Теория правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Идее правового государства считают обязанными уделить внимание практически все правоведы. Любой исследователь, рассматривающий проблематику правового государства, тем более имеющий такую широкую тему как «концепция правового государства», столкнулся бы с проблемой необъятности рассматриваемого вопроса. Но какой бы необъятной не казалась рассматриваемая тема, при правильной постановке задач, можно найти те правовые и социальные аспекты, которые требуют детального исследования.

Содержание работы

Введение_____________________________________________________________3
1. Развитие теории правового государства_________________________________5
1.1 Идеи правового государства в древности_______________________________5
1.2 Идеи правового государства в эпоху феодализма________________________12
1.3 Идеи правового государства в период ранних буржуазных революций______15
2. Формирование концепции правового государства________________________ 26
3. Понятие и основные признаки правового государства_____________________29
Заключение__________________________________________________________ 31
Список использованных источников_____________________________________ 32

Файлы: 1 файл

теорияПГ!_для и-нета.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Весьма плодотворным и перспективным  стало такое достижение древнеримской  теории и практики, как разграничение  права на частное и публичное. Сфера публично-властных отношений  тем самым была сознательно вовлечена  в правовое пространство и стала рассматриваться под углом зрения правовой регуляции, соблюдения всеобщих принципов, норм и требований права. Ключевое значение в данной связи имело утверждение принципа правового равенства в области публично-властных отношений.

Можно перечислить целый ряд положений, значимых для последующих представлений о правовом государстве, разработанных античными авторами. В их числе положения о власти закона как сочетании силы и права, о различении правильных и неправильных форм правления, о смешанном правлении и о роли права в типологии государственных форм, соотношении естественного и волеустановленного права, о равенстве людей по естественному праву, о праве как мериле справедливости и регулирующей нормы политического общения, о государстве (республике), как «деле народа» и правовом общении, о сферах частного и публичного права; о свободном индивиде как юридическом лице, субъекте права (римские юристы). Античная политико-правовая идеология сделала первые шаги по осмыслению политической свободы. Государство и законы в Др.Греции начинают рассматриваться как установления, созданные самим человеком и призванные служить его интересам. Подобного рода представления, однако, относились только к свободным гражданам государства и сопровождались обоснованием подневольного положения рабов. Расширение гражданских свобод в Античном мире происходило за счет развития рабовладельческих отношений. До построения правового государства в этом обществе оставалось очень далеко, потому что правосознание опиралось не на понятие индивидуальной свободы и плюрализм социальных институтов, а в большей мере на модернизационный процесс, который необходимо было направлять и держать в руках, и на потребность управления завоеванными народами. Именно поэтому расцвет правосознания (римское право) пришелся на эпоху, когда демократическая идея уже закатилась. Сменившая ее имперская идея Рима, а позже – идея княжеской власти в средневековье уже не имела ничего общего с правовой государственностью.

 

1.2. Идеи правового государства  в эпоху феодализма

В целом общества стран Западной Европы были организованы как монархическо-церковные сословные иерархии. Каждая ступень этой иерархии имела свой правовой статус, тесно привязывающий членов даже и высших ступеней феодальной пирамиды к своему месту в сословной структуре. Республиканский воздух городов делал свободным от крепостнического гнета, но не освобождал от гнета церкви, цеховой регламентации, сословных обязанностей и ограничений. Идеи свободы и равенства были перенесены более всего в сферу религиозных исканий, где мечты о преодолении чуждой народу власти церкви и государства принимали форму идей непосредственной власти Бога. Демократические тенденции раннего христианства нашли развитие в идеологии ряда еретических движений средних веков. Применяя к государству и праву тексты святого. писания о равенстве верующих перед богом, радикальные ереси обосновывали равенство людей перед законом и их право участвовать в решении не только церковных, но и государственных дел. Эти движения жестоко подавлялись Инквизицией.

Показательны в этом смысле политико-правовые воззрения такого авторитетного  представителя средневековой теологии, как Фомы Аквинского. он с христианских позиций развивал ряд политико-правовых идей античных авторов, прежде всего Аристотеля (о политической природе человека, о политической форме правления и т.д.) и римских юристов (о естественно-правовой справедливости и т.д.).

Естественный закон, согласно Фоме Аквинскому, помимо стремления к самосохранению и продолжению рода, поисков истины и истинного Бога, требует также признания и уважения достоинства человека как разумного существа, созданного Творцом по своему образу и подобию. Это положение о достоинстве человека, будучи фундаментальным принципом христианского гуманизма, в политико-правовом плане является одной из первых формулировок идеи неотчуждаемого естественного права человека. Отсюда следует, что государство и человеческий (позитивный) закон должны признавать и уважать достоинство человека. В соответствии с этим государство как политическая форма выражения общего блага призвано, согласно Фоме Аквинскому, обеспечить для людей достойные условия жизни, т.е. условия, соответствующие достоинству человека.

Используя положения Аристотеля и  ряда других античных мыслителей, Фома Аквинский проводит различие между абсолютной и политической монархией. Достоинства политической монархии он видит в том, что эта форма правления в наилучшей форме выражает требования общего блага, уважения достоинства человека и осуществления власти на основе закона, обязательного и для самого монарха. Кроме того, в ней власть монарха ограничена сословно-представительным органом.

В духе античных авторов Фома Аквинский  противопоставляет монархию (и абсолютную, и политическую) тирании и признает право народа (с согласия церкви) на насильственное свержение тиранической власти. В этом признаваемом Фомой Аквинским (правда, с определенными церковно-религиозными оговорками и условиями) праве народа на восстание против тирании присутствует (хотя и в теологически приглушенной форме) идея народного суверенитета.9

Более отчетливо в эту эпоху  суверенитет народа в своем светском учении о государстве и праве  признавал и защищал Марсилий Падуанский. Народ, согласно Марсилию, – это источник всякой власти (и  светской, и духовной), носитель суверенитета и верховный законодатель. Правда, под «народом» он имел в виду лучшую, просвещенную часть общества, которая печется об общем благе.

Одним из первых в истории политической мысли  Марсилий Падуанский в работе «Защитник  мира» обосновывает концепцию разделения в государстве законодательной и исполнительной властей на основе верховенства законодательной власти и связанности исполнительной власти обязательным для всех законом.

На идею народного  суверенитета опирается и выдвинутый Марсилием демократический принцип  выборности всех должностных лиц и государственных институтов, включая и монарха. Причем избирательную монархию он считал более совершенной формой правления, чем наследственную.10

Весьма своеобразно для своего времени решает Марсилий Падуанский и вопрос о человеческом законе. Человеческий закон должен приниматься народом (под народом понимается «совокупность граждан или важнейшая их часть»). Такой порядок принятия и изменения человеческих законов предопределяется их целью: принятые народом законы выражают общее благо; народ лучше повинуется тем законам, которые сам для себя создал; эти законы всем известны; большинству (общества) принадлежит наибольшая сила для принуждения непокорных к соблюдению законов; наконец, каждый может заметить упущения и предложить способы их устранения. Столь же своеобразно им решается проблема правительства, приводящего законы в исполнение. Во-первых, выдвигается и обосновывается принцип подзаконности всех действий правительства, которое для того и создано, чтобы исполнять законы, определяющие цели и порядок общежития. Во-вторых, исполнитель законов должен избираться тем же, кем закон установлен, т.е. народом.

Теоретическое обоснование  принадлежности народу законодательной  власти, строгой подзаконности деятельности правительства, выборности народом главы исполнительной власти – все это в теоретическом плане далеко опережало время Марсилия Падуанского, предвосхищая лозунги революций XVII–XVIII вв. В доктрине же XIV в. эти идеи исходили из практики управления городских республик, опирались на отдельные мысли Аристотеля, были созвучны порядку избрания императора Священной Римской империи, наконец, изложены были в схоластической манере. Обосновывая выборность правителя, Марсилий разбирает и сопоставляет 13 доводов в пользу наследственной и избирательной монархий. В результате наилучшей признается избирательная монархия, где пожизненно избранный народом и ответственный перед ним правитель правит на основе законов. Многократно говорится о народе как о совокупности или о большинстве граждан, но в том же сочинении определяются сословия: военные, священники, судьи (главные, почетные сословия); земледельцы, ремесленники, купцы (простой народ). Отсюда многообразие оценок идей Марсилия Падуанского: от оценки его как идеолога средневекового бюргерства, или, по крайней мере, сторонника сословно-представительной монархии до оценки его лишь как приверженца Людвига Баварского, стремившегося быть избранным в императоры Римской империи.

В общем политико-правовая идеология средневековья мало сделала  для развития идей свободы и равенства людей, но всё же сыграла связующую роль между идеями античности и Нового времени, в том числе и в плане теоретической подготовки основ для последующих учений о неотчуждаемых естественных правах человека, о разделении властей, представительной системе и правовой государственности вообще. Именно в средневековье появилась важная предпосылка правосознания – понятие божественного, священного закона, которая еще не сформировалась в античности и эллинизме. Эпоха Ренессанса развила личностный и антропоцентристский элементы средневекового сознания. Поэтому настоящий рост идей правовой государственности в Новое время начался на «удобренной почве» европейской культуры.

 

1.3 Идеи правового государства в период ранних буржуазных революций

Идеи правовой государственности в Новое время развивались в русле достижений предшествующей политико-правовой мысли и, прежде всего, естественно-правовых представлений о свободе и правах человека, о приоритете естественного права перед позитивным правом и государством, о правовых формах и пределах осуществления государственной власти, о разграничении властных полномочий различных органов государства и т.д.

Полигоном для развития и воплощения в жизнь идей правовой государственности  стала Англия, непрерывающиеся  традиции представительства и парламентаризма в которой (с XII в.) как ничто другое способствовали усилению значения права в обществе.

Джону Локку принадлежит  идея разделения властей с целью  ограничения произвола государственной  власти. В его учении государственная власть стала определяться целью защиты индивидуальных прав и свобод личности, а право – понятием ограничения, а не распоряжения (разрешено все, что не запрещено законом).

Теория разделения властей отражала опыт английской революции  и ее итоги. Политическое учение Локка оказало большое влияние на последующее развитие политической идеологии. Особенно широкое распространение имела теория естественных неотчуждаемых прав человека, использованная Джефферсоном и другими теоретиками американской революции и вошедшая затем во французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Большое влияние на развитие государственно-правовой идеологии и конституций оказала также теория разделения властей, которую вслед за Локком развивали Монтескье и другие теоретики.

Обоснование естественных прав, выражавших основные требования буржуазии в области права (свобода, равенство, собственность), принесло Локку  славу основателя либерализма; исследование гарантий этих прав, их защиты от произвола  власти, обоснование разделения властей ставит его в первые ряды теоретиков парламентаризма; наконец, стремление ограничить деятельность государства охранительными функциями кладет начало идеям правового государства.

В политико-правовой идеологии Западной Европы XVII в., по существу, была сформирована и теоретически обоснована модель гражданского общества (и опять Локк!), практическое осуществление которой заняло несколько веков и в масштабах человечества далеко не завершено.

В конце XVII в. был  сформулирован и обоснован перечень естественных прав и свобод человека, ставший классическим для последующих эпох. Тогда же были теоретически обозначены основные пути реализации этих прав и свобод в гражданском обществе. Разработка проблемы защиты человека от государственной власти вела к идее правового и демократического государства, постановка вопроса о материальных гарантиях прав и свобод, защиты человека от голода и нищеты порождала мысль о социальном государстве.

В XVII-XVIII вв. в  монархических государствах Европы был последовательно проведен принцип абсолютной власти. Это было связано с тем, что в то время происходил процесс формирования государств-наций. Государство является высшим выражением единства нации и единственным условием выживания в кругу агрессивных и сильных соседей. Специфику монолитных и мощных абсолютистских государств чутко уловил Гоббс. Однако вместе с расцветом абсолютистских государств, обусловленным ослаблением прочности средневекового сословного общества (первое сословие теряет свою независимость и образует слой служилого дворянства), созревают и предпосылки его упадка. В XVIII в. на арену политического действа постепенно выдвинулось третье сословие, которое заявило о себе со всей решительностью в Великой французской революции 1789 г. Французская буржуазия выступила во главе третьего сословия, к которому принадлежали тогда все непривилегированные слои населения. Широкое участие трудящихся масс в революционном движении обеспечило ему небывалый размах, подталкивало буржуазию к проведению радикальных общественных преобразований Сложилась совершенно новая расстановка социальных сил, при которой разрушается иерархическая субординация сословного общества и все члены и слои общества оказываются способны отстаивать свои интересы, претендуют на представительство своих интересов в системе государственной власти.

Лозунги «свободы, равенства и братства», которые  поднялись на знаменах парижских  баррикад, были подготовлены всей идеологией французского Просвещения. Идеи Монтескье  (отождествление политической свободы с личной безопасностью; независимость индивида от произвола властей, гражданские права; разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную власти; принцип независимости судей), исследовавшего возможности развития законности в обществе и ограничения всевластия государства, Руссо, разрабатывавшего концепцию естественных прав личности, общей воли как основы законодательства и модель народного суверенитета, Вольтера (он пропагандировал: передовые английские учения, а также либеральные порядки и государственное устройство Англии; естественные права: право на личную неприкосновенность, право частной собственности, свободу печати, свободу совести и др.; идеи законности и либеральных методов осуществления власти.) и Дидро, много сделавших для развития чувства свободы и независимости у своих сограждан, явились прелюдией к обоснованию принципов, определивших содержание «Декларации о правах гражданина и человека» (была принята 26 августа 1789 г. Учредительным собранием. В ней торжественно провозглашалось: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Декларация закрепляла естественные и неотъемлемые права человека на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению, равенство граждан перед законом, а также принцип разделения властей. В ст.16 Декларации 1789 г. провозглашалось: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Также стоит упомянуть ст.5 указанного документа: «Закон вправе запрещать лишь деяния, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом». Это первое официальное закрепление данного правового принципа.) и французской конституции 1793 г. И хотя этим идеям (главной и общей идеей Просвещения было низвержение сословно-феодального строя и учреждение общества, основанного на равенстве людей, их правах и свободах) не суждено было реализоваться в революционной практике якобинцев, их движение, подхваченное американскими просветителями – отцами Конституции (1787г.) и Декларации независимости США (1776г.) Пейна и Джефферсона, Мэдисона и Гамильтона, политически воплотившими идеи правового государства, идеал свободы и неотъемлемых прав личности в государстве, немецкими философами (Кант, Фихте, Гегель), поднявшими на небывалую высоту идею верховенства права и его понимание как «осуществления свободы», свидетельствовало о начале нового исторического процесса.

Информация о работе Теория правового государства