довольно большая группа
людей: от 11 % общей численности лиц наемного
труда во Франции и Италии до 8-9 % в ФРГ,
Бельгии и Голландии.
Информация о работе Теоретические взгляды на государственное регулирование