Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 10:35, курс лекций
Дошедший до нас из далекой древности (середина I в. н.э.) трактат "О возвышенном" содержит такие слова: "К каждому ученому руководству обычно предъявляются два требования: во-первых, следует определить предмет исследования, во-вторых, найти и указать способы, помогающие овладеть этим предметом, причем второе требование стоит последним по порядку, хотя оно по своему значению гораздо важнее"1.
Принятые сокращения
Глава
1
ПРЕДМЕТ И МЕТОД
ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1. Предмет теории
государства и права.
Место этой теории в системе других социальных
наук
Дошедший до нас из далекой древности (середина I в. н.э.) трактат "О возвышенном" содержит такие слова: "К каждому ученому руководству обычно предъявляются два требования: во-первых, следует определить предмет исследования, во-вторых, найти и указать способы, помогающие овладеть этим предметом, причем второе требование стоит последним по порядку, хотя оно по своему значению гораздо важнее"1.
Любая наука или учебная дисциплина, претендующая на самостоятельность, должна иметь свой собственный предмет и свой метод.
Предмет науки (или учебной дисциплины) - это круг вопросов, которые она изучает.
Метод науки (или учебной дисциплины) - способ (или совокупность способов), с помощью которого изучается предмет.
Предмет теории государства и права - это общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, структура, основные элементы, принципы, институты.
Предмет теории государства и права позволяет, во-первых, отграничить государство и право от других общественных институтов и тем самым определить их место в системе социальных явлений, во-вторых, проникнуть вглубь государственно-правовой материи.
Теория государства и права имеет двуединый предмет - государство и право. Они тесно связаны, взаимообусловлены, не существуют одно без другого. Но государство и право вместе с тем относительно самостоятельны, имеют свои специфические закономерности возникновения и развития. Естественное право, идеи свободы и справедливости определяются не государством и не им даруются. Но нормы положительного права, определяющие реальные положения личности, иные юридические предписания формулируются государственными правотворческими органами, а правоохранительными государственными органами эти предписания охраняются от нарушений. Государство в свою очередь немыслимо без права как средства решения государственных задач и выполнения фундаментальных своих функций.
Без права государство существовать и функционировать не может. Знание юристом теории государства раскрывает для него государственные механизмы, формулирующие и охраняющие право, позволяет эффективнее использовать в своей работе государственные рычаги правового регулирования общественных отношений. Изучать, а следовательно, и преподавать теорию государства и теорию права следует в составе одной учебной дисциплины или, в крайнем случае, параллельно1. Следует различать теорию государства и права как науку и как учебную дисциплину. Как наука она представляет собой систему знаний о государстве и праве, их глубинных свойствах, соотношении с другими социальными явлениями и науками. Как учебная дисциплина теория государства и права - это система знаний, необходимых для дальнейшего изучения государственно-правовых явлений. Теория государства и права как учебная дисциплина, во-первых, базируется на теории государства и права как науке. В учебную дисциплину включаются лишь те знания, которые получены государствоведением и правоведением и прошли социальную апробацию. Закономерно поэтому, что чем выше уровень юридической науки, тем содержательнее и полнее аналогичная учебная дисциплина. Во-вторых, ее рамки более узки, чем рамки науки теории государства и права, так как в учебную дисциплину включается только часть материала (наиболее важного, существенного), которым располагает наука. В-третьих, она более субъективна, нежели наука теории государства и права. Система теории государства и права как науки обусловлена системой изучаемых государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система же теории государства и права как учебной дисциплины во многом произвольна, зависит от усмотрения составителей учебной программы, конкретного преподавателя. Структура современной теории государства и права как учебной дисциплины формировалась на протяжении длительного времени. В русском дореволюционном (до 1917 г.) правоведении довольно четко разграничивались теория права, философия и энциклопедия права1, что не могло не сказаться на структуре преподаваемых учебных дисциплин. На сегодняшний день такое разграничение утратило свой смысл. Теория права в настоящее время охватывает и философское осмысление правовой действительности, и наиболее общие представления о системе юридических наук. Государство рассматривалось и изучалось либо в составе общей теории права2, либо в курсах отраслевых наук, в особенности курса государственного права3. Теория государства и права, имея свой особый предмет, занимает и специфическое место в системе других социальных наук - как неюридических, так и юридических.
Целесообразно поэтому соотнести теорию государства и права, с одной стороны, с неюридическими науками и дисциплинами (экономикой, философией, социологией, политологией, теорией государства), а с другой - с юридическими (историей государства и права и историей политических учений, отраслевыми юридическими дисциплинами).
Экономические науки и теория государства и права. Экономические науки изучают явления базисные: систему производственных отношений, организацию хозяйственной жизни, отрасли хозяйства, труд, финансы, кредит. Теория государства и права имеет своим предметом важнейшие надстроечные явления - государство и право. Десятилетиями эти науки развивались, не интересуясь серьезно друг другом. Тесное же взаимодействие экономических наук и теории государства и права, их взаимопроникновение способны определить возможность, необходимость и границы государственного вмешательства в 'Экономику, пределы и формы зависимости права от экономики, а также способы ее правового стимулирования.
Философия и теория государства и права. Философия - это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Это система знаний об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к окружающему миру. Философия не обходит своим вниманием право и государство. Но определяет лишь их сущность, природу, назначение и место в системе социальных явлений и этим ограничивается. Что касается теории государства и права, то она изучает эти проблемы детально, рассматривая все оттенки, нюансы и проявления. Философия дает ключ к разгадке государственно-правовых явлений, а теория государства и права вооружает философию материалом, позволяющим делать обобщения и формулировать общие принципы социального прогресса и свободы.
Социология и теория государства и права. Социология - наука об обществе в целом и отдельных его структурах, социальных группах, о социальных процессах, закономерностях индивидуального и группового поведения. Свои выводы социология основывает на эмпирических данных, социальных экспериментах. Объектом социологического исследования становятся все без исключения социальные явления, в том числе и государственно-правовые. Социология, как и философия, является средством познания государства и права, а познавая их, она углубляет и уточняет свой собственный предмет.
Политология и теория государства и права. Политология изучает политику, ее формы, политические процессы и политические объединения, в том числе партии, средства достижения политической и государственной власти, соотношение гражданского общества, государства и личности. Политология специально государство и право не изучает, но среди методов достижения власти государству и праву отводится первостепенное значение.
В отличие от истории государства и права и истории политических и правовых учений, теория государства и права изучает свой предмет, абстрагируясь от конкретных стран и личностей, хронологических и иных рамок. Для истории государства и права важны временные рамки существования той или иной правовой системы, инициаторы и авторы правовых реформ и законодательных актов, форма правления и государственного устройства, существовавшие в определенный период в той или иной стране. Для теории государства и права эти обстоятельства не имеют существенного значения. Рабовладельческое государство и право, например, зародилось в разное время и в разных условиях в древнем мире - Китае, Египте, Греции, Риме. Но теорию государства и права интересуют лишь сущность рабовладельческого государства и права, их характерные черты, функции, социальное назначение. Или, скажем, история государства и права подробно изучает условия, время создания полного собрания законов Российской империи в 45 томах (1830) и Свода законов Российской империи в 15 томах (1832). Не обходит она своим вниманием и личность известного русского государственного деятеля и законодателя М.М. Сперанского, по инициативе и под руководством которого эта работа была проделана. Но теорию государства и права в этом случае интересует лишь результат работы, да и то как пример систематизации законодательства (названные выше акты можно считать классическим примером предметной инкорпорации, хотя историки права называют их кодификацией М.М. Сперанского).
Таково же отличие теории государства и права от теории политических и правовых учений. Последняя детально рассматривает политические и правовые теории различных эпох, систематизирует политико-правовые взгляды крупных мыслителей прошлого и современности. Используя этот материал, теория государства и права вырабатывает универсальные общегосударственные и общеправовые концепции, категории, понятия.
От отраслевых юридических паук и учебных дисциплин, таких, как конституционное право, гражданское право, уголовное право, уголовно-процессуальное право и др., теория государства и права отличается тем, что эта наука - вводная, абстрактная, методологическая.
Теория государства и права - вводная наука и учебная дисциплина потому, что с нее начинается освоение юриспруденции. Не изучив основных государственных понятий и категорий, механизма государства, его функций, процессов правотворчества, правоприменения толкования норм права; не уяснив сути таких явлений, как государственная власть, формы государства, законность, правопорядок, правоотношения; не ознакомившись с основными источниками права, исходящими от государства, нельзя войти в сложный и противоречивый мир юриспруденции, невозможно усвоить и закрепить отраслевые юридические знания.
Теория государства и права - абстрактная наука и учебная дисциплина. Любая юридическая наука или учебная дисциплина в той или иной мере абстрактна - то же уголовное, административное право либо иная отрасль права, поскольку они оперируют самыми общими категориями и понятиями. Но костяк отрасли права составляет конкретный нормативный материал, обобщения практики, отрасль права широко опирается на решения и приговоры по конкретным делам. Теории государства и права свойственна высокая степень абстрактности, ибо ее категории и понятия в наибольшей степени отвлекаются от конкретных явлений и процессов.
Отсюда - сложность усвоения материала этого учебного курса. Закон можно прочитать, посмотреть, как располагаются его статьи, как они делятся на части или объединяются в разделы. Также понятно и "осязаемо" конкретное юридическое дело с реальными лицами, поступками, ущербом. Право, государство, правовую норму, законность, правоотношение "в руки не возьмешь", не потрогаешь. Чтобы уяснить такого рода категории, требуется напряженная мыслительная деятельность.
2. Метод теории государства и права
Любая наука, учебная дисциплина имеют определенный метод, т.е. способ (или совокупность способов) познания изучаемых явлений1. Различают общий (универсальный) метод, присущий всем наукам, отраслям знаний, учебным дисциплинам, поскольку в его основе лежат наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, и частные.
Общий метод - это метод материалистической диалектики. Частные, или, как их нередко называют, частно-научные методы характерны для отдельных наук или определенных их групп. Например, в химии - это метод химического эксперимента, в геометрии - способ доказательства от противного, в правоведении - нормативно-догматический метод и т.д.
По справедливому замечанию сербского ученого Р. Лукича, "нельзя стать хорошим юристом, оставаясь лишь "чистым" диалектиком, не обладающим знаниями, необходимыми для применения специальных методов, присущих праву. Однако нельзя им стать и в том случае, если ограничиваться исключительно специальными, чисто профессиональными методами и не подходить к праву с позиций более общего, диалектического метода"2.
Элементы диалектики как метода познания явлений окружающего мира были известны в глубокой древности. О них, например, вел речь древнегреческий философ Гераклит Эфесский (конец VI - начало V в. до н.э.), крылатая фраза которого - "в одну реку нельзя вступить дважды" - как раз и выражала идею постоянного движения материи.
Построение классической системы диалектики связано с именем немецкого философа Г.В.Ф.Гегеля (1770-1831). Как объективный идеалист, Гегель первичным считал мировую идею, разум, вторичным - все материальное, выражающее эту идею. Духовное в этом случае является творцом окружающего мира. Гегель дал классический анализ философских парных категорий: качества и количества, причины и следствия, случайности и необходимости и др. Им сформулированы три основных закона диалектики: закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.
Марксизм, восприняв диалектику Гегеля и предшествующие учения материалистов (а история материализма, как и идеализма, насчитывает тысячелетия), решил проблему соотношения материи и сознания в пользу первичности материи, бытия. Материя, окружающий мир существуют сами по себе, а не потому, что они отражаются в сознании человека.
Метод материалистической диалектики, соединяя диалектический подход к познанию окружающего мира с его материалистическим пониманием, является наиболее эффективным способом изучения природных, социальных и мыслительных процессов.
При изучении права метод материалистической диалектики проявляется в том, что государство и право рассматриваются как явления, которые, во-первых, определяются природой человека, социально-экономическими, политическими, духовными и иными условиями жизни общества.
Во-вторых, они самым тесным образом связаны с другими социальными явлениями. Трудно найти в обществе сферу общественных отношений, где не проявляли бы себя государство и право. Соотнося государство и право с другими социальными явлениями, можно определить их характерные черты, роль и место в обществе. Именно поэтому государство сопоставляется с политической системой общества, политикой, общественными образованиями, а право - с экономикой, правосознанием, моралью, обычаями.