Теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности обозначенной темы, в настоящей работе ставится цель комплексного исследования функций государства.
В соответствии с поставленной целью, в исследовании поставлены следующие задачи:
Дать определение понятию и рассмотреть признаки, развитие функций государства.
Охарактеризовать основные функции государства.
Выделить современные функции российского государства.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая ТГП.docx

— 70.84 Кб (Скачать файл)

5. Социальная функция  государства. Эта функция сопряжена с экономической, в значительной мере зависит от экономической линии государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение – устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование и культуру.

Для выполнения социальной функции государство создает  фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует  программы, стабилизирующие занятость  населения и сокращающие безработицу, регулирует (в  той или иной мере) размеры заработной платы и др.

Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью – социальным правом. В таких развитых в этом отношении странах, как, например, ФРГ, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т.д.). Во всем отчетливо прослеживается цель государства – обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную значимость.

В современных условиях возрастает роль государства  в деле поддержания  и развития здравоохранения, народного  образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство  создает соответствующие органы и учреждения, финансирует их.

6. Экологическая функция. Функция появилась в XXв. Государство вынуждено уделять серьезное внимание охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Основным содержанием экологической функции является управление и координация деятельности природопользователей и переработчиков природных ресурсов в целях сохранения и охраны природной среды.

В основе осуществления функции  лежат следующие принципы:

1) Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.

2) Использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.

3) Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его нарушение.

7. В последние десятилетия  многие передовые государства  мира активно осуществляют функцию  развития научно-технического прогресса.  Постоянно расширяется сфера  научно- технических исследований, проводимых на государственной  основе. Это вызвано тем, что  современные масштабы научных  исследований и экспериментальных  работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на  себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.

Внешние функции государства  – это основные направления деятельности во внешней политике, в отношениях с другими государствами. Перечень внешних функций государства  также не является однозначным. Однако несомненно, что среди них на первое место в истории государства  всегда ставится функция обороны  страны. К внешним функциям государства  относятся:

  1. функция обороны;
  2. ведение захватнических войн;
  3. взаимовыгодная торговля;
  4. поддержание мира.

1. Функция обороны связана с охраной границ государства. Это, пожалуй, исторически первая внешняя функция государства. Вооруженные силы – необходимый институт государства, - создаются прежде всего для обороны от поползновений соседних государств. Эта функция выражает интересы всего общества, зачастую становится делом не только государства, но и всего народа как необходимое условие его существования. Согласно Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом”.

Практическое исполнение функции обороны так же возложено  на особые государственные вооруженные  организации. Они предназначены  для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения  от внешних посягательств и обеспечении  общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации  наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых  вооруженными государственными организациями  обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным  организациям относятся:

1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.

2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

3. Полиция является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

2)  С функцией обороны  тесно связана функция захвата  чужих территорий и сфер влияния. Действительно, всю историю человечества можно образно назвать историей войн. Богатства одних народов привлекают взоры других. Все крупные государства, империи создавались главным образом путем военного захвата чужих территорий и покорения, военного подавления других народов. На протяжении истории сильные государства вели захватническую политику, а слабые – оборонительную.

Ныне мировое общество создало определенные инструменты  по предотвращению войн: ООН, Совет  безопасности. Однако и это не исключает  войны локальные, отсюда и необходимость  сохранения функции обороны. В этих целях зачастую создаются оборонительные военные союзы государств. Функция прямых захватов территорий ныне все более превращаются в функцию овладения сырьевыми ресурсами других стран, в которой решающими являются экономические рычаги влияния, которые зачастую поддерживаются «военным пугалом» сильных экономических и в военном отношении держав.

3)  В современных условиях  у государства возникает новая  функция – функция обеспечения  мира и поддержания мирового  порядка, основанного на международном  праве.

Основополагающими актами международного правопорядка являются Устав ООН  и международные договоры о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, договоры о сокращении стратегического ядерного оружия, обычных вооружений, Конвенция о запрещении химического оружия, его уничтожения и т.д.

 

В эту функцию также  входит борьба с международным терроризмом, международной преступностью, в  том числе с распространением наркотиков.

В этом плане значительная роль принадлежит международным  институтам: ООН, Совету Безопасности, Международному суду, Интерполу и  др.

4)  Поддержанию мира  и международного правопорядка  способствует осуществление такой  функции, как функция сотрудничества  государств в сфере экономики, экологии, культуры, науки, здравоохранения и.т.д.

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В  Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми  странами.

В современных условиях развитие государств определяется процессом  интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс  углубляется в программе совершенствования  сотрудничества.

Функция сотрудничества и  взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются  различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Как уже было сказано выше, каждое государство связано с  другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения  необходимо устанавливать, развивать  и регулировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОВРЕМЕННЫЕ ФУНКЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

 

К основным функциям современного российского государства относятся:

 Внутренние:

  • обеспечение  народовластия;
  • экономическая,
  • социальная;
  • налогообложение;
  • экологическая;
  • обеспечения законности и правопорядка, охраны прав и свобод граждан.

 

     Внешние

  • внешнеэкономическая - партнерства и интеграции в мировую экономику;    
  • обороны страны;
  • поддержки мирового правопорядка;
  • борьба с терроризмом;
  • экологическая;
  • сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, продовольственной, энергетической, демографической и др.).

Функции направлены на выполнение конкретных задач и достижение целей, которые встают на определенных этапах развития общества. 

1. Основные внутренние  функции.

В современный период Российскому  государству присущи следующие  основные внутренние функции: экономическая, социальная, развития культуры и науки (образования), налогообложения и  взимания налогов и сборов, экологическая, охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.

Экономическая функция.

Она заключается в обеспечении  нормального функционирования и  развития экономики, в том числе  посредством охраны существующих конституционных  форм собственности. С принятием  Гражданского кодекса РФ создана  правовая основа рыночной экономики, экономической  свободы человека, партнерских отношений  между государством и гражданином.

В отношении особо важных отраслей экономики, таких как энергетика, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, машиностроение, связь  и т.д., государство осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или держателя  акций.

Государственная программа  по развитию экономики предусматривает  также финансирование программ научно-технических  и промышленных исследований, особенно в области перспективных и  приоритетных направлений. Вместе с тем недостаточно внимания уделялось развитию отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства. Как показала практика, оздоровление и последующее реформирование всей хозяйственной и финансовой жизни России непосредственно связано с усилением роли государства, его экономической функции (как это было, например, при президенте Рузвельте – в США, при канцлере Эрхарде – в ФРГ).

Социальная функция.

Она проистекает из предпосылки, что, как записана в статье 7 Конституции, «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.»

Содержание этой функции  многозначно: государство признано охранять труд и здоровье людей, устанавливать  гарантированный минимум размера оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; устанавливать государственные пенсии и пособия и т.д.

Важные стороны социальной функции государства составляют так же смягчение и преодоление  таких издержек нынешнего переходного  периода, как бедность, рост безработицы, стабилизация уровня жизни населения.

Правовому обеспечению социальной функции служат Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», указы Президента «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения» и т.п.

Однако осуществление  данной функции государства еще  не отвечает предъявляемым к ней  требованиям.  В обстановке систематических задержек заработной платы, пенсий, пособий, девальвации рубля и роста цен происходит снижение жизненного уровня населения.  Устранение такого рода негативных явлений, нарушающих право граждан на достойную жизнь, - первоочередная задача государства, которая определяет содержание и роль его социальной функции.

Функция развития культуры, науки и образования. 

Эта функция сложилась  вместо ранее осуществляющей культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии.  В отличие от прежней, нынешняя функция развития культуры, науки и образования основывается на признании Конституции Российской Федерации (ст.13) идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.  Статьей 44 Конституции «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания», охрана интеллектуальной собственности.

Содержание этой функции  сегодня составляет государственная  поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т.д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и  других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

В содержание данной функции  входит также: государственная поддержка  развития науки; создание благоприятных  условий для творческой деятельности научных коллективов; меры по улучшению  работы общеобразовательной школы.

Информация о работе Теория государства и права