Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:09, курсовая работа
Цель написания курсовой работы: изучить теории происхождения государства, понять их сущность, найти сходства и различия.
Для достижение поставленной цели решаются следующие задачи:
1) рассмотрение каждой из представленных теорий.
2) Выполнить сравнительный анализ теологической и договорной теорий.
Введение…………………………………………………………………..………..3
1. Многообразие теорий происхождения государства…………………..............5
1.1. Патриархальная теория…………………………………………………….....5
1.2. Теория насилия…………………………………………………………..…....7
1.3. Психологическая теория…………………………………………………..….9
1.4. Расовая теория……………………………………………………………..…11
1.5. Материалистическая теория. …………………………………………..……13
2. Анализ теологической и договорной теорий происхождения государства…………………………………………………………….………….17
2.1. Теологическая теория…………………………………………………….….17
2.2. Договорная теория…………………………………………………………...23 Заключение………………………………………………………………………..35
Библиографический список……………………………………………………....37
- каждый имеет право на труд и отдых ( ст.37 ).
В цивилизованном
обществе нет оснований для
Основатели и продолжатели теории естественного права выступали против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха является производной не от Бога, а от людей .Народ, говорил Руссо, может лишить правителей власти, если они нарушат заключенный между ними и гражданами договор.
Оценка теории. Первым несомненным положительным моментом данной теории является то, что ее авторы отметили одну из характерных человеческих черт: ему присущи страх и чувство самосохранения. Именно это толкает его к объединению, к достижению компромиссов с другими людьми, способствует возникновению желания поступиться чем-либо, дабы чувствовать себя спокойно и уверенно.
Договорная теория носит демократический характер, поскольку исходит из того, что человек ценен сам по себе, а потому с рождения имеет права и свободы. Права и свободы важны для него настолько, что за них он должен бороться вплоть до свержения публичной власти, злоупотребляющей доверием со стороны народа, поверившего ей и передавшего часть своих прав.
Нельзя не отметить и еще одно достоинство договорной теории: она порывала с религиозным представлением о происхождении государства и государственной власти. Правда, сначала, до ее создания, потребовался прорыв в области естествознания, который достался человечеству очень тяжело. Вспомним, что на инквизиционном костре был сожжен Джордано Бруно именно за создание новой картины видения мира, где места Богу не отводилось. Гуманитариям, с одной стороны, было легче идти по стопам естествоиспытателей, а с другой - сложнее, поскольку их идеи на практике проверить было невозможно. И тем не менее, теологическая доктрина с XVI в. стала понемногу уступать дорогу светской. Большую лепту в этом отношении внесли авторы договорной теории происхождения государства.
И, наконец, достоинство теории общественного договора состоит и в том, что она опиралась на общественную практику, а не носила умозрительный характер. Речь идет об имевших место в истории договорах, заключаемых между населением отдельных феодальных городов и князьями, которых приглашали осуществлять власть. В этих соглашениях оговаривалось их материальное обеспечение, которое предоставлялось в обмен на управление городом, на защиту города. Пусть, эта общественная практика не носила всеобъемлющего характера, но давала мыслителям пищу для ума
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленные теории происхождения государства являются принципиально разными по своей сути, но у них есть сходства. Сходятся они в том, что государство не сложилось само собой, а кто-то его создал, кто-то смог объединить людей под своим началом. В теологической теории объединителем является Бог, именно по его воле, по мнению приверженцев данной теории, образовалось государство. Эту теорию сложно доказать или опровергнуть, потому что она основывается в основном на вере, но она имеет право на существование. Сторонники договорной теории считают, государство возникло в следствие общественного договора, на основе которого люди добровольно объединились в государство. Данная теория является более обоснованной, чем теологическая теория, но с другой стороны, слабым звеном договорной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями.
И всё - таки более обоснованной, по моему мнению, выглядит договорная теория, так как доказательства теологической теории подкреплены в большей части лишь верой, тогда как многие учёные в наше время ставят под большое сомнение божественное влияние на развитие общества. Договорная теория не преподносит нам ничего нового, как и в древности, так и сейчас в обществе существуют лидеры, то есть те, кто по своим качествам могут управлять людьми и те, кто в силу своего характера могут лишь исполнять волю лидера.
В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций:
1) заключается в объяснение государства
и права как средств силы, средств преодоления
общественных противоречий и обеспечения
порядка прежде всего путем насилия, путем
принуждения. С этой точки зрения государство
и право является орудиями и средствами
в руках одной части общества для провидения
своей воли, для подчинения этой воли других
членов общества. Суть государства и права
составляет
силу принуждения, подавления. Наиболее
четко и последовательно эта
позиция обоснована теорией насилия.
2) государство
и право обеспечивает порядок в
обществе путем снятия
противоречия, достижения социальных
компромиссов. С этой позиции в
деятельности государства, функционирование
права выражается общие
скоординированные интересы различных
групп общества. Суть государства и
права составляет общественное согласие,
компромисс. Наиболее четко эта
позиция обоснована теорией общественного
договора.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1) Выдержки из сочинений Маркса и Энгельса (электронный ресурс)// сайт whttp://www.gopb.ru, 2010.-режим доступа: http://www.gopb.ru Загл. с экрана.(дата обращения 15.05.2010)
2) Выдержки из сочинений Руссо (электронный ресурс)// сайт http://dic.academic.ru, 2010.-режим доступа: http://dic.academic.ru Загл. с экрана.(дата обращения 15.05.2010
3) Классовая
теория (электронный ресурс)// сайт wikipedia.-wikipedia,2010.-
4)Конституция РФ. М., 1993 г.
5)Коркунов М.Н. Лекции по общей теории права. СПб., 1894 С. 184-185.
6)Лазарев В.В.
Общая теория права и
7)Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2004, 476 С.
8)Новицкий И.Б. Римское право. М., 2006.
9) Теория государства и права.
Курс лекций / Под редакцией Н.И. Матузова
и
А. В. Малько. – М.: Юристъ, 2007., с. – 52.
10)Органическая теория (электронный ресурс)//
сайт wikipedia.-wikipedia,2010.-
11) О плюрализме теорий происхождения государства и права. (электронный ресурс)// сайт alchnost.com,2010.-режим доступа: http://alchnost.com. Загл. с экрана.(дата обращения 13.05.2010)
12)Патриархальная теория (электронный
ресурс)// сайт wikipedia.-wikipedia,2010.-
13)Теория государства и права. Курс лекций / Под редакцией Н.И. Матузова и А. В. Малько. – М.: Юристъ, 2006., с. – 52.
14)Теория насилия (электронный
ресурс)// сайт wikipedia.-wikipedia,2010.-
15)Хропанюк В.Н. Теория государства
и права: хрестоматия. – М., 2006, с. –
119.
1 Марченко М.Н. Теория государства
и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2004, 476
С.
1 Маркс К. И Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 169.
1 Лазарев В.В. Общая теория права и государства - М.: Юрист, 2004. с 48
2 Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. СПб., 1907. С. 87.
3 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре., М., 1938 С. 13
1 Коркунов М.Н. Лекции по общей теории права. СПб., 1894 С. 184-185.
Информация о работе Теории происхождения государства с точки зрения современного сознания