Теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 12:43, контрольная работа

Описание работы

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.docx

— 36.89 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» 

В Г. УФЕ

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа.

По дисциплине: Теория государства и права

Вариант 5.

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 3 курса

Группы ВОЗ 

Солодкий Д. С.

 

        Проверил:

 

 

Уфа-2010 г.

  1. Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке  зрения понятия «политический режим» и «государственный режим» можно  расценивать как тождественные. Согласно другой точке зрения понятие  «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя не только методы и приёмы осуществления политической власти со стороны государства, но и  со стороны политических партий и  движений, общественных объединений, организаций  и т.д.

Политический режим –  это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты.

Понятие политического режима является ключевым для формирования представления об основных системах власти. Именно исходя из политического  режима судят об организации политического  устройства общества. Политический режим  характеризует определённый политический климат, существующий в той или  иной стране в конкретный период её исторического развития.

Понятие «политический режим» включает в себя следующие признаки: степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а  также сами способы такого формирования; соотношении прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности; характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом; положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц; тип политического поведения; характер политического лидерства; учёт интересов меньшинства при принятии политических решений; доминирование определённых методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти; степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни; принципы взаимоотношения общества и власти; политической и юридической положение и роль в обществе силовых структур государства; мера политической плюрализма; существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

В научной литературе большинство  авторов выделяют два вида политического  режима: демократический и антидемократический. Последний, в свою очередь, подразделяется на тоталитарный, авторитарный, фашистский и др.

Основными признаками демократического режима являются: господство закона; разделение властей; наличие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод и их юридическая защищенность и гарантированность; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность перед избирателями, гласность; наличие свободно формируемых политических партий; существование оппозиции, плюрализм и др.

Для антидемократического режима характерно: господство беззакония и террора; отсутствие политического плюрализма; запрещение деятельности оппозиционных партий; отсутствие демократических прав и свобод граждан; отсутствие демократических выборов при формировании органов власти и др.

Тоталитарный режим представлен в лице диктатора или хунты, прибегающих к систематическому насилию в целях сохранения своего господства. Для него характерно отсутствие для всех единой обязательной идеологии, одной господствующей партии, массовый террор. Основой фашистского режима является идеология нацизма и ярого антисемитизма, теория порабощения или полного уничтожения народов «низшей» расы. Отличительными особенностями фашизма являются сочетание репрессивных методов правления с использованием широкой демагогии по поводу защиты прав неимущих с целью введения в заблуждение широких слоев населения, опора власти на армию, полицию и другие репрессивные органы.

Кроме того, в научной литературе, кроме указанных выше, выделяют и  такие режимы, как деспотический; тиранический; либерально-демократический; собственно-демократический и др.

  В течении долгих  десятилетий в нашей стране  действовала однопартийная система,  которая исключала возможность  создания и функционирования  легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией  являлся марксизм-ленинизм. В качестве примера смены форм политического режима в истории России можно рассмотреть политические режимы СССР.

Февральская революция 1917 года установила республиканский политический режим без его оформления конституционным  образом. Февральский политический режим носил переходный характер и должен был закончиться установлением либо правой военной, либо левой коммунистической диктатурой - это были две реальные альтернативы осени 1917 года. Несмотря на условия гражданской войны, а может быть благодаря им, внутри большевистского политического режима соблюдались определенные нормы относительной демократии и товарищеские взаимоотношения. Эта характеристика ленинского режима прослеживается в годы осуществления новой экономической политики, либерализации хозяйственных отношений в обществе и становления рыночного механизма. Однако данная тенденция начинает активно свертываться с середины 20-х гг. и заменяться противоположной, авторитарно-бюрократической.

После ухода В.И. Ленина с  политической арены развернулась острая внутрипартийная борьба, принявшая  внутриэлитный и личностный характер. Началось утверждение режима личной власти И.В. Сталина, что привело  к формированию в рамках советско-коммунистической системы новой вариации большевистского  политического режима. Можно определить его в отличие от ленинско-большевистского  как сталинско-большевистский политический режим. При всех недостатках и пороках сталинский режим объективно выполнил главную задачу - спасения во время второй мировой войны всего человечества от фашизма, что было признано союзниками СССР - западными демократиями в лице их лидеров - Черчилля и Рузвельта.

В годы Великой Отечественной  войны советская государственность  дополнилась новыми компонентами, прежде всего внедрением в коммунистическую идеологию национально-патриотических лозунгов. В этот период чрезмерная централизация режима, наконец, получила известное оправдание.

После окончания военных  действий военно-мобилизационная система  сохранялась и она была действительно  необходима, пока шел тяжелейший период восстановления народного хозяйства  и одновременного создания ракетно-ядерного потенциала в условиях начавшейся холодной войны. Однако уже в конце 1940-х  гг. стала очевидной потребность  демократизации советского общества. Сталинский режим вступил в принципиальное противоречие с новой эпохой, пытаясь  восстановить апробированные в прошлом  тоталитарные черты, включая новый  виток массовых репрессий. Смерть Сталина  подвела черту в таком развитии режима. Давно назревшие преобразования стали сразу же намечаться в решениях Г.В. Маленкова и других руководителей  партии и государства. Десталинизация была начата задолго до XX съезда КПСС. Победа во внутриэлитной борьбе группы Н.С. Хрущева привела к более радикальному варианту разоблачения сталинского режима власти и формированию нового политического режима.

Период 1985-1991 гг. ознаменовался  реформаторскими преобразованиями под началом нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. На первом этапе (1985-1986) М. Горбачев и его окружение использовали главным образом командно-административные методы реформирования, не затрагивающие основ советского строя, которые не принесли ожидаемых результатов, а напротив, усугубили экономические и социальные проблемы в стране. На втором этапе (1987-1991) М. Горбачев попытался воспользоваться, по выражению В. Согрина, «своего рода советской моделью демократического социализма, призванного раскрепостить экономические и социальные потенции общества». Замысел политической демократизации заключался в отстранении от власти партийных консерваторов и замене командно-административного социализма моделью рыночного демократического социализма. Таким образом, период конца 1980-х - начала 1990-х гг. является переходным этапом. Определить сущность политического режима второй половины 1980-х - начала 1990-х гг. однозначно затруднительно. В этот период были проявления, как авторитаризма, так и демократии, имели место в политической практике сепаратизм и попытка установления военно-бюрократического режима. Среди исследователей преобладает мнение, что ведущей была авторитарно-либеральная тенденция, связанная с именем М.С. Горбачева.

Форма демократического режима в России закреплена, прежде всего, конституционно. Рассмотрим законодательное закрепление признаков демократического режима в РФ.

Если обратится к конституции  Российской Федерации, то в преамбуле  и главе 1 Конституции выражена целостная  система принципов конституционного строя. Эту систему принципов  можно условно поделить  на несколько  групп:

- Организация государственной  власти: народовластие; федерализм; верховенство права; разделение  властей; государственный суверенитет;  принцип, констатирующий, что Россия - часть мирового сообщества.

- Основы взаимоотношений  государства и человека, гражданина; правового статуса человека и  гражданина. Признание и утверждение  прав и  свобод человека  и гражданина, их защита и соблюдение - обязанность государства.

- Основы организации  жизни гражданского общества. Её  составляют  следующие принципы: идеологический и политический  плюрализм; светский  характер  государства; свобода экономической  деятельности; многообразие   и равноправие различных форм собственности; социальный характер государства.

Принцип народовластия характеризует  Российскую Федерацию как демократическое  государство. В преамбуле Конституции утверждается незыблемость демократической основы России. Народовластие предполагает,  что носителем суверенитета и единственным источником власти является   ее многонациональный народ.

Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни  было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах. Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум,  свободные выборы), а также через органы государственной власти (прежде   всего представительные).

Российская Федерация - федеративное государство. Верховенство права – один из важнейших принципов конституционного строя РФ,  характеризующих Россию как правовое государство. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица,  граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Разделение властей выступает как принцип организации  государственной власти в правовом демократическом государстве. Разделение властей ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами. Верховенство государственной власти  характеризуется тем, что она определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и   обязанности всех участников общественной жизни. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской  Федерации – главное выражение верховенства государственной власти.

Единство государственной власти выражается в наличии единого  органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Это означает, что государственные органы, осуществляющие свои полномочия, выполняют общие, единые задачи  государства. Поэтому и при разделении властей органы государства должны  действовать согласованно, не принимать взаимоисключающих решений.

Независимость власти означает самостоятельность государства  в отношениях с другими государствами. Российская Федерация самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного права.

Для демократического государства характерно то, что оно находится  на службе человека, общества. Признавая, соблюдая и защищая  неотчуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет  возложенную на него обществом обязанность. Это не исключает   ответственности человека и гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.

Политический плюрализм  предполагает наличие различных   социально-политических структур, функционирующих в обществе,    существование политического многообразия, многопартийности. Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики  РФ составляет рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и   равноправие форм собственности, их правовая защита. В Российской  Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Государство гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Принципы организации экономической жизни общества, нашедшие  отражение в Конституции, сводят до минимума вмешательство государства в экономику.

Вместе с тем Конституция устанавливает, что Российская  Федерация - социальное государство. Это означает, что государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Тем не менее, на наш взгляд, характеризуя современную форму российского государства с точки зрения демократизма или антидемократизма, следует отметить, что в Российской Федерации официально признанный демократический режим, но фактически же мы имеем дело с серьёзными нарушениями демократии в России.

Свободные, но несправедливые выборы, вертикаль власти (президент, учитывая неспособность власти эффективно решать стоящие перед регионами и страной задачи, предлагает укрепить властную вертикаль за счет отказа от всенародных выборов региональных руководителей исполнительных органов власти, делегируя эти полномочия представителям народа – депутатам законодательных собраний субъектов федерации. В странах с развитой демократией люди, выбирая руководителей, могут ошибиться, но на следующих выборах они свою ошибку непременно исправят, если избранный кандидат не оправдал доверия. Система, предлагаемая России, практически не зависит от выбора народа), коррупционные нарушения, исключающие возможность народовластия, финансовые преступления, отсутствие должного контроля за экономическими ресурсами (следствие коррупции), игнорирование властями потребностей основных слоёв населения. Главные нарушения конечно лежат в области электората, и хотя, некоторые исследователи считают, что всё это – следствие относительно нового для России политического режима, наше мнение таково, что в данный момент в России вполне сложившийся авторитарно-либеральный политический режим, не смотря на провозглашённую демократию. Существуют определённые политические группировки, которые имеют доступ к некоторым отраслям экономической или социальной жизни, они соответственно и осуществляют управление. Причём, каждая из группировок имеют собственную «вотчину», и на чужую территорию «не лезет». Сформировавшаяся, таким образом, авторитарная власть в опредёлённых отраслях, совершенно игнорирует жизнь других отраслей, пуская на самотёк их развитие. И нарушений демократии по сути нет, так как отсутствует сама демократия. Посему, дискуссии о мелких нарушениях на выборах или о каких то указах бесполезны, пока не будет признана существующая политическая система, которую можно было бы учитывать и обернуть на благо страны, однако, не знание проблем или нежелание этого знания оборачиваются боком. 

Информация о работе Теория государства и права