2.1 Виды функций государственного
управления.
По субъекту воздействия,
по объему (масштабу), по средствам и
по характеру воздействия на объект
управления их можно разделять на социально-организационные
и внутриорганизационные.
Социально-организационные
функции государственного управления
направлены на все многообразие общественных
процессов, происходящих во внутригосударственной
жизни. В них заключен основной смысл
управленческой деятельности государства,
реализуется его предназначение по выполнению
своих обязанностей перед обществом. Для
Российской Федерации в настоящее время
характерна рассогласованность в действиях
органов государственной власти разных
уровней, что вызвано серьезными противоречиями
в российской правовой системе. На практике
это проявляется не только в отступлениях
правовых актов субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления
от требований федерального законодательства,
но и в конкретных действиях руководителей
государственных и муниципальных органов
и их должностных лиц.
Внутриорганизационные функции
государственного управления нацелены
на организацию, упорядочение, активизацию
деятельности всех структур государственного
аппарата, придание ей определенности
и динамизма. Стоит, однако, иметь в виду,
что реализация внутренних функций при
всей их значимости может принимать гипертрофированные
формы, и тогда государственный аппарат
начинает работать на себя, создавая видимость
деятельности. Это зависит от многих факторов,
в том числе от характера решаемых задач
и от уровня управленческой культуры.
Направленность этой группы функций сообразуется
с вертикальным и горизонтальным построением
организационной структуры управления,
а также с целями и содержанием деятельности
разных управляемых объектов.4
По содержанию и глубине
воздействия на систему общественных
отношений функции государственного
управления делятся на общие и
специфические.
Общие функции государственного
управления отражают сущностные моменты
и присутствуют практически в любом управленческом
взаимодействии его субъектов и объектов.
В теории управления в числе таких наиболее
значимых функций выделяются следующие:
организация, планирование, прогнозирование,
регулирование, контроль, информационное
обеспечение, распорядительство, руководство,
координация и учёт.
- Организация — это формирование системы государственного управления на основе установленных принципов и подходов, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственном управлении. Организация в узком смысле — это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления. Организующая деятельность включает действия и решения, конечной целью которых является обеспечение надлежащего функционирования органов государственного управления.
- Планирование — это определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления и, в частности, реализации государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т. д.). Кроме того, это разработка целей, задач и направлений развития и реформы государственной деятельности и государственного управления. В процессе реализации функции планирования создаются программы по развитию отношений в различных отраслях и сферах государственного управления (федеральные, региональные и комплексные программы), а также программы по изменению и улучшению деятельности органа государственного управления и его структуры.
- Прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления. Прогнозирование — предвидение изменений в развитии и результате каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в государственных органах на основе полученных данных, профессионального опыта и практики, достижений научно-теоретического анализа. Прогнозирование — это необходимый инструмент в деле принятия важнейших управленческих решений, без него невозможно определить последствия социальных процессов, будущее состояние общества в целом, мобильность и эффективность деятельности государственных органов.
- Регулирование — использование методов и способов управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования. Регулирование — это установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан.
Полный перечень направлений
реализации функции государственного
регулирования достаточно велик; вот лишь
некоторые из них: определение правил
поведения и действия в конкретной сфере
посредством нормативного правового акта;
установление конкретных процедур управления
(сертификация, лицензирование, налогообложение,
регистрация и т. д.); установление механизма
контроля требуемых действий, т. е. осуществление
контрольной и координационной деятельности,
реализация надведомственных полномочий;
формулировка задач и этапов управленческой
деятельности и т. д. 5
Содержание государственного
регулирования складывается из следующих
элементов: нормативное установление
общих требований в конкретной сфере управленческой
деятельности; экономическое и правовое
регулирование развития конкретных отраслей;
государственная поддержка и защита российских
разработчиков, производителей и потребителей;
контроль за выполнением установленных
законом требований и положений; координационное
управление; реализация надведомственных
контрольно-надзорных полномочий. Функция
государственного регулирования все чаще
находит свое отражение в федеральных
и иных законодательных актах.
В некоторых отраслях государственного
управления государственное руководство
и управление невозможно, да и нецелесообразно
заменять государственным регулированием.
Например, управление внутренними делами,
иностранными делами, юстицией подчинено
режиму централизованного прямого управления.
Вместе с тем в отраслях управления промышленностью
и хозяйственного строительства уже давно
применяется на практике механизм государственного
регулирования, так как он в большей мере
способствует созданию благоприятных
экономических, организационных и юридических
условий для функционирования предприятий,
коммерческих и некоммерческих организаций.
Государственное регулирование отрицает
прямое административное вмешательство
органов государственного управления
в производственную и иную хозяйственную
деятельность предприятий и организаций;
оно использует такие правовые средства,
как установление стандартов, конкретных
управленческих процедур, а также налоги,
сборы, тарифы, пошлины, государственный
заказ.
Государственное регулирование
характеризуется как «положительное»
государственное управление, т. е. непрерывное
решение вопросов общественной и
государственной жизни государством
и его исполнительно-распорядительными
органами. В сферу деятельности этих органов
и должностных лиц попадают вопросы налогообложения,
таможенной деятельности, обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия
населения, борьбы за экологическую чистоту,
стандартизации и сертификации, ветеринарии
и т. д.5
- Контроль — это установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления; установление соотношения намечаемого и сделанного в системе государственного управления. Функция контроля призвана обеспечивать дисциплину, законность, соблюдение режима деятельности и результативность субъектов и объектов государственного управления. В этом отношении контрольные функции смыкаются с государственным регулированием, повышают его эффективность. В определенных сферах государственной деятельности органы государственной власти постоянно усиливают контроль за совершением тех или иных действий. Контроль должен быть последовательным, разумным, обоснованным, гласным, объективным, законным и оперативным. Одним из видов контроля является надзор, осуществляемый, как правило, только для выяснения соответствия законности проводимых мероприятий (действий, решений).
- Информационное обеспечение деятельности государственных органов, т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности. В теории это называется информационным обеспечением управления.
- Распорядительство, т. е. оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т. д.). Распорядительство в узком смысле — это дача текущих указаний руководящими государственными служащими (должностными лицами).
- Руководство — это установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов; общее руководство — это определение содержания государственной деятельности (например, управленческой).
- Координация — это согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления. Координация — это формирование «ансамбля» управленче<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';
font-size: 14pt;