Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 20:53, реферат
Количественно выразить экономическую роль правительства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и правительства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой правительства. Но помимо финансирования производства, правительство осуществляет также ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение доходов в частном секторе экономики.
Во всех промышленно
развитых странах становление и
развитие государственного сектора
происходило практически в
Прямое вмешательство
государства – это и принятие
законодательных актов, призванных
упорядочить и развивать
Косвенное вмешательство
В зависимости
от целей вмешательства меры экономической
политики могут быть направлены на:
стимулирование
капиталовложений и восстановление
(если это возможно) равновесия между
сбережениями и инвестициями;
обеспечение полной
занятости;
стимулирование
экспорта и импорта товаров, капиталов
и рабочей силы;
воздействие на
общий уровень цен в целях
его стабилизации и цены на некоторые
специфические товары;
поддержку устойчивого
экономического роста;
перераспределение
доходов;
и некоторые
другие цели.
Для проведения
этих разнообразных мер государство прибегает
главным образом к фискальной и кредитно-денежной
политике. Фискальная политика – это бюджетная
политика. Ее можно определить как политику,
проводимую путем манипулирования государственными
доходами (прежде всего, налогами) и расходами.
Кредитно-денежная политика – это политика,
проводимая путем регулирования денежной
массы в обращении и совершенствовании
кредитной сферы. Оба эти направления
государственной политики тесно связаны
друг с другом. Однако эта связь в рыночной
и централизованной экономике существенно
различается.
Страны с рыночной
экономикой, начавшей формироваться 2-3
столетия назад, постоянно ищут оптимальное
сочетание государственного регулирования
и функционирования естественно
сложившегося рыночного механизма. Страны
со сложившейся централизованной экономической
системой пытаются в ходе разгосударствления
возродить с помощью государства (как
это ни парадоксально звучит) тот самый
мощный, животворящий частный интерес,
без которого не может быть рынка. Главная
проблема при этом – не убить в объятиях
государства этот животворящий интерес.
Роль налогов
в рыночной экономике.
В рыночной экономике
налоги выполняют столь важную роль,
что можно с уверенностью сказать:
без хорошо налаженной, четко действующей
налоговой системы, отвечающей условиям
развития общественного производства,
эффективная рыночная экономика невозможна.
В чем же конкретно состоит роль налогов
в рыночной экономике, какие функции они
выполняют в хозяйственном механизме?
Отвечая на эти вопросы, обычно начинают
с того, что налогам принадлежит решающая
роль в формировании доходной части государственного
бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное
для характеристики роли налогов: государственный
бюджет можно сформировать и без них. Хотя
бы с помощью экономических нормативов
отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся
в нашей стране ряд лет. На первое место
следует поставить функцию, без которой
в экономике, базирующейся на товарно-денежных
отношениях, нельзя обойтись. Эта функция
налогов – регулирующая.
Рыночная экономика
в развитых странах – это регулируемая
экономика. Споры по этому поводу,
которым отдала дань наша печать, беспредметны.
Представить себе эффективно функционирующую
рыночную экономику в современном
мире, не регулируемую государством, невозможно.
Иное дело – как она регулируется, какими
способами, в каких формах и т.д. Здесь,
как говорят, возможны варианты. Но каковы
бы ни были эти формы и методы, центральное
место в самой системе регулирования принадлежит
налогам.
Государственное
регулирование осуществляется в
двух основных направлениях:
регулирование
рыночных, товарно-денежных отношений.
Оно состоит главным образом
в определении «правил игры»,
то есть разработка законов, нормативных
актов, определяющих взаимоотношения
действующих на рынке лиц, прежде всего
предпринимателей, работодателей и наемных
рабочих. К ним относятся законы, постановления,
инструкции государственных органов,
регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей,
продавцов и покупателей, деятельность
банков, товарных и фондовых бирж, а также
бирж труда, торговых домов, устанавливающие
порядок проведения аукционов, ярмарок,
правила обращения ценных бумаг и т.п.
Это направление государственного регулирования
рынка непосредственно с налогами не связано;
регулирование
развития национального хозяйства,
общественного производства в условиях,
когда основным объективным экономическим
законом, действующим в обществе,
является закон стоимости. Здесь
речь идет главным образом о финансово-
В условиях рынка
отмирают или, по крайней мере, сводятся
к минимуму, методы административного
подчинения предпринимателей, постепенно
исчезает само понятие «вышестоящей организации»,
имеющей право управлять деятельностью
предприятий с помощью распоряжений, команд
и приказов. Но необходимость подчинять
деятельность предпринимателей целям
сочетания их личных интересов с общественными
не отпадает. В то же время приказать, заставить
нельзя. А как же можно?
Адекватной рыночным
отношениям является лишь одна форма
воздействия на предпринимателей и
наемных рабочих, продавцов и
покупателей – система
Таким образом,
развитие рыночной экономики регулируется
финансово-экономическими методами –
путем применения отлаженной системы
налогообложения, маневрирования ссудным
капиталом и процентными ставками, выделения
из бюджета капитальных вложений и дотаций,
государственных закупок и осуществления
народнохозяйственных программ и т.п.
Центральное место в этом комплексе экономических
методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми
ставками, льготами и штрафами, изменяя
условия налогообложения, вводя одни и
отменяя другие налоги, государство создает
условия для ускоренного развития определенных
отраслей и производств, способствует
решению актуальных для общества проблем.
Государство должно
способствовать развитию малого бизнеса,
всемерно поддерживать его. Формы такой
поддержки разнообразны: создание специальных
фондов финансирования малых предприятий,
льготное кредитование их деятельности
и т.п. но главное средство оказания содействия
малому бизнесу – особые льготные условия
налогообложения.
Другая функция
налогов – стимулирующая. С помощью
налогов, льгот и санкций государство
стимулирует технический
Следующая функция
налогов – распределительная, или,
вернее, перераспределительная. Посредством
налогов в государственном
Перераспределительная
функция налоговой системы носит ярко
выраженный социальный характер. Соответствующим
образом построенная налоговая система
позволяет придать рыночной экономике
социальную направленность, как это сделано
в Германии, Швеции, многих других странах.
Это достигается путем установления прогрессивных
ставок налогообложения, направления
значительной части бюджета средств н
асоциальные нужды населения, полного
или частичного освобождения от налогов
граждан, нуждающихся в социальной защите.
Наконец, последняя
функция налогов – фискальная, изъятие
части доходов предприятий и граждан для
содержания государственного аппарата,
обороны страны и той части производственной
сферы, которая не имеет собственных источников
доходов (многие учреждения культуры –
библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны
для обеспечения должного уровня развития
– фундаментальная наука, театры, музеи
и многие учебные заведения и т.п.
Указанное разграничение
функций налоговой системы
Не зная твердо,
каковы будут условия и ставки
налогообложения в предстоящем периоде,
невозможно рассчитать, какая же часть
ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая
достанется предпринимателю. Стабильность
налоговой системы не означает, что состав
налогов, ставки, льготы, санкции могут
быть установлены раз и навсегда. «Застывших»
систем налогообложения нет и быть не
может. Любая система налогообложения
отражает характер общественного строя,
состояние экономики страны, устойчивость
социально-политической ситуации, степень
доверия населения к правительству –
и все это на момент ее введения в действие.
По мере изменения указанных и иных условий
налоговая система перестает отвечать
предъявленным к ней требованиям, вступает
в противоречие с объективными условиями
развития национального хозяйства. В связи
с этим в налоговую систему в целом или
отдельные ее элементы (ставки, льготы
и т.п.) вносятся необходимые изменения.
Сочетания стабильности
и динамичности, подвижности налоговой
системы достигается тем, что
в течение года никакие изменения
(за исключением устранения очевидных
ошибок) не вносятся; состав налоговой
системы (перечень налогов и платежей)
должен быть стабилен в течение нескольких
лет. В условиях нашей страны с ее прежней
приверженностью к пятилетним планам
(хотя с позиции хозяйственной целесообразности
трудно определить преимущества наших
пятилеток перед французскими, например,
четырехлетками) период относительной
стабильности целесообразно принять равным
5 годам. Систему налогообложения можно
считать стабильной и, соответственно,
благоприятной для предпринимательской
деятельности, если остаются неизменными
основные принципы налогообложения, состав
налоговой системы, наиболее значимые
льготы и санкции, (если, естественно, ставки
налогов не выходят при этом за пределы
экономической целесообразности). Частные
изменения могут вноситься ежегодно, но
при этом желательно, чтобы они были установлены
и были известны предпринимателям хотя
бы за месяц до нового хозяйственного
года. Например, состояние бюджета на очередной
год, наличие бюджетного дефицита и его
ожидаемые размеры могут определять целесообразность
снижения на 2-3 пункта или необходимость
повышения на 2-3 пункта ставок налога на
прибыль или доход. Такие частные изменения
не нарушают стабильности системы хозяйствования,
а вместе с тем не препятствуют эффективной
предпринимательской деятельности.
Стабильность
налогов означает относительную
неизменность в течение ряда лет
основных принципов налогообложения,
а также наиболее значимых налогов
и ставок, определяющих взаимоотношения
предпринимателей и предприятий с государственным
бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний
день, то речь должна идти о налоге на добавленную
стоимость, акцизах, налоге на прибыль
и доходы. Многие же другие налоги и сам
состав системы налогообложения могут
и должны меняться вместе с изменением
экономической ситуации в стране и в общественном
производстве.
Информация о работе Теоретические взгляды на государственное регулирование