Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:52, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является характеристика основополагающих принципов теории разделения властей.
Введение 3
1. Исторические предпосылки возникновения теории разделения властей 5
2. Теория разделения властей 11
2.1. Законодательная власть 11
2.2. Исполнительная власть 18
2.3. Судебная власть 21
3. Современные проблемы теории разделения властей 24
Заключение 27
Список использованных источников 28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В середине 80-х годов XX века Беларусь вступила в период реформ, которые, коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя Республики Беларусь в Конституции 1994 года.
Актуальность курсовой работы
связана в первую очередь с
тем, что в советское время, на
протяжении длительного исторического
периода данная тема не находила
своего отражения в отечественной
правовой концепции, более того сам
факт разделения властей отрицался
как идеологически
Основной целью данной курсовой работы является характеристика основополагающих принципов теории разделения властей.
Соответственно в первой
главе будут рассмотрены
Вторая глава будет посвящена анализу составных частей аппарата (механизма) государства – органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Третья глава посвящена современным проблемам теории разделения властей.
Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.
«Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем. Эта простейшая структура разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном политическом (а также неполитическом — экономическом, правовом, идеологическом) процессе, когда второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти)»[1].
Таким образом, понятие «разделение власти» достаточно широкое и ни отделимо от понятия «власти» и принимает при этом самые различные формы выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов.
Разделение власти исторически
сложилось на самых ранних этапах
формирования государства и вылилось
в специализацию власти разных лиц
и институтов, в которой рано обнаружились
две устойчивые тенденции: концентрация
власти в одних руках или в
одном институте и потребность
разделить власть, труд и ответственность.
Отсюда и два следствия, вытекающие
из этого двойственного отношения
к власти: борьба за власть уже разделённых
институтов и против её разделения,
с одной стороны и стремление
упорядочить отношения
Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную власти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества. Соперничество между ними продолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени как на Востоке, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и обществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных регионах мира. Западная, преимущественно христианская его часть решила спор о власти в пользу светской, государственной, восточная во многих случаях (в некоторых мусульманских странах, например, Иран) — в пользу значительного политического влияния религиозных начал жизни общества, его политика–правовой системы и культурного уклада.
Наряду с этим, в самом
светском государстве рано началось
разделение профессиональных функций
власти. Уже Аристотель отмечал существование
в нём законодательного органа —
магистратуры (исполнительного учреждения)
и судебного органа. Происходило
разделение власти между центральным
и местным управлением (самоуправление),
формировалась всё более
Решающий этап институционального и функционального разделения государственной власти наступил в начальный период Нового времени (XVII в.). В этот период феодальное децентрализованное государство уступило место централизованным абсолютистским монархиям в большинстве стран Западной Европы. Центральная власть теперь нуждалась в более развитом и эффективном аппарате управления и обороны, который неизбежно должен был быть специализирован и разделён. Развивающаяся в то же время торговая и промышленная буржуазия поддержала на первых порах абсолютистской монархический центр и способствовала его укреплению, но при этом получила и доступ к власти, которая оказалась до известной меры разделённой и между сословиями и классами, и доступ этот был открыт, прежде всего, в нарождавшиеся центральные парламентские (законодательные и представительные) структуры.
«Дальнейшее развитие разделённых властей шло несколькими параллельными путями:
1) происходила централизация парламентских структур, смещение парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования представительной власти (её выборностью, принципами организации и т.п.);
2) укреплялась и совершенствовалась центральная правительственная исполнительная власть и особенно её аппаратов, кадров государственных служащих;
3) завершилось формирование возникшей в феодальном средневековье системы надзора и отправления правосудия, передачи судебных функций от властвующей (сеньориальной) верхушки — специализированным судебным органам».[2]
Этот объективный процесс получил теоретическое обоснование в политика философской теории разделения властей и сопровождался проектами гражданского общества и правового государства, и конституционного строя, реализация которых была необходимым условием эффективного разделения власти и в свою очередь зависела от разделения её на три относительно автономные, взаимосвязанные и контролирующие друг друга власти.
Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории (о котором говорилось выше), а толчком к её оформлению послужили, буржуазны революции в Англии (1640–1648гг.) и впоследствии во Франции (1789–1794гг.).
Первой научной работой, в которой говорилось о разделение властей можно считать работу Дж. Локка (1632-1704). Локк в своих взглядах во многом придерживался позиции Гоббса, сторонника теории общественного договора. Однако, выражая симпатии монархии, Дж. Локк считает, что она все же должна быть ограничена народным представительством и четко определена законом, обязательным для всех, в том числе и для монарха. Главная угроза свободы, считает Дж. Локк, состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточение в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению.
“Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать мерам правительства”, — констатирует Дж. Локк. Он пишет также о том, что власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены. На первое место Дж. Локк выдвигает законодательную власть. Именно она и образует “первую ветвь власти”.
Развил до современного понимания
теорию разделения властей французский
мыслитель Ш.-Л. Монтескье (1689-1755). Еще
в 1721 году в своих “Персидских
письмах” он в сатирической форме
осуждал неограниченную монархию во
Франции и писал о
Он делит власть на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная. По теории Монтескье все три власти должны были, уравновешивая друг друга, не дать осуществлять бесконтрольные действия в рамках своей компетенции. “Что бы ни было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга”. Монтескье считает недопустимым объединением хотя бы двух ветвей власти в одни руках (Дж. Локк считал, что в обязательном порядке отделена должна быть только законодательная власть). “Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, т.к. можно опасаться, что монарх или сенат будет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их”. “Не будет свободы..., если судебная не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем”. Если же произойдет соединение трех ветвей власти, то, как считает Монтескье, неизбежно установление жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы.
Доктрина, созданная Ш.-Л. Монтескье, не ограничивается вычленением трех ветвей власти и показом опасности их соединения в одних руках. Не менее важно и то, что Монтескье также пишет об опасности, связанной с чрезмерной независимостью этих властей и к чему это может привести.
Многие положения, закрепленные
в работе Монтескье, нашли свое отражение
в закреплении в
Среди этих актов особое
место занимают два: Декларация прав
независимости
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) Принцип разделения
властей может быть присущ
только демократическому