Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:52, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является характеристика основополагающих принципов теории разделения властей.
Введение 3
1. Исторические предпосылки возникновения теории разделения властей 5
2. Теория разделения властей 11
2.1. Законодательная власть 11
2.2. Исполнительная власть 18
2.3. Судебная власть 21
3. Современные проблемы теории разделения властей 24
Заключение 27
Список использованных источников 28
2) Для фактического
3) Теория права предлагает разные варианты механизма действия принципа разделения властей.
Органы законодательной
власти занимают центральное место
в структуре государственного аппарата.
Основным назначением этих органов
является законодательная деятельность.
Выделяя особую роль органов законодательной
власти в политической жизни общества
и государства, конституции отдельных
стран специально указывают не только
на то, что "парламент является высшим
органом государственной
Как отмечает Д. Локк "законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей".[3]
Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.
Главенствующее положение
законодательных органов в
При этом, сосредоточив в себе законодательные функции, парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам. Так, Федеральное собрание РФ, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции, равно как и высшие законодательные органы других государств, зачастую вынуждены в силу самых разных причин поручать подготовку и принятие тех или иных актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам.
Следует отметить, что, несмотря на монопольное положение в области правотворчества, высший законодательный орган, особенно в парламентских республиках, подвержен довольному эффективному воздействию со стороны правительства. Нередко правительство сосредотачивает в своих руках всю или почти всю законодательную инициативу и оказывает влияние на все направления деятельности парламента.
Что же касается президентских республик, то в них парламент в формально-юридическом плане более независим. Законодательная инициатива в данном случае принадлежит в основном депутатам, однако и в этом случае исполнительная власть в лице президента имеет много путей воздействия на парламент. Так, согласно Конституции США, президент обладает правом вето на принимаемые Конгрессом законы, а также может выступать с инициативой созыва специальных сессий Конгресса.
Согласно Конституции Республики Беларусь, «Парламент Республики Беларусь - Национальное собрание - является представительным и законодательным органом.
Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.»[4]
Состав Парламента Республики Беларусь -174 человека. Из них: 110 – Палата представителей, 64 - Совет Республики.
Срок полномочий Парламента-4 года. Срок полномочий Парламента может быть продлен, но только в случае войны (ст. 93 Конституции Республики Беларусь).
По решению Президента Республики Беларусь полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:
- при отказе в доверии Правительству;
- двукратном отказу в даче согласия на назначение Президентом Премьер-министра;
- на основании Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь.
Парламент не может быть распущен:
- в период чрезвычайного или военного положения;
- в последние 6 месяцев полномочий Президента;
- в период решения палатами
вопроса о досрочном
- в течение года со
дня первых заседаний
«Согласно Декрету № 3 Президента
Республики Беларусь от декабря 1996 г.,
до принятия Закона, определяющего
порядок выборов членов Совета Республики
Национального собрания, действует
Положение о выборах членов Совета
Республики. Этот нормативный документ
определяет, что от каждой области
и г. Минска тайным голосованием на
заседаниях депутатов избирается по
8 членов СР. Еще 8 членов назначаются
Президентом Республики Беларусь. После
опубликования вышеназванного декрета
(№ 3) некоторые политики выступили
в прессе с утверждением, что этот
декрет не является легитимным, поскольку
ст. 101 Конституции Республики Беларусь
запрещает Президенту издание декретов,
предусматривающих изменение
Действительно, порядок выборов депутатов и членов Совета Республики должен регулироваться законом. Однако в связи с тем, что полномочия Верховного Совета XIII созыва были прекращены, а в новом Парламенте была сформирована лишь Палата представителей, в то время как в принятии законов участвуют обе палаты, выход был найден в издании Декрета Президента. Ст. 101 Конституции Республики Беларусь предоставляет Президенту право издавать декреты. При этом Парламент должен принять закон, делегирующий Президенту такое право. Следует учесть и то обстоятельство, что в силу особой необходимости Президент имеет право на издание временных декретов, также имеющих силу Закона, которые в трехдневный срок должны быть представлены для рассмотрения Палатой представителей, а затем - Советом Республики. Эти декреты сохраняют свою силу, если не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. » [5]
А теперь рассмотрим порядок принятия законов в Республике Беларусь.
«Любой законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом только после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава палат:
- после принятия закона Палатой представителей он в течение 5 дней передается на одобрение в Совет Республики, где должен быть рассмотрен в течение 20 дней, а при объявлении законопроекта срочным - 10 дней;
- в случае отклонения
Советом Республики
- текст законопроекта,
выработанный согласительной
- если согласительная
комиссия не смогла принять
согласованный текст
- закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, в течение 10 дней представляется Президенту на подпись. Однако если он в течение 2 недель не возвращает закон, он считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии;
- Президент может наложить
«вето» на законопроект. В частности,
при несогласии с текстом
- если законопроект был
принят, то в течение 5 дней
он направляется на
- в результате, если «вето» Президента преодолевается, то закон представляется Президенту на подпись, который должен это сделать в течение 5 дней. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок;
— если имеются возражения Президента лишь на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования, то до вынесения окончательного решения палатами закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента;
- как уже отмечалось
выше, право законодательной
- наконец, законы об
основных направлениях
- законы подлежат немедленному
опубликованию после их
- согласно ст. 104 Конституции закон не имеет обратно силы, за исключением случаев, когда он смягчает наказание или отменяет ответственность граждан.»[6]
Декреты Президента Республики Беларусь:
Обе палаты Парламента согласно могут принять закон, принимаемый 50 % голосов депутатов от полного состава палат, и делегировать Президенту полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять как предмет регулирования, так и срок полномочий Президента на издание декретов. Закон принимается по предложению Президента Республики Беларусь. Однако Президенту Республики Беларусь не могут быть делегированы полномочия на издание декретов, предусматривающих:
- изменение и дополнение Конституции Республики Беларусь;
- толкование Конституции;
- изменение и дополнение программных законов;
- утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;
- изменение порядка выборов Президента и Парламента;
- ограничение конституционных прав и свобод граждан;
- право изменения закона
о полномочиях на издание
- право принимать нормы, имеющие обратную силу;
В силу особой необходимости Президент по своей собственной инициативе, либо по предложению Правительства Республики Беларусь может издавать временные декреты, также имеющие силу законов. Однако эти временные декреты в 3-дневный срок должны быть представлены на рассмотрение в обе палаты парламента. Временные декреты могут быть отменены депутатами палат не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат.
Органы исполнительной власти
(органы государственного управления)
- это исполнительно-
Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.
В пределах своей компетенции
органы исполнительной власти наделяются
необходимой для их нормального
функционирования оперативной
Главой исполнительной власти
может быть монарх, президент или
глава правительства – премьер-
Правительственная власть может
составлять прерогативу одного лица
(в президентских республиках) или
коллегиального органа. В первом случае
правительство выступает как
группа ближайших советников главы
государства – президента, а полномочия
правительства являются производными
от полномочий последнего. Во втором случае
правительство формируется на основе
специальной процедуры с