Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:55, курсовая работа
Исходя из актуальности обозначенной темы, в настоящей работе ставится цель комплексного исследования функций государства.
В соответствии с поставленной целью, в исследовании поставлены следующие задачи:
Дать определение понятию и рассмотреть признаки, развитие функций государства.
Охарактеризовать основные функции государства.
Выделить современные функции российского государства.
До недавнего времени было общепризнанно, что все функции государства вытекают из классовых противоречий, носят классовый характер, что нет и быть не может надклассовых, общесоциальных функций. Это искажало представление о взаимодействии общества и государства. В действительности даже общество, разделенное на классы, являет собой единый, целостный организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и слои населения сосуществуют и взаимодействуют. Государство, как форма организации такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность, не может не выступать по ряду ее направлений представителем интересов всего общества, всех классов, групп и слоев населения. Так, уже восточно-деспотические рабовладельческие государства выполняли экономическую функцию — организовывали общественные работы по сооружению каналов и плотин, осушению болот и др. Феодальные государства тоже предпринимали попытки регулировать социально-экономическую жизнь страны - проводили политику протекционизма, делали отдельные шаги в области просвещения и здравоохранения. Все названные государства обеспечивали правопорядок, без которого не может обойтись ни одно общество.
В классовом обществе, где классы и другие социальные группы
противостоят друг другу, прежде всего по экономическому признаку, где
коренные интересы классов непримиримы, государство становится политической организацией власти экономически господствующего класса, обслуживает его интересы. Отсюда главная функция такого государства
- подавление сопротивления эксплуатируемых классов или социальных групп, имеющая четко выраженную классовую направленность. Но и другие его функции также приобретают определенную классовую окраску. Сказанное относится к рабовладельческому, феодальному и капиталистическому (XIX и первой четверти XX в.) обществу.
Во второй половине XX столетия в самих классах произошли значительные изменения, появился средний класс — стабилизирующий фактор общества. Это отразилось на функциональной деятельности государства: функции, рожденные классовыми противоречиями, отошли на второй план, формы и методы их осуществления изменились.
Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.
Как отмечает в А.Б.Венгеров, прежде всего на функции оказывает определяющее влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции всех без исключения современных государств подвержены воздействию научно-технических достижений ХХв.(а теперь уже и ХХI). Это воздействие двояко. С одной стороны, появляются жизненно важные направления деятельности государства: поддержка науки, особенно фундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащение интеллектуального потенциала общества. С другой – ограничение опасности, которая происходит от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений (ядерные технологии, генетика, медицинская биология, проблема клонирования и.т.п). Также к числу факторов, влияющих на эволюцию функций государства несомненно можно отнести экологический фактор. Если современные государства не возьмут на себя обязанность поддерживать условия существования людей на своей территории, и не станет взаимодействовать с другими государствами, то в самое ближайшее время, по мнению А.Б.Венгерова, наступит неминуемый общественный коллапс, глобальный кризис.1
Интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, иные экономические факторы планетарного значения – еще одна сфера, оказывающая влияние на эволюцию функций.
Делаем вывод, что, таким образом, в государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.
Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным,
фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно - исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и другие.
В дополнение ко всему сказанному можно отметить, что в настоящее время более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.
2.1 Критерии классификации функций государства
В познании государственно-правовых явлений и процессов в теории
государства и права используется метод классификации, т. к. без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно.
Существуют различные основания для классификации функций государства. В юридической литературе выделяются в меньшем или большем количестве следующие критерии классификации:
властей);
Общепринятым считается разделение функций по объектам воздействия на внутренние и внешние. Внутренние функции связаны с реализацией задач внутри государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений. Следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по поводу перечня внутренних и внешних функций государства, чему будет уделено внимание при их дальнейшем рассмотрении.
По причинам (источникам)
возникновения функции
1. функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);
2. функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).
В зависимости от продолжительности времени своего действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции присущи государству на всех этапах его существования и развития (например, экономическая функция), временные функции характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его жизни.
По социальной значимости принято выделять основные и неосновные функции государства. Относительно устоявшимися представлениями об основных и неосновных функциях можно рассматривать определения, согласно которым под основными функциями понимаются наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы, а под неосновными функциями государства подразумевается относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры. 2
К числу критериев можно отнести и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Действительно, деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно- распорядительная, правоохранительная. А значит и функции государства подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Специально следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации. Специфика этой функции заключается в способах невоздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства. Однако, не у всех ученых-юристов такая классификация вызывает признание. Многие считают, что это собственно не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти. То есть, происходит смешение функций государства и государственной власти.
Классификация функций государства
приводится также на основании территориального
масштаба, в пределах которого они
реализуются. В федеративном государстве
– это функция федерации в
целом и субъектов федерации.
В унитарном государстве –
это функции, осуществляемые на территории
единого, лишь в административно-
Наиболее распространена
классификация функций
Внутренние функции
1. Охрана существующих форм собственности – функция, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем в обществах, где основной экономический потенциал сосредотачивался в руках того или другого класса ( в эксплуататорских обществах), государственная деятельность нацелилась на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посягательства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды. В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности. 3
2. Охрана правопорядка – важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны прав и свобод граждан и правопорядка.
3. Функция охраны природы
и окружающей среды
4. Экономическая функция государства. Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни. В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
Государство использует самые
различные рычаги воздействия на
экономику: налоговую и таможенную
политику, займы и субсидии частным
производителям, контроль за производством,
контроль за ценами, качеством продукции,
прежде всего продуктов питания,
лекарств и.т.п.; регулирование в
сфере внешнеэкономической