Теории происхождения государства с точки зрения современного сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы: изучить теории происхождения государства, понять их сущность, найти сходства и различия.
Для достижение поставленной цели решаются следующие задачи:
1) рассмотрение каждой из представленных теорий.
2) Выполнить сравнительный анализ теологической и договорной теорий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..………..3
1. Многообразие теорий происхождения государства…………………..............5
1.1. Патриархальная теория…………………………………………………….....5
1.2. Теория насилия…………………………………………………………..…....7
1.3. Психологическая теория…………………………………………………..….9
1.4. Расовая теория……………………………………………………………..…11
1.5. Материалистическая теория. …………………………………………..……13
2. Анализ теологической и договорной теорий происхождения государства…………………………………………………………….………….17
2.1. Теологическая теория…………………………………………………….….17
2.2. Договорная теория…………………………………………………………...23 Заключение………………………………………………………………………..35
Библиографический список……………………………………………………....37

Файлы: 1 файл

Теории происхождения государства с точки зрения современного сознания.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

на тему     «Теории происхождения государства  с точки зрения современного сознания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..………..3

1. Многообразие теорий  происхождения государства…………………..............5

1.1. Патриархальная теория…………………………………………………….....5

1.2. Теория насилия…………………………………………………………..…....7

1.3. Психологическая теория…………………………………………………..….9

1.4. Расовая теория……………………………………………………………..…11

1.5. Материалистическая теория. …………………………………………..……13

2. Анализ теологической и договорной теорий происхождения государства…………………………………………………………….………….17

2.1. Теологическая  теория…………………………………………………….….17

2.2. Договорная  теория…………………………………………………………...23 Заключение………………………………………………………………………..35

Библиографический список……………………………………………………....37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Актуальность темы: изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Среди теоретиков государства и права никогда  не было раньше и в настоящее время  нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения  государства и права, именно по этому данная тема является актуальной и в наше время. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.

Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства  и права. Однако этого нельзя сказать  обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и  характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.

В мире всегда существовало и существует множество различных  теорий, объясняющих процесс возникновения  и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

 Объектом  исследования являются правовые отношения возникающие в процессе развития государства. Предметом является теории объясняющие процесс возникновения государства, в частности теологическая и договорная.

    Цель написания курсовой работы: изучить теории происхождения государства, понять их сущность, найти сходства и различия.

   Для достижение  поставленной цели решаются следующие  задачи:

  1. рассмотрение каждой из представленных теорий.
  2. Выполнить сравнительный анализ теологической и договорной теорий.

Методологической основой  курсового исследования являются такие  общенаучные методы, как анализ и  синтез и такие частнонаучные  методы как сравнительный и толкование. Теоретической основой являются труды известных авторов, таких  как С.А. Комаров, В.Н. Хропанюк, М.Н. Марченко, М.Н. Коркунов и другие.

Структура работы состоит  из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. МНОГООБРАЗИЕ ТЕОРИЙ  ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

 

Важное значение как  в теоретическом, так и в практико-политическом отношении имеет изучение происхождения государства и права.

Следует заметить, что этот вопрос будоражил воображение  не одного поколения людей. Были созданы  десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права продолжаются и по сей день.  Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести:

- патриархальную,

- насилия,

- психологическую,

- расовую,

- органическую,

- материалистическую (классовую) теории.

Рассмотрим  каждую из выше перечисленных теорий.

 

1.1. Патриархальная  теория

 

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней.

 У истоков  ее стоял Аристотель, который  считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные, люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

В Китае эту  теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как  большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.

 В средние  века, обосновывая существование  в Англии абсолютизма, Р. Фильмер  в работе "Патриархия, или защита  естественного права королей" (1642 г.) со ссылками на патриархальную  теорию доказывал, что первоначально  Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.

 Патриархальная  теория нашла благоприятную почву  в России. Ее активно пропагандировал  социолог, публицист, теоретик народничества  Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в "отца народа", хорошего царя, вождя то есть личность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.

 Патернализм,  вождизм порождает и многочисленных  идеологических "оруженосцев", готовых  на все лады восхвалять вождей, оправдывать в глазах людей  самые негативные их действия  и решения. Наиболее уродливо  эта тенденция проявилась во  времена сталинского тоталитаризма. Культовая идеология не только оправдывала, но и всячески восхваляла концентрацию неограниченной власти в руках Сталина, сразу же превращая каждый его шаг в "исторический", "судьбоносный", "решающий".

 Традиции  патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологические "оруженосцы".

 

 Патриархальную  теорию критиковали многие и  в разное время. В частности,  еще Дж. Локк писал, что вместо  научного подхода мы находим  в ее положениях "детские побасенки". Ее называли "доктриной прописей", антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство.

 

1.2. Теория насилия

 

Краеугольный  камень теории насилия составляет утверждение  о том, что главная причина  возникновения государства и  права лежит не в социально-экономическом  развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими (т.е. связана с факторами военно-политического характера). Первоначальный фактор возникновения государства следует искать в непосредственной политической силе. Общество, по мнению Е.Дюринга, состоит по меньшей мере из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой. Австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоевания возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов.  Рабство в свою очередь ведёт к появлению частной собственности и классов. С частной же собственностью связан и ею обусловлен переход от кочевого быта к земледельческому, осёдлому быту. Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над другим племенем, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего.

К .Каутский также  видит источник государства во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побеждённое племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает не деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побеждёнными, который позже становится в государство. Лишь там, пишет Каутский, где имеет место внешнее насилие, " возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим и эксплуатирующим, другая - угнетённым и эксплуатируемым классом". К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например Золотая Орда). Элемент насилия, как внутреннего, так и внешность, объективно присутствовали и сопровождали процесс любого государства (римское, древнегерманское государство, Киевская Русь). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия.

 

1.3. Психологическая  теория

 

Психологическая теория государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.).

Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве.

Государство - явление  чрезвычайно многогранное. Причины  его возникновения объясняются  многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Марке, Плеханов, Бердляев).

Суть психологической  теории заключается в том, что  она пытается объяснить возникновение  государственно-правовых явлений и  власти особыми психологическими переживаниями  и потребностями людей.

Какие это переживания  и потребности? Это потребность  властвования у одних и потребность  подчинения у других. Это осознание  необходимости потребность послушания, повиновения определённым лицами в  обществе. Потребность следовать  их указаниям.

Психологическая теория государства и права рассматривала  народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.

В своих работах  по теории государства и права  Петражицкий подразделяет право  на автономное (или интуитивное) и  на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего «голоса» совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте.

Информация о работе Теории происхождения государства с точки зрения современного сознания