Теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

1. Ст. 1 Конституции РФ определила Россию как правовое государство. Каковы особенности, признаки правового государства? На примере политической и юридической практики нашего государства покажите реальность конституционного положения
2. Дайте сравнительную характеристику юридической ответственности и иных мер государственного принуждения
3. Найдите в нормативных актах и выпишите норму, отражающую общедозволительный и разрешительный типы регулирования.

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВАРИАНТ 3

 

1. Ст. 1 Конституции РФ  определила Россию как правовое  государство. Каковы особенности, признаки  правового государства? На примере  политической и юридической практики нашего государства покажите реальность конституционного положения.

Идея правового государства, как государства, в котором власть ограничивается конституцией, правовыми законами, впервые появилась в литературе на рубеже XVIII-XIX веков. Значительную роль в становлении учения о правовом государстве сыграл философов И. Кант. Он разработал ряд  основополагающих начал правовой государственности: свобода и самостоятельность каждого члена общества как человека и гражданина; ограничение всеохватывающего вмешательства государства в частную жизнь; принцип разделения властей; связанность государства и общества правом и законом; господство закона в жизни народа, общества, государства1.

Правовое государство - политическое оформление гражданского общества, сферы общественной жизни; где действуют развитые демократические институты, имеют место самоуправление, инициатива и активность граждан и их организаций. Эта сфера ограждена законами от произвольной регламентации ее со стороны властных органов. В таком государстве соблюдаются права и свободы человека и общества; право приоритетно по отношению к государству; признается и соблюдается независимость суда как защитника гражданина в его отношениях с государством. Население характеризуется определенной способностью к саморегулированию, готовностью подчиняться общим правилам и интересам.2 В правовом государстве реализуется принцип разделения властей. Именно так общество может защищать себя от попыток узурпации власти, от злоупотреблений.

Правовое государство — государство, подчиненное праву. Правовые законы стоят «над» государством. Они принимаются государственными органами, призванными выражать совокупную волю народа, а потому обладают приоритетом по сравнению с иными нормативными правовыми актами.

Верховенство закона обеспечивается осуществлением принципа разделения властей, высоким авторитетом законодательной власти, доступностью судебной защиты. Немаловажное значение имеет и исполнимость закона, обеспеченность его механизмами реализации.

Фундаментом правовой государственности являются права и свободы человека. В 48 статьях Конституции Российской Федерации закреплены личные, политические, социально-экономические права и свободы человека.

Не только человек обязан соблюдать то, что предусмотрено нормами права, но и государство должно ограничивать себя в собственных решениях и действиях для обеспечения в законах меры свободы личности.

В государствах с авторитарными политическими режимами господствует ответственность гражданина перед государством. В правовом - государственные органы и должностные лица ответственны перед гражданами в случае нарушения их прав и свобод

В Конституции Российской Федерации (ст.10) закреплен принцип, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей представлена соответствующими органами, действующими самостоятельно.

Законодательная осуществляется Федеральным Собранием. Они избираются непосредственно народом. Решения законодательной власти обязательны к исполнению соответствующими субъектами права. Управление государственными делами возложено на исполнительные органы. Они должны действовать строго в пределах компетенции, определяемой Конституцией и другими законами, в целях организации исполнения актов законодательной власти и других нормативных правовых актов.

О последовательном проведении в жизнь принципа разделения властей можно говорить лишь в том случае, если наряду с законодательной и исполнительной достаточно активно себя проявляет и пользуется независимостью судебная власть. Конституция Российской Федерации признает самостоятельность и право органов судебной власти действовать независимо от других. В систему ее федеральных органов включаются: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, иные федеральные суды. Судебные органы и судьи действуют на основе закона.3

Это одна сторона медали — то, как должно быть в правовом государстве,-  то как закреплено в нашей стране; но есть и другая, рассмотрим как воплощается в жизнь идея правового государства в современной России.

Современная Россия, как уже отмечалось, в своей официальной Конституции провозгласила себя правовым государством. Тем не менее, Конституция Российской Федерации отнюдь не безупречна. В ней имеются недочеты как теоретического, так и практического характера. Несмотря на то что Конституция провозглашает Россию федеративным правовым государством (ст. 1), в ней отсутствуют очень важные положения, необходимые для таких государств.

Во - первых, в правовом государстве должен быть проведен в жизнь принцип разделения властей. Важнейшей составляющей принципа разделения властей является то, что ни одна ветвь власти не обладает неограниченной властью. Этого положения как раз и нет в Конституции Российской Федерации. Правовой статус Президента Российской Федерации определен асимметрично по отношению к другим ветвям власти. Президент Российской Федерации рассматривается как глава государства.

«Глава государства» - понятие, сохранившееся с прошлых веков, веков, когда в стране была монархия, оно не соответствует параметрам правового государства. В Конституции указано Президент «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ст. 80). Такое полномочие Президента не только возвышает его над остальными ветвями власти, но и фактически наделяет его неограниченными правами под видом обеспечения согласованного функционирования различных ветвей власти. В Конституции Российской Федерации должно быть четко определено, что Президент является главой исполнительной власти.

Во-вторых, в федеративном государстве должны быть четко определены взаимоотношения между центром и субъектами федерации. Конституция Российской Федерации, в отличии от Конституций США, ФРГ не содержит четких границ между правами федерального центра и субъектов федерации по вопросам внешних сношений, установления сбора налогов и пошлин, содержания воинских формирований и т.д.

В Конституции Российской Федерации нет положений, гарантирующих в субъектах федерации форму правления и политический режим, соответствующих требованиям правового государства. Положение ст.66 Конституции Российской Федерации о том, что «статус республики определяется Конституцией Российской Федерации» нигде больше не раскрывается, а поэтому на деле республики и другие субъекты федерации на местах зачастую не соблюдают требования Конституции Российской Федерации.

В-третьих. Конституция Российской Федерации содержит пробелы и по вопросам взаимодействия между федеральным центром и субъектами федерации на предмет совместного ведения. Реализация положений, содержащихся в ст.72 Конституции, никак не определена: как практически должны взаимодействовать федеральные органы и органы власти субъектов федерации по вопросам совместного ведения. В этом вопросе также можно было бы использовать опыт США, где в самой Конституции четко расписана процедура участия штатов по вопросам совместного ведения.

В-четвертых, в Конституции Российской Федерации, отсутствуют некоторые положения, закрепленные в международных документах о правах человека и не определены механизмы реализации общепризнанных принципов норм международного права. Так, в Конституции РФ отсутствует положение, вытекающее из ст. 11 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, где признается «право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище и на непрерывное улучшение условий жизни». Видимо, в России, по традициям советского времени, все еще думают, что государство должно обеспечивать каждого питанием и одеждой, вместо того чтобы создать условия для людей нормально заниматься разумной экономической деятельностью и обеспечивать себя самим.

Эффективная и объективная избирательная система, расширение списка государственных должностных лиц, подлежащих выборности на альтернативной основе, более упрощенный порядок отзыва представителей народа из властных структур, свобода деятельности политических партий, средств массовой информации и особенно на местах — это перечень пробелов, которые имеются на сегодняшний день в России и которых не должно быть в правовом государстве.

В данное время в России преобладают идеи необходимости сильного (вместо правового) государства. Вместо закрепленного в Конституции Российской Федерации принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть  делят по лицам. В средствах массовой информации пишут, что первое лицо в нашем государстве это Президент, второе - премьер - министр, третье - спикер верховной палаты, а четвертое - председатель Государственной Думы. О судебной же власти здесь и речи нет. Причем именно такая раскладка мест властей в Российском государстве больше внедряется в сознании людей, чем раскладка ее по конституционному принципу разделения властей.

В плачевном состоянии находится местное самоуправление, его, по существу, нет. О населении вроде бы заботятся (газификация, строительство дорог и т.д.), но население осознанно, на демократической основе не участвует в разрешении даже своих местных проблем. Здесь мы опускаемся намного ниже, чем даже во времена партийного руководства: тогда были хотя бы партийные собрания. Отсюда наблюдается сильная деградация сельских жителей - пьянство, безработица и т.п. Люди действительно оторваны от всего, что бы напоминало им об их собственной общественно-политической деятельности.4

Несмотря на то, что в Российской Федерации существуют юридические средства защиты от произвола государства, своевременно реализовать соответствующие нормы, восстановить нарушенные права и интересы граждан удается не всегда. Актуален в современных российских условиях принцип «разрешено все, что не запрещено законом», относящийся прежде всего к государственным органам и должностным лицам.

Принятие Конституции Российской Федерации в 1993г. и определение страны правовым государством ничего существенно не изменила в жизни россиян. Само население, большая его часть живет жизнью, далекой от условий правового государства. Люди еще не отошли от того состояния, когда они всей страной строили коммунизм, поэтому им тяжело перейти на другой путь - путь правового государства. Все поколения живущие в стране должны осознать, что  они - государствообразующий народ - гарант Конституции страны, а президент - глава исполнительной власти.

 

2. Дайте сравнительную  характеристику юридической ответственности  и иных мер государственного принуждения

 

Юридическая ответственность – это прежде всего принуждение. Известно, что принудительное воздействие существует во всяком человеческом обществе. Но юридическая ответственность – не принуждение «вообще», а государственное принуждение. Особенностью его является то, что оно осуществляется от имени государства государственными органами. Другая особенность этого принуждения – его правовой характер, в силу чего оно выступает и как правовое принуждение. Правовой характер государственного принуждения заключается в том, что оно реализуется только компетентными органами, в определенных законом формах и на законных основаниях.

Нередко государственное принуждение сводится исключительно к юридической ответственности и всякое принудительное воздействие со стороны государства трактуется как юридическая ответственность. Однако анализ действующего законодательства и практики его применения не дают оснований для такого вывода.

Юридическая ответственность не единственная мера государственного принуждения, поскольку государственная принудительность есть объективное свойство права и государственное принуждение преследует различные цели в процессе правового регулирования. Каковы же эти меры?

Прежде всего это меры защиты субъективных прав. Суть их заключается в том, что в указанных в законе случаях государство применяет принудительные меры в целях восстановления нарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения нарушителя к ответственности. Таковыми являются принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения (виндикация), принудительное взыскание алиментов на содержание детей и т. д. И хотя в данном случае принуждение направлено на правонарушителя (например, на родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов), цели кары, наказания виновного здесь отсутствуют. Названные меры закреплены не в санкциях юридических норм, а в их диспозициях.

К мерам государственного принуждения относятся и меры пресечения. Они применяются для предупреждения, пресечения правонарушения. Поскольку в этом случае правонарушение отсутствует, нет и цели наказания виновного. К мерам пресечения относятся задержание, обыск, досмотр багажа и так далее. Они носят правовой характер и осуществляются в порядке и на основаниях, установленных законом. Например, гл. 19 КоАП регламентирует порядок административного задержания, досмотра вещей, изъятия вещей и документов.

Законодательство предусматривает и иные специфические меры государственного принуждения, не являющиеся ответственностью. Это, например, принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний (ст. 90, 91 УК РФ). Они также не несут элементов кары. Такой же спецификой обладают меры медицинского характера – принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар – ст. 99 УК РФ).

Информация о работе Теория государства и права