Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:57, реферат
Нижний уровень составляют так называемые прикладные юридические науки. К ним относятся криминалистика, криминология, юридическая психология и некоторые другие. Эти науки ближе всего стоят к практике и непосредственно её обслуживают (прикладными в отличие от фундаментальных называются науки, непосредственно обслуживающие практику).
Средний уровень составляют отраслевые и межотраслевые юридические науки. К ним относятся науки конституционного, административного, гражданского, уголовного права и т.д. Эти науки изучают различные отрасли права. Они тоже тесно связаны с практикой (прежде всего с юридической), но вместе с тем нередко формулируют и теоретические положения фундаментального характера.
С позиций же легистского (позитивистского) типа правопонимания речь, в лучшем случае, может идти лишь о единстве силовых характеристик (сущностных свойств) государства и права, т.е. о единой силовой природе и сущности государства и права, о соответствии между пониманием (и понятием) государства как правообразующей силы и пониманием (и понятием) права как силовых, принудительно-приказных установлений такого государства – силы.
Постсоветская российская юриспруденция, исходящая из юридического (антилегистского, антипозитивистского, антиэта-тистского) типа правопонимания, имеет развитую теоретическую и методологическую основу в виде либертарко-юриди-ческого учения о праве и государстве. При этом именно либер-тарно-юридическая концепция юриспруденции, которая обладает необходимым внутренним понятийно-правовым единством своего предмета и надлежащим ценностно-правовым потенциалом, может теоретически последовательно выразить и развить правовое содержание действующей Конституции и в целом отвечает потребностям, целям и задачам развития отечественной юридической науки в постсоциалистической России. Подобная концепция и есть по существу в складывающихся условиях наиболее адекватная парадигма для постсоветской российской юриспруденции.
В рамках либертарно-юридической концепции юриспруденции можно (и необходимо) учесть все познавательно значимое и ценное из достижений отечественной и зарубежной юриспруденции, из богатого и поучительного опыта разных направлений юридического и позитивистского учений о праве и государстве.
Вместе с тем с позиций либертарно-юридической концепции юриспруденции, соответствующей теоретическим потребностям и специфическим особенностям постсоциалистического периода развития юридических исследований, очевидны несостоятельность и бесперспективность разного рода представлений о том, будто современную российскую юриспруденцию следует строить путем простого заимствования и воспроизводства соответствующих теоретико-методологических концепций и конструкций из западной и дореволюционной русской юриспруденции или развивать ее в духе «обновленного» марксистско-ленинского учения о государстве и праве.
Говоря о значении присущего
действующей Конституции
И в этом смысле представляется вполне естественной и обоснованной ориентация на такую концепцию постсоветской российской юриспруденции, с позиций которой в принципе возможно адекватно теоретически выразить и в надлежащем направлении развить правовой смысл и содержание первой постсоциалистической Конституции России. Ведь именно в Конституции нашли свое концентрированное правовое выражение и закрепление стратегические цели, ориентиры, а отчасти и достижения (пусть, пока и скромные) в движении страны от тоталитаризма к постсоциалистическому государственно-правовому строю.
Само наличие новой
Конституции, ее правовые идеи и нормы,
ее положения о правах и свободах
человека и гражданина, закрепленные
в ней основы гражданского общества,
правового государства и
Постсоветская либертарная юриспруденция вместе с тем должна критически проанализировать достоинства и недостатки Конституции и действующего законодательства в их взаимосвязи с реальной практикой, определить пути и средства преодоления имеющихся недостатков, обосновать направления, способы и формы становления и развития в стране современного государственно-правового строя, прочного утверждения принципов, институтов, норм и процедур господства права, правового государства и правового закона.
Значение методологии для теории государства и права
Значение методологии в
Древние греки, введя в научный оборот понятие метода - «методос», хотели подчеркнуть важность способа исследования космоса, т.е. явлений природы, человеческого общества, Вселенной. Они видели в методе подход к изучаемым объектам, планомерный путь научного познания и установления истины. На рубеже Нового времени Фр. Бэкон сравнивал метод с фонарем, утверждая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит без дороги. В современную эпоху большие требования предъявляются к методу. Он должен быть подлинно научным, истинным, т.е. вытекать из достижений практики, отражать объективные законы бытия, учитывать особенность предмета изучения, адекватно отражаться в сознании субъекта.
Поиск новых исследовательских средств, новых методов обеспечивает прирост теоретических знаний, углубление представлений о свойственных предмету закономерностях. По своему происхождению метод берет свое начало из чувственной, конкретной предметной деятельности человека. Практические приемы труда («логика дела») со временем теоретизировались в голове человека, кристаллизуясь в крупицы теории познания, методологию. Сейчас, в свою очередь, реальность и действенность теории права и государства в конечном счете должна определяться не столько непротиворечивостью собственных логических посылок или внешним соответствием конъюнктурным течениям, сколько степенью эффективности конкретной праворегулирующей, правоохранительной работы.
Теорию права и государства нельзя рассматривать как собрание готовых истин, канонов или догм. Это живая, развивающаяся теория. Применяя методы познания, теория права и государства приближается к осуществлению своей конечной цели - служить государственно-правовой практике, способствовать активному и творческому использованию государственных и правовых институтов.
Вместе с тем поиск новых и обогащение арсенала существующих средств позволяют теории права и государства решать свою важнейшую внутреннюю задачу - сводить в единую систему все знание о своем предмете. Системный характер теории права и государства, как это было показано выше, проявляется и в тех ее функциях, которые осуществляются в ходе познания государственно-правовой реальности. Знание методологии теории права и государства проявляется вполне рельефно еще и в том, что ее закономерности используют специальные отраслевые юридические науки, изучающие нормы и условия правового регулирования в определенной области государственной деятельности. Обогащение методологического багажа теории, в свою очередь, идет и за счет специальных и частных методик отраслевых дисциплин. Нечто подобное происходит и во взаимоотношениях теории с другими общественными науками. Здесь уже теория права и государства использует в качестве своего наиболее широкого методологического основания мировоззренческие закономерности философии, чтобы, отправляясь от них, дать ответы, например, на вопросы о происхождении, сущности и общественном назначении права в целом, или разрабатывает общие понятия: закон, законодательство, правовая норма, правовое регулирование и др. В свою очередь, теория делится результатами собственных исследований, научными данными, своими методическими находками, помогающими фундаментальным мировоззренческим общественным наукам с единых теоретико-методологических позиций осмысливать свой предмет изучения.
Значение подлинно научной методологии
теоретической государственно-
Любое открытое явление, закон науки («онтос» - «сущее») перерастает в принцип исследования, в способ мыслительных операций, в знание того («гносис» - «знание»), как добиться желаемого результата. Закон сохранения энергии или принцип верховенства закона являются одновременно составными частями предмета соответствующих областей знания и фундаментальными методологическими основаниями.
Теория и метод возникают одновременно, они генетически связаны, к ним предъявляются сходные требования: не только результат, но и путь к нему должен быть истинным. Изменение содержания теории требует совершенствования методов. Фр. Бэкон утверждал, что искусство открытия росло с самим открытием. Вместе с тем, будучи взаимосвязанными и взаимообусловленными, теория и метод не тождественны друг другу, не могут и не должны заменять и подменять друг друга.
Догосударственное общество: понятие и сущность
Сегодня научная периодизация
догосударственного общества обосновывается
по-новому. Для теории государства и права
определенную методологическую ценность
имеет выделение двух главных периодов
в развитии первобытного общества, а следовательно,
и двух способов его существования и воспроизводства:
присваивающей экономики (охота, рыболовство,
собирательство); производящей экономики
(земледелие, скотоводство, металлообработка,
керамическое производство). Первому периоду
в основном соответствует материнский
род (матриархат), второму — патриархальный
(патриархат).
Любое человеческое общество должно быть
каким-либо образом организовано, т. е.
организационно оформлено. В противном
случае оно обречено на превращение в
стадо, толпу. Исторически первой формой
организации догосударственного общества
явилась родовая община. Личная, родственная
связь сплачивала в единое целое всех
членов рода. Это единство упрочивали
также коллективный труд, общее производство
и уравнительное распределение. Восторженную
характеристику родовой организации дал
Ф. Энгельс. Он писал: «И что за чудесная
организация этот родовой строй во всей
его наивности и простоте! Без солдат,
жандармов и полицейских, без дворян, королей,
наместников, префектов или судей, без
тюрем, без судебных процессов — все идет
своим установленным порядком». Таким
образом, род был одновременно древнейшим
социальным институтом и самой первой
формой организации догосударственного
общества.
Власть в первобытном обществе олицетворяла
силу и волю рода или союза родов: источником
и носителем власти (властвующим субъектом)
был род, она была направлена на управление
общими делами рода, подвластными (объектом
власти) являлись все его члены. Здесь
субъект и объект власти полностью совпадали,
поэтому она была по своей природе непосредственно
общественной, т. е. неотделенной от общества
и неполитической. Единственным способом
ее реализации было общественное самоуправление.
Ни профессиональных управленцев, ни особых
органов принуждения тогда не существовало.
Высшим органом общественной власти в
роду было собрание всех взрослых членов
общества — мужчин и женщин. Собрание
— столь же древнее установление, как
и сам род. Оно решало все основные вопросы
его жизнедеятельности. Здесь избирались
предводители (старейшины, вожди) на срок
или для выполнения определенных дел,
разрешались споры между отдельными лицами
и т. д.
Решения собрания были обязательными
для всех, так же как указания воиедя. Хотя
общественная власть не имела специальных
принудительных учреждений, она была вполне
реальной, способной к эффективному принуждению
за нарушение существующих правил поведения.
Наказание неукоснительно следовало за
совершенные проступки, и оно могло быть
достаточно жестоким— смертная казнь,
изгнание из рода и племени. В большинстве
же случаев было достаточно простого укора,
замечания, порицания. Никто не имел привилегий,
и потому никому не удавалось избежать
наказания. Зато род, как один человек,
вставал на защиту сородича, и никто не
мог уклониться от кровной мести — ни
обидчик, ни его родичи.
Несложные отношения первобытного общества
регулировались обычаями — исторически
сложившимися правилами поведения, вошедшими
в привычку в результате воспитания и
многократного повторения одних и тех
же действий и поступков. Уже на ранних
стадиях развития общества приобретают
значение обычаев навыки коллективной
трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее
важных случаях трудовой процесс сопровождался
ритуальными действиями. Например, тренировка
охотников наполнялась мистическим содержанием,
обставлялась таинственными обрядами.
Обычаи догосударственного общества имели
характер нерасчлененных «мононорм»,
были одновременно и нормами организации
общественной жизни, и нормами первобытной
морали, и ритуальными и обрядовыми правилами.
Так, естественное разделение функций
в трудовом процессе между мужчиной и
женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось
одновременно и как производственный
обычай, и как норма морали, и как веление
религии.
Мононормы изначально были продиктованы
«естественно-природной» основой присваивающего
общества, в котором и человек является
частью природы. В них права и обязанности
как бы сливались воедино. Правда, особое
место занимало такое средство обеспечения
обычаев, как табу (запрет). Возникнув на
самой заре истории человеческого общества,
табу сыграло огромную роль в упорядочении
половых отношений, строго запрещало брак
с кровными родственниками (инцест). Благодаря
табу, первобытное общество поддерживало
необходимую дисциплину, обеспечивавшую
добычу и воспроизводство жизненных благ.
Табу защищало охотничьи угодья, места
гнездования птиц и лежбища зверей от
чрезмерного уничтожения, обеспечивало
условия коллективного существования
людей.
В догосударственном обществе обычаи,
как правило, соблюдались в силу авторитета
и привычки, но когда обычай нуждался в
подкреплении путем прямого принуждения,
общество выступало в роли коллективного
носителя силы —обязывающей, изгоняющей
и даже обрекающей на смерть нарушителя
(преступника).
Информация о работе Теория государства и права в системе юридических наук