Теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которой в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, выступает категория правовое сознание.

Файлы: 1 файл

курсовая ТГП.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что представители психологической школы права исходили из постулата, чтосамо право коренится в характере человека, его переживаниях, что эмоции лежат в основе поведениячеловека. Профессор Л.И. Петражицкий и его последователи уделяли большое внимание анализуэтических переживаний и нравственного, и правового типа. В их интерпретации исчезает различиемежду правом и правосознанием. Заслугой теоретиков психологической школы права было стремлениепривлечь внимание к правовым переживаниям, эмоциям человека.

Чувство уважения к праву, закону, к правовым учреждениям как элемент содержанияправосознания законопослушных, добропорядочных граждан является основой прочного правопорядка,стабильного режима законности. Чувство страха перед законом также свойственно отдельнымкатегориям граждан, которые сознают неотвратимость кары за совершенное преступление.

Права человека - ядро гуманистического, демократического правосознания. Они обретутреальное значение тогда, когда у граждан будет не только формальное знание этих прав, но и чувствотвердой веры в гарантии, обеспечение прав человека, которые он воспринимает как благо, ценностьжизни. У граждан должны быть также сознание и чувство меры границ пользования своими правами и вто же время уважение к чужому праву. Для развитого правосознания человека, особенно в егопсихологической сфере, характерно чувство и переживание вины за правонарушение, особенно вины запреступление.

На уровне массового сознания народа правовая психология находит выражение в фольклоре. Внародных пословицах, поговорках, песнях право понимается как правда, справедливость, как то, чтопротивостоит обману, произволу, привилегиям. О правовых, нравственных взглядах, представлениях,чувствах народа можно составить картину по собранным В.И. Далем "Пословицам русского народа",особенно в разделах: "Неправда - обман", "Мошенничество - воровство", "Воровство - грабеж", "Суд -приказный", "Суд - правда", "Суд - лихоимство", "Клевета - напраслина", "Сознание - улики", "Кара -признание - покорность", "Казна", "Царь", "Закон", "Начальство - приказ - послушание" и др. В формепословиц получили выражение взгляды, которые разработаны и обоснованы теоретически в правовойидеологии. Например, "закон назад не пишется" соответствует правовому положению "Закон обратнойсилы не имеет", пословице "Незнанием закона никто не отговаривайся!" соответствует правовойпринцип "Нельзя ссылаться на незнание закона".

В характеристике разных типов и видов правосознания учитываются сам характер типа правовойсистемы, общества, в котором она действует, факторы, воздействующие на содержание ифункционирование правосознания. Самым широким понятием является правосознание общества, общественное правосознание. Определенными характерными чертами и особенностями обладаютправосознание народа, национальное правосознание, а также правосознание социальных группнаселения страны, например, - молодежи, граждан старшего возраста, жителей городов, сельскойместности, групп по образовательному, профессиональному признакам.

В правосознании находят выражение исторические традиции народа, психологическиеособенности людей, существующие социально-политические, экономические и культурные условияжизни общества. Р. Давид в труде "Основные правовые системы современности" отмечает особенностиправа и правосознания в разных государствах мира. В России XIX - начала XX в. была довольноразвитая система законодательства. Но множество законов не обеспечивало режима законности,пренебрежение законом было свойственно российской действительности. В народном сознаниибытовало убеждение, что сами власти злоупотребляли законом. Тема "закон и правосудие", вопросыправового сознания разных слоев российского общества нашли выражение в художественнойлитературе - в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина,Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др.

В условиях советской государственности административными и пропагандистскими средствамиутверждалось так называемое "социалистическое правосознание". Однако проявления правовогонигилизма, достаточно высокий уровень преступности имели место в СССР и до того времени, когдапроизошел развал союзного государства, его единого правового пространства.

На индивидуальное правосознание оказывают воздействие полученное лицом образование,профессиональная принадлежность, отношение к религии, проживание в городе или сельскойместности, бытовая среда, в том числе и возможное общение с лицами, побывавшими за преступленияв местах лишения свободы.

В правовой жизни, в развитии и воспитании правосознания граждан значительная рольпринадлежит интеллигенции. Несомненно, что отношение интеллигенции к праву, закону тесно связано сее политическими идеалами, отношением к государству. История Российского государствасвидетельствует о противоречивых тенденциях в среде интеллигенции в ее отношении к государству иправу. С одной стороны, очевидно, что зарождение и развитие интеллигенции в России связано сгосударством, его деятельностью, в том числе и с правовой деятельностью, поддержаниемправопорядка. Однако в русской политической и правовой истории наблюдается и негативноеотношение определенных кругов интеллигенции к "праву государства", правопорядку. Так, славянофилывысказывали утверждения, отрицающие значение правовых норм для общественной жизни России,которая, по мнению славянофилов, предпочитает "духовную жизнь", "внутреннюю правду", в отличие отЗапада с его "внешней формой", "вексельной честностью" западноевропейского буржуа. Поэт тоговремени Б.Н. Алмазов изложил взгляды К.С. Аксакова и других славянофилов в стихотворении, вкотором есть слова:

Широки натуры русские,

Нашей правды идеал

Не влезает в формы узкие

Юридических начал.

Один из видных правоведов России профессор Б.А. Кистяковский в статье "В защиту права(интеллигенция и правосознание)", помещенной в сборнике "Вехи" в 1909 г., отмечал: "Притупленностьправосознания русской интеллигенции и отсутствие интереса к правовым идеям является результатомнашего застарелого зла - отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизнирусского народа".

На современном этапе развития российского общества интеллигенция несет большуюответственность за нравственное здоровье народа, воспитание подрастающего поколения граждан.

Особенно велика роль юридической интеллигенции, людей, обладающих профессиональнымправосознанием, несущих моральную служебную ответственность за соблюдение законности,поддержание правопорядка.

Профессиональное правосознание юриста - это научно обоснованная, стройная системаправовых знаний, убеждений и чувств, которыми он руководствуется в своей деятельности.

Профессиональное правосознание по уровню отражения права относится к теоретическому сознанию.Оно формируется в процессе познания правовой системы общества, сущности и роли права, изученияразличных юридических дисциплин, в ходе практической деятельности по реализации права. Дляпрофессионального правосознания человека характерно усвоение правовых знаний как системы,понимание взаимосвязей различных правовых норм, представление о воздействии права наобщественные отношения, на мотивы поведения личности в правовой сфере. Профессиональноеправосознание юриста вместе с системой теоретических знаний об общих принципах права, правовойжизни общества включает также определенные систематические познания в какой-либо конкретнойсфере права,-например, гражданского, финансового, торгового, трудового, семейного,административного, экологического, уголовного.

Определенными особенностями обладают правосознание лиц с отклоняющимся поведением,правовые представления и чувства граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы,преступников-рецидивистов. Социологические исследования показывают, что в ряде случаев учеловека, совершившего преступление, вместе со знанием статей уголовного кодекса соседствуетнигилистическое отношение к праву, определенный настрой на нарушение закона. Так называемые"воры в законе" обладают специфической правовой психологией, что определяет их авторитет впреступной среде. Теоретический и практический интерес представляет изучение условий жизни,правосознания несовершеннолетних правонарушителей, способов воздействия на их правосознание сцелью преодоления нравственных дефектов, пагубных наклонностей. (7)

 

 

4. Правовое воспитание как средство формирования правосознания и его значение в современном российском обществе.

Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения (8).

Правовое воспитание - сложный процесс, включающий в себя следующие составные части:

- субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);

- объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные  группы и т.д.);

- содержание воспитания (выражается в приобщении людей  к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);

- методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы  психолого-педагогического воздействия  на объект воспитания);

- формы воспитания:

1) правовое обучение (состоит  в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях);

2) правовая пропаганда (заключается  в распространении правовых идей  и правовых требований среди  населения телевидением, радио, иными  средствами массовой информации);

3) юридическая практика (способствует  передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан  в процессе прежде всего правоприменительной  деятельности и т.п.);

4) самовоспитание (связано  с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений). См. схему 1.4. (9)

Само по себе участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы вформировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. Утверждая право какбольшую социальную ценность, выражение и фактор реализации свободы личности, государство способствует укреплению законности, правопорядка, общественной дисциплины. В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, поразивший многихлюдей, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримость к произволу, коррупции, такому состоянию правовой системы и общественной морали,который именуют понятием "беспредел". Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан являются социальный мир, гражданское согласие, активноесотрудничество всех общественных групп населения, повышение благосостояния народа, расширениематериальных гарантий прав человека.

Любые проявления так называемого "беспредела", т.е. игнорирования права, других социальных норм, психология хищнического противоборства частных лиц, исповедующих представления о демократии по формуле "Хочу, чтобы было то, что захочу", образуют завалы на пути формирования гражданского общества, правового государства. Эти проявления социального зла необходимо преодолеть, и одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан.

Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. В духовной жизни нашего общества за последние годы возросло неприятие идей социально-утопического сознания. Однако актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии. Очевидно, что демократия, законность, права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением интересов других лиц, общества, государства.

В сознании великих мыслителей человечества исторически вызревала и находила выражение идея о мудрости, свободе и достоинстве человека. Замечательные мысли и суждения оставили нам Платон, Аристотель, мыслители более позднего времени. Платон утверждал: "Мудрому не нужен закон -у него есть разум", что следует толковать в связи с другими идеями мыслителя о лучшем устройствегосударства, в котором правят философы, мудрейшие люди, разрабатывавшие справедливые законы.

Ф. Рабле в философском романе "Гаргантюа и Пантагрюэль", описывая уклад жизни членов Телемскойобители, отмечал, что "вся их жизнь была подчинена не законам, не уставам и не правилам, а их собственной доброй воле и хотению", а устав обители состоял из одного правила: "Делай, что хочешь".

Конечно, в этом правиле получила выражение идея просвещенного индивидуализма.

Рабле пишет и о том, какие причины определяют свободный выбор поведения телемитов, подчеркивает, что этих свободных людей, происходящих от добрых родителей, просвещенных, вращающихся в порядочном обществе, сама природа наделила инстинктом и побудительной силой, которые постоянно наставляют их на добрые дела и отвлекают от порока, и сила эта зовется у них честью.

Информация о работе Теория государства и права