Теоретические взгляды на государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 20:53, реферат

Описание работы

Количественно выразить экономическую роль правительства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и правительства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой правительства. Но помимо финансирования производства, правительство осуществляет также ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение доходов в частном секторе экономики.

Файлы: 1 файл

Экономический порядок характеризуется разделением в определенной форме между государством и отдельными личностями прав принятия эконом

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Во всех промышленно  развитых странах становление и  развитие государственного сектора  происходило практически в одних  и тех же отраслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный  и воздушный транспорт, авиация  и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, т.е. совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеют особенно большое значение, и стоимость их велика. Однако такая величина инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам. 

Прямое вмешательство  государства – это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения  между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем издания законодательных актов необычайно разнообразны. К ним можно отнести положение о кооперации во Франции и т.п. 

Косвенное вмешательство  

В зависимости  от целей вмешательства меры экономической  политики могут быть направлены на:  

стимулирование  капиталовложений и восстановление (если это возможно) равновесия между  сбережениями и инвестициями; 

обеспечение полной занятости; 

стимулирование  экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы; 

воздействие на общий уровень цен в целях  его стабилизации и цены на некоторые  специфические товары; 

поддержку устойчивого  экономического роста; 

перераспределение доходов; 

и некоторые  другие цели. 

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика – это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, проводимую путем манипулирования государственными доходами (прежде всего, налогами) и расходами. Кредитно-денежная политика – это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в рыночной и централизованной экономике существенно различается. 

Страны с рыночной экономикой, начавшей формироваться 2-3 столетия назад, постоянно ищут оптимальное  сочетание государственного регулирования  и функционирования естественно  сложившегося рыночного механизма. Страны со сложившейся централизованной экономической системой пытаются в ходе разгосударствления возродить с помощью государства (как это ни парадоксально звучит) тот самый мощный, животворящий частный интерес, без которого не может быть рынка. Главная проблема при этом – не убить в объятиях государства этот животворящий интерес. 

Роль налогов  в рыночной экономике.  

В рыночной экономике  налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов – регулирующая.  

Рыночная экономика  в развитых странах – это регулируемая экономика. Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно функционирующую  рыночную экономику в современном  мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело – как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. 

Государственное регулирование осуществляется в  двух основных направлениях:  

регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом  в определении «правил игры», то есть разработка законов, нормативных  актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано; 

регулирование развития национального хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим  законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь  речь идет главным образом о финансово-экономических  методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу, направлении. 

В условиях рынка  отмирают или, по крайней мере, сводятся к минимуму, методы административного  подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие «вышестоящей организации», имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественными не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно? 

Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма  воздействия на предпринимателей и  наемных рабочих, продавцов и  покупателей – система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью, возможностью заработать практически любую сумму денег. В рыночной экономике отмирает привычное нам слово «получка», там люди не получают, а зарабатывают (исключение составляют безработные, да и то – свое пособие безработные, как правило, заработали трудом в предшествующем периоде). 

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами –  путем применения отлаженной системы  налогообложения, маневрирования ссудным  капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. 

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. 

Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. но главное средство оказания содействия малому бизнесу – особые льготные условия налогообложения. 

Другая функция  налогов – стимулирующая. С помощью  налогов, льгот и санкций государство  стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные  вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. 

Следующая функция  налогов – распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством  налогов в государственном бюджете  концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции, капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. 

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств н асоциальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите. 

Наконец, последняя  функция налогов – фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части производственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры – библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. 

Указанное разграничение  функций налоговой системы носит  условный характер, так как все  они переплетаются и осуществляются одновременно. Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.п. Неопределенность – враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска по крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а в условиях нашей печальной памяти перестройки – и самих принципов налогообложения. 

Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю. Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству – и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявленным к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития национального хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения. 

Сочетания стабильности и динамичности, подвижности налоговой  системы достигается тем, что  в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. В условиях нашей страны с ее прежней приверженностью к пятилетним планам (хотя с позиции хозяйственной целесообразности трудно определить преимущества наших пятилеток перед французскими, например, четырехлетками) период относительной стабильности целесообразно принять равным 5 годам. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции, (если, естественно, ставки налогов не выходят при этом за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определять целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности. 

Стабильность  налогов означает относительную  неизменность в течение ряда лет  основных принципов налогообложения, а также наиболее значимых налогов  и ставок, определяющих взаимоотношения  предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве. 

Информация о работе Теоретические взгляды на государственное регулирование