Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:07, курсовая работа
Идее правового государства считают обязанными уделить внимание практически все правоведы. Любой исследователь, рассматривающий проблематику правового государства, тем более имеющий такую широкую тему как «концепция правового государства», столкнулся бы с проблемой необъятности рассматриваемого вопроса. Но какой бы необъятной не казалась рассматриваемая тема, при правильной постановке задач, можно найти те правовые и социальные аспекты, которые требуют детального исследования.
Введение_____________________________________________________________3
1. Развитие теории правового государства_________________________________5
1.1 Идеи правового государства в древности_______________________________5
1.2 Идеи правового государства в эпоху феодализма________________________12
1.3 Идеи правового государства в период ранних буржуазных революций______15
2. Формирование концепции правового государства________________________ 26
3. Понятие и основные признаки правового государства_____________________29
Заключение__________________________________________________________ 31
Список использованных источников_____________________________________ 32
Стремлением к наполнению концепции
правового государства реальным
содержанием была охвачена и противоположная
социал-демократическая линия
И социалистическая и консервативная
концепции государства в каком-
2. Формирование концепции правового государства
История развития теории правового государства свидетельствует о том, что в идее правового государства может быть выделено два главных аспекта: первый – обеспечение прав и свобод человека, т.е. фундаментальным признаком правового государства является приоритет интересов личности в деятельности государства, и второй – ограничение правом государственной власти. Следовательно, правовым может быть названо такое государство, функционирование которого основано на праве, и основным направлением деятельности которого является полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.18
Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ веков, включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство права, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом «дозволено все, что не запрещено законом», установление реальных гарантий прав и свобод личности. Правовое государство – тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая, непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей, с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти. Общее демократическое устройство системы власти и политики правового государства органически связано с его правовыми установками. В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом. Исторически процесс образования правового государства состоял и состоит в распространении принципа суверенности на право. Этот процесс проходил 3 этапа. Первый, наиболее ранний по времени, – это признание суверенитета власти. После длительной борьбы за права народа, путем мятежей, восстаний, переворотов и социальных революций был завоеван суверенитет народа. Следующим шагом стала борьба за суверенитет права, точнее за приоритет права перед властью, волей гражданина, общества или какой-либо его части большинства или меньшинства. Паритет и приоритет означают установление зафиксированных законом отношений между всеми сторонами отношений, особенно сложными между властью и правом не только в силу суверенитета власти (государства) и традиции попрания закона, но потому, что само право создается властью, обладающей преимущественным правом законотворчества. Таким образом, власть должна ограничивать свои права и свободы ею же созданными законами. Такая ситуация самоограничения представлялась (и поныне представляется) противоестественной, что и отражалось в традициях, обозначенных известными понятиями всевластие, своеволие, самоуправство, беззаконие и т.п. Негативное отношение власти к праву, стремление к привилегиям, желание стать выше закона привели к тому, что противоправная практика власти оказалась еще труднее преодолимой, чем аналогичная практика граждан, пытающихся действовать вне закона. Потребовалось глубокое преобразование общества и его правосознания, чтобы коренным образом изменить отношение к праву в государстве, а также большая конструктивная работа для преобразования его политической системы в политико-правовом отношении. Ее центральным моментом стала разработка конституционных документов и борьба за введение конституционного правления, занявшая более трех столетий, которые протекли со времени первых трудов политических философов (Дж.Локка, В.Гумбольдта) и первых конституционных документов в Европе и Америке до современных конституционных текстов в странах, вступивших на путь демократического развития. Решающим событием в истории преобразования политико-правовых отношений стала разработанная Дж.Локком концепция правового государства. Ему же принадлежит и попытка практически реализовать проект правового государства в конституции английской колонии Каролина в Америке (1669 г.). В дальнейшем конституционном и политико-правовом творчестве приняли участие крупнейшие мыслители – И.Кант, Гегель и др. Значительными событиями на пути к правовому государству стали в XVIII в. Конституция Французской революции, так и не реализованная на практике, и Конституция США, оказавшаяся одной из самых ранних и самых стабильных. В XIX-XX вв. конституционная проблема стала одним из важнейших предметов политических и исследований виднейших ученых. Решающими факторами создания правового государства или движения к нему стали, однако, первые значительные успехи в создании гражданского общества, вне которого невозможно правовое государство, и общее социальное, экономическое, культурное развитие общества, его новых цивилизационных, технических и научных основ. Такая совокупность факторов, позволяющих построить правовое государство, объясняется рядом причин. Ни власть, ни само право не могут быть реальными гарантиями исполнения закона, если право не легитимировано обществом. Только их легитимность, признание обществом и потому обязательность исполнения обеспечивает действительное соблюдение законов обществом и государством, равно как и создание их системы, и исключает противоправную практику с обеих сторон. Но общество в состоянии добиться этого на достаточно высоком уровне гражданского, а значит, и культурного, цивилизованного, материального и интеллектуального развития, т.е. став гражданским обществом. Граждане такого общества не скованы дисциплиной страха и господства. Они наделены собственностью, обладают свободами и правами, и обладание этими ценностями делает их ответственными за их сохранение и умножение. Они же защищают и государство, которое делается ответственным за все виды безопасности человека и общества и их достояние. Основой реально значимых правовых отношений в правовом государстве оказываются не сами по себе правовые нормы, предписания и санкции, как бы идеально они не были сформулированы. Их первоосновой служат элементарные свойства порядочности, нравственности, чувство долга, сознание ответственности, способность человека и общества к критическому самопознанию, самоотчету, привычка к дисциплине и умение дисциплинировать себя, подлинная гражданственность. С гражданственностью, в ее подлинном смысле, не совместимы такие социальные пороки, как взятка, коррупция, подкуп, кумовство, подмена общественных связей кровнородственными, клановыми, экономическое, социальное или политическое подполье и т.п. Конечно, возникающее на таких основах правосознание еще не отличает гражданское и правовое состояние общества от законопослушного общества неправового типа. Не только суверенитет права и равное всеобщее подчинение ему отличают подлинно правовые отношения, но и демократическое, гражданское содержание самого права. Член правового государства и гражданского общества пользуется свободой, общественным доверием и уважением, развитым правосознанием, что исключает мысль о его исключительности, его особом, неподвластном закону статусе, связанным с его положением в обществе, с привилегией стоять выше закона. Правовое государство и гражданское общество формируются совместно, и процесс их создания занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с развитием общества и требует целенаправленных усилий. Ни правовое государство, ни гражданское общество не вводятся единовременным актом и не могут стать результатом чистого законодательства. Весь этот процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело. Рассмотрим подробнее понятие и основные признаки правового государства.
3. Понятие и основные признаки правового государства
Для того, чтобы понять глубинную
суть правового государства, недостаточно
ограничиться набором хотя и важных,
но все же внешних характеристик
(связанность государства
Признаки правового государства:
К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, можно отнести следующие:
а) трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;
б) преодоление декоративности и декларативности юридических норм;
в) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.
Заключение
История учений о правовой государственности – богатый арсенал идей и концепций, без знания которых, учета их сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков невозможна серьезная современная теоретическая разработка и практическая реализация идей правового государства.
В ближайшие годы – десятилетия в нашей стране правового государства в общемировом понимании его составляющих – не будет. Должно смениться много поколений граждан, должны быть созданы необходимые условия для правового воспитания каждого последующего поколения, чтобы правомерные поступки и поведение стали нормой, традицией, основой, чтобы законы не просто существовали на бумаге, но и отлажено работали механизмы их реализации. Сегодня же говорить о правом государстве в России можно только на уровне теории, концепции, идеи.
Важная предпосылка
Прежде чем пытаться сформировать правовое государство в России, необходимо навести элементарный правовой порядок в стране и в первую очередь в сфере прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Правовой порядок позволит создать стабильность правового статуса человека и гражданина. Благодаря стабильности правового статуса личность сможет осуществлять свою деятельность даже в состоянии, когда общество переживает переходный период со всеми его отрицательными процессами. Более того, в этот период правовой статус личности может содействовать искоренению негативных последствий переходного периода, ускорить завершение этого процесса. Не подлежит никакому сомнению тот факт, что законы жизненно важно соблюдать, а не нарушать. Добиваться в случае устарелости, консерватизма и отсталости от жизни их немедленной отмены конституционным путем, а не преступать их границы и не разрушать тем самым регулируемые ими хозяйственные, социальные, культурные, политические и иные связи в обществе.
Список использованной литературы