Теория государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 15:30, реферат

Описание работы

Целями освоения дисциплины «Теория государственного управления» являются ознакомление студентов с основными достижениями в науке государственного управления для формирования у них соответствующих управленческих компетенций, что позволит выпускникам успешно адаптироваться в профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления. Изучение курса ставит цель и решает комплекс задач по формированию у студентов фундаментальных знаний в области государственного управления, действующего в этой сфере законодательства и практики его применения.

Файлы: 1 файл

rp_teoriya_gosudarstvennogo_upravleniya (1).doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

 

5. Региональный уровень управления

  1. Сущность регионального управления
  2. Региональное управление в унитарных государствах
  3. Региональное управление в федеративных государствах
  4. Особенности регионального управления в Российской Федерации

 

6. Организация управленческого процесса на местном уровне

  1. Истоки теории местного самоуправления
  2. Принципы и модели взаимоотношений между местным самоуправлением и демократическим государством
  3. Структура органов местного самоуправления
  4. Перспективы развития местного самоуправления

 

7. Современные административные реформы в мире

  1. Административные реформы в странах Запада
  2. Административные реформы в Восточной Европе
  3. Административные реформы Юго-Восточной Азии, Африке и Латинской Америке

 

8. Административные реформы в России

  1. Административные реформы в царской России
  2. Административные реформы в СССР
  3. Административные реформы в современной России

 

9. Государственная политика

  1. Проблемы реализации экономической политики в современной России
  2. Проблемы реализации социальной политики в современной России
  3. Проблемы реализации национальной политики в современной России
  4. Проблемы реализации внешней политики в современной России

 

10. Принятие управленческих решений

  1. Сущность управленческого решения и принципы его классификации
  2. Рациональное решение и этапы его принятия
  3. Модели и методы принятия решений. Технологии активизации персонала для творческого поиска идей.

 

11. Информационные технологии управленческого процесса

  1. Информационная структура современного государственного управления
  2. Информационно-аналитическое обеспечение процесса государственного управления пресс-службами
  3. Связи с общественностью в государственном управлении
  4. Сущность и характеристики информационных технологий, используемых в управленческом процессе

 

12. Эффективность государственного управления

  1. Понятие «эффективности» государственного управления
  2. Виды эффективности в административной теории
  3. Соотношение понятий «эффективность» и «рациональность» в административной теории
  4. Социальная эффективность государственного управления
  5. Связь транзакционных издержек с эффективностью государственного управления

 

13. Дискуссия «Роль государственной власти в современном обществе»

 

5. Образовательные технологии

В ходе изучения дисциплины предусмотрено использование следующих образовательных технологий:

- моделирование систем  различных теоретических позиций  группами учащихся для проведения полемики каждого из представителей этих групп на предмет эффективности данных систем;

- проведение деловых игр в форме дискуссий по важным проблемам государственного управления и политики;

- встреча со студентами  других специальностей, изучающих схожие проблемы с целью обмена опытом осваивания дисциплины и выявления её профильных особенностей;

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

6.1 Контрольные вопросы по разделам дисциплины

Разделы дисциплины предусматривают проведение семинара-коллоквиума, на которых обсуждаются «узловые» темы раздела.

Раздел 1. Формирование научных основ государственного управления:

1. Государственная политика  и управление в системе общественных  наук и как отрасль политической  науки

2. Этапы становления  науки государственного управления

3. Место российской школы  государственного управления в  мире

4. Перспективные направления исследования государственного управления

 

Раздел 2. Современные модели и принципы государственного управления

1. Модели государственного  управления в мире

2. Сущность и виды  государственной политики

3. Особенности государственной  службы в России

4 Специфика реализации исполнительной власти в Российской Федерации

 

Раздел 3. Проблемы принятия управленческих решений

1. Фазы принятия управленческого  решения.

2. Отличия менеджмента  в государственных организациях  от бизнес-менеджмента.

3. Информационная структура современного государственного управления.

4. Понятие эффективности  государственного управления.

6.2 Темы рефератов и докладов

  1. Сравнительный анализ современных методов изучения государственного администрирования.
  2. Ситуационный анализ – современная методология государственного администрирования.
  3. Роль и значение системного подхода в изучении административно-государственного управления.
  4. Значение теории административно-государственного управления для развития современного демократического общества.
  5. Макс Вебер – основоположник науки государственного администрирования.
  6. Научные достижения классической школы административно-государственного управления и их современное значение.
  7. Школа человеческих отношений и ее вклад в современную концепцию управления персоналом.
  8. Возможности и пределы бихевиористского анализа в системе государственного администрирования.
  9. Метод системного анализа Т.Парсонса и его роль в государственном администрировании.
  10. В.Вильсон и Ф.Гуднау – основоположники американской школы государственного администрирования.
  11. А.Файоль – классик французской школы административно-государственного управления.
  12. Людвиг Эрхард – выдающийся ученый и государственный деятель современной Германии.
  13. Парадигма «мягкого мышления» в английской школе государственного администрирования.
  14. Сравнительный анализ европейских школ административно-государственного управления.
  15. Проблема преодоления статики государственных структур в условиях все возрастающей сложности задач административного управления.
  16. Принятие решений в системе административно-государственного управления.
  17. Политики и чиновники в системе государственного администрации: проблема разграничения сфер влияния.
  18. Роль экспертов в современной системе административно-государственного управления.
  19. Эффективный менеджер в процессе разработки линии стратегического государственного управления.
  20. Проблема достижения консенсуса в переговорном процессе.
  21. Сравнительный анализ основных форм и методов внедрения инновационных проектов.
  22. Сравнительный анализ американской и немецкой моделей контроля над системой государственной службы.
  23. Анализ партийного влияния в немецкой системе государственной администрации.
  24. Американская модель карьеры государственного служащего: возможности и перспективы развития.
  25. Сравнительный анализ института государственного уполномоченного во Франции и Великобритании.
  26. Сравнительный анализ моделей карьеры государственного служащего во Франции и Великобритании.
  27. Проблема использования западного опыта управления в условиях современной России.
  28. Организация административного аппарата в системе исполнительной власти современной России.
  29. Реформы системы административно-государственного управления в истории России.
  30. Государственная служба в политической системе Российской Федерации.

6.3 Методические указания по выполнению самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов в рамках курса «Теория государственного управления» предполагает подготовку к семинарским занятиям и к сдаче экзамена.

Главное предназначение семинарских занятий в процессе вузовской подготовки специалистов – углубленная самостоятельная работа студентов по важнейшим учебным проблемам курса. Семинар – «вершина айсберга» серьезной подготовительной работы студентов.

В ходе подготовки к семинарскому занятию по курсу «Теория государственного управления» студенты должны научиться работать с литературой и источниками, понимать их специфику и особенности использования, научиться правильно и грамотно конспектировать их, применяя при этом различные способы записей (цитирование, изложение, тезисы). Важно при этом научиться выделять главные мысли и идеи авторов, не выдергиваться их из контекста.

Кроме использования литературы, которая рекомендована в программе учебного курса «Теория государственного управления», студентам целесообразно овладеть методикой самостоятельного поиска необходимой литературы для подготовки докладов, сообщений, выполнения практических заданий.

Самой главное в ходе подготовки к семинарскому занятию в курсе «Теория государственного управления» - это формирование, развитие и закрепление аналитических способностей студентов. Достигается данная цель за счет постепенной, но последовательной выработки каждым студентом:

- умения самостоятельно  систематизировать, оценивать, обобщать  материал, делать выводы;

- способностей выделять  среди обширного материала главные, ключевые моменты;

- навыков относить изучаемый  учебный и научный материал  с конкретными вопросами семинарского  занятия;

- умения находить и  оценивать причинно-следственные  связи между различными  изучаемыми явлениями и процессами;

- способностей дискутировать  убедительно, аргументировано, логически  непротиворечиво и последовательно  отстаивать свою точку зрения.

Важным итогом самостоятельной работы студентов по курсу «Теория государственного управления» является сдача экзамена. Цель экзамена – завершить курс обучения, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить степень полученных знаний. На экзамене проверяется не столько уровень запоминания учебного материала студентом, сколько то, как он понимает те или иные политические категории и реальные политические проблемы.

При подготовке к экзамену следует особое внимание уделять конспектам лекций, затем учебникам, курсам лекций и другой печатной продукции. Также целесообразно максимально использовать программу курса, которая поможет лучше понять логику изложения основного учбеного материала.

6.4 Вопросы к экзамену по курсу  «Теория государственного управления»

  1. Первый этап в развитии теории административно-государственного управления.
  2. Второй этап в развитии теории административно-государственного управления.
  3. Третий этап в развитии теории административно-государственного управления.
  4. Предмет государственного управления и политики как науки.
  5. Методы государственного управления и политики как науки.
  6. Основные категории государственного управления и политики как науки
  7. Концепция нового государственного менеджмента.
  8. Новая институциональная теория.
  9. Концепция политических сетей.
  10. Специфика синергетического подхода к государственному управлению.
  11. Основные идеи Л.Уайта в теории административно-государственного управления.
  12. Основные идеи Фоллета, Мэйо, Маслоу в теории административно-государственного управления.
  13. Основные идеи представителей поведенческого подхода в американской школе административно-государственного управления.
  14. Теории Макгрегора и Герцберга в науке административно-государственного управления.
  15. Постбихевиорализм, модернизм, структурный функционализм в американской школе административно-государственного управления.
  16. Вклад А.Файоля в теорию и практику государсственного управления.
  17. Особенности французской школы административно-государственного управления.
  18. Основные идеи Понятовского, Алэна, Крозье в теории административно-государственного управления.ъ
  19. Теория административно-государственного управления в Великобритании.
  20. Теория административно-государственного управления в Германии.
  21. Основные фазы принятия решений в административно-государственном управлении.
  22. Метод анализа четырех полей при принятии управленческих решений.
  23. Рациональные и нерациональные методы дискуссии, ловушки группового мышления.
  24. Структурные модели административно-государственного управления.
  25. Функции административных органов власти.
  26. Стратегический государственный менеджмент.
  27. Переговорный процесс.
  28. Управление инновационной деятельностью.
  29. Проблема эффективности в теории административного управления.
  30. Сущность государственной политики
  31. Принципы и методы государственной политики
  32. Понятие и инструменты государственной экономической политики
  33. Примеры реализации государственной экономической политики
  34. Проблема государственного регулирования экономики
  35. Методы государственной экономической политики
  36. Государственная социальная политика
  37. Государственная национальная политика
  38. Методология исследования государственной службы как социального института современного российского общества
  39. Функционирование государственной службы в современном российском обществе
  40. Критерии эффективности государственного управления и государственной службы
  41. Истоки и генезис лоббизма
  42. Политологические концепции лоббизма и заинтересованных групп
  43. Технологии, объекты и методы лоббистской деятельности
  44. Информационная структура современного государственного управления
  45. Связи с общественностью в государственном управлении
  46. Сущность регионального управления
  47. Региональное управление в унитарных государствах
  48. Региональное управление в федеративных государствах
  49. Особенности регионального управления в РФ
  50. Конфликты как объект государственного управления. Институциональное и внеинституциональное государственное управление конфликтами

 

6.5 Тестовые задания для оценки остаточных знаний

1. Что обозначает понятие governance в новом государственном менеджменте?

А) способ организации административных структур

Б) эквивалент государственной службы

В) способ управления страной

 

2. Новый принцип оплаты труда  государственных служащих предполагает выплаты:

а) по уровню прошлых заслуг

б) по уровню сдачи квалификационных экзаменов

в) по результатам проделанной работы

 

3. С чем прежде всего намеревался  покончить государственный менеджмент?

А) с неэффективностью крупного централизованного бюрократического аппарата

Б) с иерархизацией традиционного государства

В) и с тем и другим вместе

 

4. Какая организация сформулировала  такую трактовку: «governance – есть обеспечение и распределение власти и авторитета, призванных охранять конституционные ценности»?

а) Юнеско

б) ОБСЕ

в) ОЭСР

 

5. Проблема сотрудничества является  одной из основных и новых  тем в 

а) новом государственном менеджменте

б) теории сетевого социального управления

в) синергетическом подходе к управлению

 

6. В структуре концепции политических сетей понятие governance используется как

а) правительственное управление

б) управлением вместе с правительством

в) управление без правительства

 

7. Чего по мнению Грина и  Хаббела недостает ряду экономических  метафор в теории государственного менеджмента?

А) духовных измерений смысла общественной жизни

Б) адекватного отражения общественного бытия

В) математической точности в передаче смысловых нагрузок

 

8. Какой смысл вкладывается в  понятие «справедливость» в концепции  «хорошего управления», которая содержится в программе развития ООН?

Все граждане имеют возможность улучшить свое благосостояние

 

9. В конце 1990-х годов властные  институты стали признавать, что  эффективность принятия решений  и их внедрения зависит

а) от жесткого применения репрессивных мер

б) от участия в этом процессе негосударственных структур

в) от развитости системы государственного администрирования

Информация о работе Теория государственного управления