Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 10:43, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является – изучить теорию позитивного права. Задачами является:
1. Исследовать социальный процесс формирования позитивного права
2. Изучить историю развития прав человека как нормативно закрепленной составляющей естественного права в рамках истории российской и советской юриспруденции, начиная с начала XX века и по настоящее время.
Введение………………………………………………………………………....3-4
Глава 1 Социальный процесс формирования позитивного права……...…..3-10
Глава 2 Прагматические основы существования позитивного права…..11-14
Глава 3 Позитивные права человека……………………………………..…15-24
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы ……………………………………….26
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Кафедра теории и истории государства и права
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Курсовая работа
по теории государства и права
ТЕМА
Теория позитивного права
Выполнил:
Студент 2 курса
Вечернего отделения
Группа № 8813
« » ___________ 2010 г. Хуснутдинов Н.Э.
Научный руководитель:
« » ___________ 2010 г. Валиев Р.Г.
Казань – 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Социальный процесс формирования позитивного права……...…..3-10
Глава 2 Прагматические основы существования позитивного права…..11-14
Глава 3 Позитивные права человека……………………………………..…15-24
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………….26
Введение
Тема моей курсовой работы: «Теория позитивного права» для меня, студента юридического факультета очень интересна и познавательна
Позитивная теория или общая
теория позитивного права, суммирующая
данные аналитической юриспруденции,
- это самодостаточная
В науке термин «право»
употребляется чрезвычайно
Многие
учёные используют его применительно
к любой доминирующей в обществе
нормативной системе. В особенности
это проявляется в
Социальный процесс формирования позитивного права – это объективно складывающееся и субъективно выявляющееся в жизни общества и государства взаимодействие, влияние разнообразных социальных факторов на формирование правовых норм; этот процесс, несомненно, смыкается с завершающей стадией – юридически оформленным процессом правотворчества государства как организованной деятельностью его правотворческих органов по созданию либо признанию и закреплению в юридически обязательной форме норм позитивного права.
Целью моей курсовой работы является – изучить теорию позитивного права. Задачами является:
Для написания своей работы, я
пользовался литературой
В курсовой работе 3 главы, введение и заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Социальный процесс формирования позитивного права.
Официальное установление или признание норм позитивного права, выраженного в законах и иных официальных источниках, происходит на базе возникновения сложившихся условий жизни общества и деятельности государства, возникающих при этом социальных потребностей, целей, ожиданий членов общества, организаций людей, органов государства, постепенного накопления опыта их удовлетворения, реализации и разрешения возникающих противоречий и т. п.
Всякое
появление новых потребностей, целей,
социальных ролей и иных социальных
условий и фактов, типичных для
данного общества, исторического
этапа развития народа. Должно также
получить известное распространение
и упрочение в производственной
Поэтому изучение становления и
развития социальных процессов, вызывающих
потребности правового
Конечно практика восточных
деспотий, абсолютных монархий, фашистских
режимов и иных форм и исторических
моделей верховной
Произвол, ошибки, нелепости
правителей, судей, парламентов или
законосовещательных собраний не могут
рассматриваться как «
Реально возникающие социальные потребности и основания правового регулирования рассматриваются в правовой литературе как различные факторы, обуславливающие процесс правового урегулирования, его изменения, отмены действующих норм права. Важно при этом подчеркнуть, что речь идёт о факторах, обуславливающих правотворческий процесс и лежащих, как правило, вне самого правотворчества государства и как бы из вне детерминирующих содержание правотворчества и его результаты, т. е. само позитивное право. Социальные факторы, непосредственно влияющие на правотворческий процесс, т. е. на деятельность государства по установлению или признанию правовых норм, следует рассматривать как предпосылки правотворчества и позитивного права.1 Поэтому представляется необходимым характеристику различных социальных факторов формирования права рассматривать в качестве особого, социального, но ещё не оформленного юридически процесса, генетически связанного с правотворческой деятельностью государства, но не тождественного самому правотворчеству как юридически оформленному процессу и его результату – позитивному праву.
Теоретические концепции права
Признание такого социального процесса, предшествующего и обуславливающего официальное позитивное право, характерно не только для марксистской концепции права, но и для таких крупных теоретических концепций права, как естественное право, историческая, психологическая и в особенности социологическая школы права, «теория интереса». Общим для всех этих правовых теорий являются поиски социального субстата, причин, порождающих нормы позитивного права, признаваемого или устанавливаемого государством. Такие теории известный венгерский юрист академик В. Пешка характеризует как генетические концепции, имеющие в виду факторы, являющиеся причиной появления правовых норм, в отличие от юридического позитивизма, ориентирующегося на раскрытие всего того, что помогает выявить правовой характер правил поведения, и ни чего более.
Советские юристы – теоретики
права наряду с этим основополагающими,
базисными факторами
В советской литературе разрабатывался и несколько иной подход к пониманию факторов и процесса правотворчества ( например, в монографии
«Научные основы советского правотворчества»). Авторы этого труда в общем анализировали примерно те же объективные и субъективные факторы процесса формирования права: определяющее значение экономических факторов для возникновения правовой надстройки; формирование интересов и воли господствующего класса; обусловленность правовой формы содержанием общественных отношений; внутреннюю согласованность норм права; объективную обусловленность соотношения средств правового регулирования; социально- политические факторы правотворчества, в том числе роль КПСС в выработке правовой политики, участие масс в правотворчестве; выявление потребностей в правовом регулировании в деятельности субъектов законодательной инициативы, а также в стадии разработки законопроекта. В монографии ставились и другие важные проблемы правотворчества: прогнозирование, планирование правотворчества, законодательная техника и др.
Все эти проблемы, несомненно, имеют отношение к правотворчеству как деятельности государства.
Не будем касаться здесь недостатков, присущих в равной мере всем работам советского периода, неизбежно выставлявшим на первый план преимущества социализма и его права, руководства партии и т. п. и на все вопросы находившим ответы у классиков марксизма-ленинизма, подчас вполне правильно, но всячески отстраняясь или открещиваясь от проблематики буржуазных правовых теорий. Отметим лишь тот аспект предложенного подхода, который интересует нас именно в современных условиях. Так, автор первой главы названной книги проф. Р. О. Халфина исходила из того, что понятие правотворчества есть научно обоснованный процесс, представляющий собой «форму государственного руководства обществом, завершающий процесс формирования права и отражающий социальные факторы этого процесса…». Но если это так, то, по существу, речь должна была идти не о тех социальных явлениях, которые «отражаются», а лишь о том , как они учитываются и воплощаются в правотворческой деятельности государства. Между тем Р. О.Халфина стремилась указанным понятием «охватить более широкий круг явлений, включить все сложные процессы, предшествующие решению о подготовке проекта нормативного акта, выявить потребности правового регулирования…».2
Такое понятие охватывает реальные жизненные элементы, процессы правообразования, которые «во всей их сложности» должны быть проанализированы, познаны и отражены в процессе правотворчества государства, но реально существуют и действуют вне его, но не в самой правотворческой практике.
Те требования и потребности, которые обуславливают принятие закона и позитивного права, следует искать не в самом правотворчестве, а скорее в объектах и целях устанавливаемого государством позитивного права.
Познание, анализ, научный подход к правотворчеству несомненно необходимы для правотворчества государства. Но эти важные средства деятельности государства не следует отождествлять с самим социальным процессом формирования норм права. Государственное правотворчество лишь завершает и отражает воздействие на формирование норм права экономики, политики, конкретных интересов и представлений о праве, конкретных условий и сложившегося образа жизни, которые будут затем закреплены законом, действующим позитивным правом. Смешение «познания», «изучения», «выявления» социальных факторов в процессе правотворчества с реальным существованием и влиянием социальных процессов жизни общества и разнообразной деятельности государства не дало возможности раскрыть и выделить и само понятие «социальный процесс формирования права» в отличие от его завершающей стадии – юридического процесса правотворчества, непосредственно порождающего нормы действующего позитивного права.3