5. Региональный уровень управления
- Сущность регионального управления
- Региональное управление в унитарных
государствах
- Региональное управление в федеративных
государствах
- Особенности регионального управления
в Российской Федерации
6. Организация управленческого процесса
на местном уровне
- Истоки теории местного самоуправления
- Принципы и модели взаимоотношений между
местным самоуправлением и демократическим
государством
- Структура органов местного самоуправления
- Перспективы развития местного самоуправления
7. Современные административные реформы
в мире
- Административные реформы в странах
Запада
- Административные реформы в Восточной
Европе
- Административные реформы Юго-Восточной
Азии, Африке и Латинской Америке
8. Административные реформы в России
- Административные реформы в царской
России
- Административные реформы в СССР
- Административные реформы в современной
России
9. Государственная политика
- Проблемы реализации экономической политики
в современной России
- Проблемы реализации социальной политики
в современной России
- Проблемы реализации национальной политики
в современной России
- Проблемы реализации внешней политики
в современной России
10. Принятие управленческих решений
- Сущность управленческого решения и
принципы его классификации
- Рациональное решение и этапы его принятия
- Модели и методы принятия решений. Технологии
активизации персонала для творческого
поиска идей.
11. Информационные технологии управленческого
процесса
- Информационная структура современного
государственного управления
- Информационно-аналитическое обеспечение
процесса государственного управления
пресс-службами
- Связи с общественностью в государственном
управлении
- Сущность и характеристики информационных
технологий, используемых в управленческом
процессе
12. Эффективность государственного управления
- Понятие «эффективности» государственного
управления
- Виды эффективности в административной
теории
- Соотношение понятий «эффективность»
и «рациональность» в административной
теории
- Социальная эффективность государственного
управления
- Связь транзакционных издержек с эффективностью
государственного управления
13. Дискуссия «Роль государственной власти в современном
обществе»
5. Образовательные технологии
В ходе изучения дисциплины предусмотрено
использование следующих образовательных
технологий:
- моделирование систем
различных теоретических позиций
группами учащихся для проведения полемики
каждого из представителей этих групп
на предмет эффективности данных систем;
- проведение деловых игр в
форме дискуссий по важным проблемам государственного
управления и политики;
- встреча со студентами
других специальностей, изучающих схожие
проблемы с целью обмена опытом осваивания
дисциплины и выявления её профильных
особенностей;
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной
работы студентов. Оценочные средства
для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины.
6.1 Контрольные вопросы по разделам
дисциплины
Разделы дисциплины предусматривают
проведение семинара-коллоквиума, на которых
обсуждаются «узловые» темы раздела.
Раздел 1. Формирование научных основ
государственного управления:
1. Государственная политика
и управление в системе общественных
наук и как отрасль политической
науки
2. Этапы становления
науки государственного управления
3. Место российской школы
государственного управления в
мире
4. Перспективные направления
исследования государственного управления
Раздел 2. Современные модели и принципы
государственного управления
1. Модели государственного
управления в мире
2. Сущность и виды
государственной политики
3. Особенности государственной
службы в России
4 Специфика реализации исполнительной
власти в Российской Федерации
Раздел 3. Проблемы принятия управленческих
решений
1. Фазы принятия управленческого
решения.
2. Отличия менеджмента
в государственных организациях
от бизнес-менеджмента.
3. Информационная структура
современного государственного управления.
4. Понятие эффективности
государственного управления.
6.2 Темы рефератов и докладов
- Сравнительный анализ современных методов
изучения государственного администрирования.
- Ситуационный анализ – современная методология
государственного администрирования.
- Роль и значение системного подхода в
изучении административно-государственного
управления.
- Значение теории административно-государственного
управления для развития современного
демократического общества.
- Макс Вебер – основоположник науки государственного
администрирования.
- Научные достижения классической школы
административно-государственного управления
и их современное значение.
- Школа человеческих отношений и ее вклад
в современную концепцию управления персоналом.
- Возможности и пределы бихевиористского
анализа в системе государственного администрирования.
- Метод системного анализа Т.Парсонса
и его роль в государственном администрировании.
- В.Вильсон и Ф.Гуднау – основоположники
американской школы государственного
администрирования.
- А.Файоль – классик французской школы
административно-государственного управления.
- Людвиг Эрхард – выдающийся ученый и
государственный деятель современной
Германии.
- Парадигма «мягкого мышления» в английской
школе государственного администрирования.
- Сравнительный анализ европейских школ
административно-государственного управления.
- Проблема преодоления статики государственных
структур в условиях все возрастающей
сложности задач административного управления.
- Принятие решений в системе административно-государственного
управления.
- Политики и чиновники в системе государственного
администрации: проблема разграничения
сфер влияния.
- Роль экспертов в современной системе
административно-государственного управления.
- Эффективный менеджер в процессе разработки
линии стратегического государственного
управления.
- Проблема достижения консенсуса в переговорном
процессе.
- Сравнительный анализ основных форм
и методов внедрения инновационных проектов.
- Сравнительный анализ американской и
немецкой моделей контроля над системой
государственной службы.
- Анализ партийного влияния в немецкой
системе государственной администрации.
- Американская модель карьеры государственного
служащего: возможности и перспективы
развития.
- Сравнительный анализ института государственного
уполномоченного во Франции и Великобритании.
- Сравнительный анализ моделей карьеры
государственного служащего во Франции
и Великобритании.
- Проблема использования западного опыта
управления в условиях современной России.
- Организация административного аппарата
в системе исполнительной власти современной
России.
- Реформы системы административно-государственного
управления в истории России.
- Государственная служба в политической
системе Российской Федерации.
6.3 Методические указания по
выполнению самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов
в рамках курса «Теория государственного
управления» предполагает подготовку
к семинарским занятиям и к сдаче экзамена.
Главное предназначение семинарских
занятий в процессе вузовской подготовки
специалистов – углубленная самостоятельная
работа студентов по важнейшим учебным
проблемам курса. Семинар – «вершина айсберга»
серьезной подготовительной работы студентов.
В ходе подготовки к семинарскому
занятию по курсу «Теория государственного
управления» студенты должны научиться
работать с литературой и источниками,
понимать их специфику и особенности использования,
научиться правильно и грамотно конспектировать
их, применяя при этом различные способы
записей (цитирование, изложение, тезисы).
Важно при этом научиться выделять главные
мысли и идеи авторов, не выдергиваться
их из контекста.
Кроме использования литературы,
которая рекомендована в программе учебного
курса «Теория государственного управления»,
студентам целесообразно овладеть методикой
самостоятельного поиска необходимой
литературы для подготовки докладов, сообщений,
выполнения практических заданий.
Самой главное в ходе подготовки
к семинарскому занятию в курсе «Теория
государственного управления» - это формирование,
развитие и закрепление аналитических
способностей студентов. Достигается
данная цель за счет постепенной, но последовательной
выработки каждым студентом:
- умения самостоятельно
систематизировать, оценивать, обобщать
материал, делать выводы;
- способностей выделять
среди обширного материала главные,
ключевые моменты;
- навыков относить изучаемый
учебный и научный материал
с конкретными вопросами семинарского
занятия;
- умения находить и
оценивать причинно-следственные
связи между различными изучаемыми
явлениями и процессами;
- способностей дискутировать
убедительно, аргументировано, логически
непротиворечиво и последовательно
отстаивать свою точку зрения.
Важным итогом самостоятельной
работы студентов по курсу «Теория государственного
управления» является сдача экзамена.
Цель экзамена – завершить курс обучения,
проверить сложившуюся у студента систему
понятий и отметить степень полученных
знаний. На экзамене проверяется не столько
уровень запоминания учебного материала
студентом, сколько то, как он понимает
те или иные политические категории и
реальные политические проблемы.
При подготовке к экзамену
следует особое внимание уделять конспектам
лекций, затем учебникам, курсам лекций
и другой печатной продукции. Также целесообразно
максимально использовать программу курса,
которая поможет лучше понять логику изложения
основного учбеного материала.
6.4 Вопросы к экзамену по курсу
«Теория государственного управления»
- Первый этап в развитии теории
административно-государственного управления.
- Второй этап в развитии теории
административно-государственного управления.
- Третий этап в развитии теории
административно-государственного управления.
- Предмет государственного
управления и политики как науки.
- Методы государственного
управления и политики как науки.
- Основные категории государственного
управления и политики как науки
- Концепция нового государственного
менеджмента.
- Новая институциональная
теория.
- Концепция политических сетей.
- Специфика синергетического
подхода к государственному управлению.
- Основные идеи Л.Уайта в теории
административно-государственного управления.
- Основные идеи Фоллета, Мэйо,
Маслоу в теории административно-государственного
управления.
- Основные идеи представителей
поведенческого подхода в американской
школе административно-государственного
управления.
- Теории Макгрегора и Герцберга
в науке административно-государственного
управления.
- Постбихевиорализм, модернизм,
структурный функционализм в американской
школе административно-государственного
управления.
- Вклад А.Файоля в теорию и
практику государсственного управления.
- Особенности французской
школы административно-государственного
управления.
- Основные идеи Понятовского,
Алэна, Крозье в теории административно-государственного
управления.ъ
- Теория административно-государственного
управления в Великобритании.
- Теория административно-государственного
управления в Германии.
- Основные фазы принятия решений
в административно-государственном управлении.
- Метод анализа четырех полей
при принятии управленческих решений.
- Рациональные и нерациональные
методы дискуссии, ловушки группового
мышления.
- Структурные модели административно-государственного
управления.
- Функции административных
органов власти.
- Стратегический государственный
менеджмент.
- Переговорный процесс.
- Управление инновационной
деятельностью.
- Проблема эффективности в
теории административного управления.
- Сущность государственной
политики
- Принципы и методы государственной
политики
- Понятие и инструменты государственной
экономической политики
- Примеры реализации государственной
экономической политики
- Проблема государственного
регулирования экономики
- Методы государственной экономической
политики
- Государственная социальная
политика
- Государственная национальная
политика
- Методология исследования
государственной службы как социального
института современного российского общества
- Функционирование государственной
службы в современном российском обществе
- Критерии эффективности государственного
управления и государственной службы
- Истоки и генезис лоббизма
- Политологические концепции лоббизма
и заинтересованных групп
- Технологии, объекты и методы лоббистской
деятельности
- Информационная структура современного
государственного управления
- Связи с общественностью в государственном
управлении
- Сущность регионального управления
- Региональное управление в унитарных
государствах
- Региональное управление в федеративных
государствах
- Особенности регионального управления
в РФ
- Конфликты как объект государственного
управления. Институциональное и внеинституциональное
государственное управление конфликтами
6.5 Тестовые задания для оценки
остаточных знаний
1. Что обозначает понятие governance
в новом государственном менеджменте?
А) способ организации административных
структур
Б) эквивалент государственной службы
В) способ управления страной
2. Новый принцип оплаты труда
государственных служащих предполагает
выплаты:
а) по уровню прошлых заслуг
б) по уровню сдачи квалификационных
экзаменов
в) по результатам проделанной работы
3. С чем прежде всего намеревался
покончить государственный менеджмент?
А) с неэффективностью крупного централизованного
бюрократического аппарата
Б) с иерархизацией традиционного государства
В) и с тем и другим вместе
4. Какая организация сформулировала
такую трактовку: «governance – есть обеспечение
и распределение власти и авторитета,
призванных охранять конституционные
ценности»?
а) Юнеско
б) ОБСЕ
в) ОЭСР
5. Проблема сотрудничества является
одной из основных и новых
тем в
а) новом государственном менеджменте
б) теории сетевого социального управления
в) синергетическом подходе к управлению
6. В структуре концепции политических
сетей понятие governance используется как
а) правительственное управление
б) управлением вместе с правительством
в) управление без правительства
7. Чего по мнению Грина и
Хаббела недостает ряду экономических
метафор в теории государственного
менеджмента?
А) духовных измерений смысла общественной
жизни
Б) адекватного отражения общественного
бытия
В) математической точности в передаче
смысловых нагрузок
8. Какой смысл вкладывается в
понятие «справедливость» в концепции
«хорошего управления», которая содержится
в программе развития ООН?
Все граждане имеют возможность улучшить
свое благосостояние
9. В конце 1990-х годов властные
институты стали признавать, что
эффективность принятия решений
и их внедрения зависит
а) от жесткого применения репрессивных
мер
б) от участия в этом процессе негосударственных
структур
в) от развитости системы государственного
администрирования