Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 11:58, курсовая работа
Целью данной работы является обобщение теорий государства и права, их всесторонний анализ, закономерностей и форм возникновения государства, изучение мнений сторонников тех или иных теорий происхождения государства и права, усвоение характерных отличий и общностей теорий, взглядов, позиций.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Причины многообразия теорий происхождения государства 5
Глава 2. Общие закономерности и формы возникновения государства 8
Глава3. Основные теории происхождения государства 15
Патриархальная теория 3.1 15
Естественно-правовая теория 3.2 17
Теологическая теория 3.3 19
Органическая теория.3.3 19
Теория насилия 3.4 20
Психологическая теория 3.5 21
Историко-материалистическая теория 3.6 22
Ирригационная теория (гидравлическая)3.7 23
Расовая теория 3.8 23
Марксистская (классовая) теория 3.9 24
Теория инцесты (крорвосмешения)3.10 25
Патримониальная теория 3.11 25
Спортивная теория 3.12 26
Диффузионная теория 3.13 27
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все их члены обрабатывали землю, пасли скот, участвовали в военных походах, ходили на народные собрания. Позднее, к V-VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились на обширных территориях, положение изменилось. Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой прежде всего войной. Увеличивалось число приближенных короля, среди них выделились служители культа - духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой обстоятельств понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становилось все менее возможным. В результате подобной специализации появилась значительная группа людей, которая не участвовала в создании материальных ценностей. Они воевали, выполняли судебные и полицейские функции, т.е. все то, что присуще государству как воплощению уже не общественной, а государственной власти.
Все большее удаление родоплеменных
структур от первоначального равенства
стимулировалось также
Переход от первобытно-общинного строя
к государственно-
Чем отличается государство от органов управления первобытного общества? Можно указать следующие признаки государства.
1. Наличие отделенной от
2. Взимание налогов и сборов,
поскольку для содержания
3. Разделение населения на
Необходимо выделить и признаки государства, отличающие его от других, существующих в обществе организаций.
1. Государство - единственная организация
власти в масштабе всей страны.
Ни одна другая организация
(политическая, общественная и т.п.)
не охватывает всего населения.
2. Государство обладает
3. Наличие специального аппарата
принуждения. Только
4. Только государство имеет
Имея в виду указанные признаки государства, следует рассматривать и основные закономерности его возникновения, общие для любого региона, для любой исторической эпохи.
Государство возникает как закономерный,
объективно обусловленный результат
естественного развития первобытного
общества. Это развитие включает в
себя ряд направлений, и прежде всего
совершенствование экономики, связанное
с ростом производительности труда
и появлением избыточного продукта,
укрупнение организационных структур
общества, специализация управления,
а также изменения в
Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю - государственной или частной.
Государство может возникнуть только
тогда, когда общество достигло определенного
уровня экономического развития, который
позволяет содержать
Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это в конечном итоге приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало восточное (азиатское) государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.
Государственный аппарат сформировался
из аппарата управления первобытного
общества. Поэтому власть неизбежно
оказывалась в руках
Основными причинами появления государства были следующие:
- необходимость
- необходимость организации
- необходимость подавления
- необходимость поддержания в
обществе порядка,
- необходимость ведения войн, как
оборонительных, так и захватнических.
Происходившее накопление
В большинстве случаев указанные
выше причины действовали совокупно,
в различных сочетаниях. При этом
в разных условиях (исторических, социальных,
географических, природных, демографических
и иных) главными, решающими могли
становиться различные из указанных
причин. Так, для большинства восточных
государств наибольшее значение имела
необходимость
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.
Эта теория возникла в древности. Ее основателем был Аристотель (III в. до н. э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и другие).
Смысл этой теории
в том, что государство
Основные положения
Патриархальная теория несет большой положительный заряд, особенно если учесть, что она была создана в III в. до н.э. Во-первых, она способствует установлению в обществе порядка, как результата подчинения "воле отца". Во-вторых, она поддерживает веру людей в нерушимость мира. Ведь именно в хороших семьях никогда не дерутся, а достигают компромисса на основе учета взаимных интересов. В-третьих, теория показывает один из действительно существовавших в истории общества фрагментов общественной жизни: концентрацию власти в руках вождей, которые, как правило, проживали в городах. В-четвертых, авторы этой теории уловили объективный процесс: на роль главы человеческого сообщества всегда претендует человек, аккумулирующий жизненный опыт. Правдоподобность этой теории велика.
Сегодня мы знаем о мире неизмеримо больше и отчетливо видим недостатки патриархальной теории. Так, в частности, нам непонятно, если государство - единая семья, то почему же люди постоянно воюют между собой, по чьей воле возникают революции в обществе, чем объясняется наличие во многих государствах жестоких и несправедливых законов.