Теория происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обобщение теорий государства и права, их всесторонний анализ, закономерностей и форм возникновения государства, изучение мнений сторонников тех или иных теорий происхождения государства и права, усвоение характерных отличий и общностей теорий, взглядов, позиций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Причины многообразия теорий происхождения государства 5
Глава 2. Общие закономерности и формы возникновения государства 8
Глава3. Основные теории происхождения государства 15
Патриархальная теория 3.1 15
Естественно-правовая теория 3.2 17
Теологическая теория 3.3 19
Органическая теория.3.3 19
Теория насилия 3.4 20
Психологическая теория 3.5 21
Историко-материалистическая теория 3.6 22
Ирригационная теория (гидравлическая)3.7 23
Расовая теория 3.8 23
Марксистская (классовая) теория 3.9 24
Теория инцесты (крорвосмешения)3.10 25
Патримониальная теория 3.11 25
Спортивная теория 3.12 26
Диффузионная теория 3.13 27
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

курсовая работа по тгп.docx

— 57.12 Кб (Скачать файл)

 

теория общественного  договора). Одна из старейших и в  то же время одна из наиболее распространенных доктрин. Данная теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищева и других. По этой теории, до появления государства  люди находились в «естественном  состоянии», которое понималось разными  авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - «золотой век»)

В большинство  концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого  человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в  противоречие с правами других; нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы  обеспечить нормальную жизнь, люди заключают  между собой договор о созданий государства, добровольно передавая  ему часть своих прав. Эти положения  нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными  и наделены Творцом определенными  неотъемлемыми правами, к числу  которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых...».

Вопрос  о естественном праве и его  теории, писал еще в начале XX века российский юрист Е.Н. Трубецкой, «есть центральный, жизненный вопрос философии права», о котором философы и ученые спорят с самого момента его зарождения.3

Одни авторы исходят из того, что  естественное право как таковое  и его отдельные институты  в реальной жизни не существуют, что они и их понятия есть результат  свойственных человеческому уму  «априорных заблуждений»4, то другие исследователи придерживаются противоположных взглядов, считая, что естественное право как порождение самой природы и разума — это такая же реальность, как и положительное право — результат нормотворческой деятельности государства и его отдельных органов.

Характерно, что в работах многих представителей указанной школы  обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это  положение отражение и в Декларации независимости США.

Отмечая прогрессивность многих положений  теории общественного договора, которая  противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед  законом, следует указать все  же на то, что, кроме чисто умозрительных  построений, нет убедительных научных  данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представить  возможность того, чтобы десятки  тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта  теория и необходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство.

Вместе с тем, надо иметь в  виду и то обстоятельство, что объединение  людей требует их взаимного согласия, и это определяет то положительное значение, которое имеет данная теория.

Теологическая теория 3.3

 

 Это одна из первых теорий, возникшая для объяснения происхождения  государства. Ее представителями  были многие религиозные деятели  Древнего Востока, средневековой  Европы (например, Фома Аквинский - XIII в.).

 Смысл данной теории заключается  в следующем: государство - это  результат "божественного промысла"; оно вечно, как и сам Бог.  Государь наделяется Церковью  правом повелевать людьми и  призван реализовывать волю Божью  на земле; люди должны беспрекословно  подчиняться воле государя. Именно  эта идея звучит в учениях  религиозных деятелей (католических, православных, мусульманских и др.).

Так, католический богослов Ф. Аквинский писал, что правитель  в государстве занимает такое  положение, как Бог во Вселенной, как душа в теле. Управляющая государством воля властителя есть вместе с тем  единственное объединяющее в нем  начало: без него государство бы распалось.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это  в конечном итоге вопрос веры.

Органическая теория.3.3

 

Эта теория возникла в XIX в. в связи с  успехами естествознания, хотя некоторые  подобные идеи высказывались значительно  раньше. Так, некоторые древнегреческие  мыслители, в том числе Платон (IV-III вв. до н.э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к тому, что  многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс  и другие.

В соответствий с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению  людей в процессе естественного  отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором  правительство выполняет функции  мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют  внутренние функции (обеспечивают его  жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

Некорректность органической теории происхождения государства и  права определяется следующим. Все  сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного  мира исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого  общества. Однако некоторые положения  органической теории могут быть использованы в качестве аналогов для понимания  процессов, связанных с возникновением государства.

Теория насилия 3.4

 

 Эта теория также возникла  в XIX в. Ее представителями были  Л. Гумплович, К. Каутский, Е.  Дюринг и др. Они объясняли  возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).

Оценивая эту теорию, следует  отметить, что она описывает один из частных случаев возникновения  государства. Однако для того чтобы  могло возникнуть государство, необходим  такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать  государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие  завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И  для того чтобы государство появилось  в результате завоевания, к этому  времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при  возникновении германских или венгерского  государств.

Психологическая теория 3.5

 

Представителями этой теории, возникшей также в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и  др. Они объясняли появление государства  и права проявлениям свойств  человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости  от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов  действия и отношений и проч.

Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают  определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной  стороны, это влияние не является решающим, а с другой - сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.

Историко-материалистическая теория 3.6

 

Возникновение этой теории обычно связывают с именами  К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая  их предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство  возникает как результат естественного  развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое  не только обеспечивает материальные условия возникновения государства  и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также  представляют собой важные причины  и условия возникновения государства  и права.

Историко-материалистическая концепция  включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям  между ними, непримиримости классовой  борьбы: государство возникает как  продукта той непримиримости, как  орудие подавления господствующим классом  других классов. Второй подход исходит  из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная  сферы, его «общие дела». Это требует  совершенствования управления, что  и приводит к возникновению государства.

Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы. При этом оба ее направления правомерны, поскольку  в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления  государства могут приобретать  как классовые антагонизмы, так  и необходимость решения общих  дел, совершенствования управления обществом, специализации этого  управления как формы разделения труда.

Ирригационная теория (гидравлическая)3.7

 

 Была изложена немецким ученым К. Витфогелем в сочинении "Восточный деспотизм". Суть ее состоит в том, что в Древнем Египте, где на берегах Нила люди постепенно стали переходить к оседлой жизни, необходимо было строить каналы и гидравлические сооружения для ведения земледельческих работ. Ирригационные работы требовали специальной организации и навыков. Их выполняли люди, способные руководить ирригационным строительством. Эти организаторы и явились впоследствии первыми государственными служащими. Следовательно, на создание государства определяющее влияние оказал ирригационный фактор.

По-видимому, К. Витфогель разработал ирригационную  теорию, основываясь на реальных фактах. Действительно, такие сложные работы требовали не только материальных ресурсов, но и организационных и интеллектуальных возможностей. Люди, обладавшие подобными  возможностями и качествами, вероятно, уже были в первобытном обществе. Они приобрели свои организационные  навыки на других работах (например, при  обработке земли), поэтому могли  переориентировать свои усилия на строительство  ирригационных сооружений. Вместе с  тем данная теория не может претендовать на универсальное объяснение процесса происхождения государства. Ирригационным  фактором можно объяснить лишь происхождение  государства в регионах с жарким климатом, но не на всем земном шаре.

Расовая теория 3.8

Основателем этой теории считается французский  социолог и писатель, один из основоположников расизма Ж. Гобино. Большой вклад в эту теорию внес Ф. Ницше, которого считают предтечей идеологии фашизма.

Основу  расовой теории составляет постулат о том, что люди вследствие их физической и психической неравноценности  образуют высшие и низшие расы. Высшая раса является создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами, а поскольку последние не способны управлять своими делами, то представители высшей расы господствуют над ними. Они и создали государство как организацию управления низшей расой и как продукт цивилизации, поскольку неполноценные народы не могут иметь своей цивилизации.

Расовая теория недемократична, негуманна, пропагандирует вражду между народами.

Марксистская (классовая) теория 3.9

Создатели: К. Маркс (1818-1883) и  Ф. Энгельс (1820-1895), изложившие свои взгляды  в совместных работах "Немецкая идеология", "Манифест Коммунистической партии", а также в работе Ф. Энгельса "Происхождение  семьи, частной собственности и  государства". В последующем данная теория получила развитие в работах  В.И. Ленина (1870-1924) "Государство и  революция" и в лекции "О  государстве".

Главным положением марксистской теории является учение о социально-экономической  формации, основанной на конкретном способе  производства и соответствующих  формах собственности. Согласно марксистской теории, государство возникло в силу экономических причин - общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. В силу этих факторов и произошло разложение, а затем исчезновение первобытно-общинного строя, а впоследствии появление государства как организации экономически господствующего класса.

Несмотря  на устарелость и ошибочность  некоторых положений и фактических  данных, марксистская теория основана на материалистическом и диалектическом подходах к трактовке развития человеческого  общества. Что касается вопроса о  судьбе государства, то, по мнению современных  ученых, государство будет существовать и в обозримом будущем, пока человечество не изобретет другую, более совершенную организацию общества.

Теория инцесты (крорвосмешения)3.10

 

Создателем данной теории является французский социолог и  этнограф Клод Леви-Строс. По его мнению, исходным социальным фактором в выделении  человека из мира природы, структуризации общества и возникновения государства  явился существовавший в первобытном  обществе запрет инцесты, особенно на этапе развитого состояния родовой  общины, когда люди стали замечать, что от кровосмешения рождаются  неполноценные создания. Для реализации этого запрета необходимо было создание специальных органов внутри родовой  общины, которые следили бы за соблюдением  запрета, применяли жесткие меры наказания к тем, кто его нарушал, а также устанавливали связи  с другими общинами для обмена женщинами. Эти контрольные органы и стали прообразом будущей государственной  организации.

Информация о работе Теория происхождения государства