Теория разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является характеристика основополагающих принципов теории разделения властей.

Содержание работы

Введение 3
1. Исторические предпосылки возникновения теории разделения властей 5
2. Теория разделения властей 11
2.1. Законодательная власть 11
2.2. Исполнительная власть 18
2.3. Судебная власть 21
3. Современные проблемы теории разделения властей 24
Заключение 27
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 52.91 Кб (Скачать файл)

2) Для фактического осуществления  этого принципа необходимы определённые  объективные условия — достаточная  степень развития производительных  сил и отношений, а также  субъективные — уровень политического сознания общества.

3) Теория права предлагает  разные варианты механизма действия принципа разделения властей.

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
    1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Органы законодательной  власти занимают центральное место  в структуре государственного аппарата. Основным назначением этих органов  является законодательная деятельность. Выделяя особую роль органов законодательной  власти в  политической жизни общества и государства, конституции  отдельных  стран специально указывают не только на то, что "парламент является высшим органом государственной власти", но и на то, что он является "единственным законным органом государства" (Конституция  Японии 1947 г., ст. 41). Конституции других государств в этих же целях обращают  внимание на  то, какие по характеру  правила должны содержаться в  принимаемых парламентом законах.

Как отмечает Д. Локк "законодательная  власть  по необходимости должна быть верховной и все остальные  власти в лице каких-либо членов или  частей общества  проистекают из нее и подчинены ей".[3]

Органы законодательной  власти обладают верховенством, поскольку  именно законодательная власть устанавливает  правовые начала государственной и  общественной жизни, основные направления  внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

Главенствующее положение  законодательных органов в механизме  государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими  законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в  них. Однако верховенство законодательной  власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем  народа и специальных конституционных  органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей  конституции.

При этом, сосредоточив в себе законодательные функции, парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам. Так, Федеральное собрание РФ, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции, равно как и высшие законодательные органы других государств, зачастую вынуждены в силу самых разных причин поручать подготовку и принятие тех или иных  актов правительству, отдельным министерствам и  ведомствам.

Следует отметить, что, несмотря на монопольное положение в области правотворчества, высший законодательный орган, особенно в парламентских республиках, подвержен довольному эффективному воздействию со стороны правительства. Нередко правительство сосредотачивает в своих руках всю или почти всю законодательную инициативу и оказывает влияние на все направления деятельности парламента.

Что же касается президентских  республик, то в них парламент  в формально-юридическом плане  более независим. Законодательная  инициатива в данном случае принадлежит  в основном депутатам, однако и в  этом случае исполнительная власть в  лице президента имеет много путей  воздействия на парламент. Так, согласно Конституции США, президент обладает правом вето на принимаемые Конгрессом  законы, а  также может выступать  с инициативой созыва специальных сессий Конгресса.

Согласно Конституции Республики Беларусь, «Парламент  Республики Беларусь - Национальное собрание - является представительным и законодательным органом.

Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.»[4]

Состав Парламента Республики Беларусь -174 человека. Из них: 110 – Палата представителей, 64 - Совет Республики.

Срок полномочий Парламента-4 года. Срок полномочий Парламента может  быть продлен, но только в случае войны (ст. 93 Конституции Республики Беларусь).

По решению Президента Республики Беларусь полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

- при отказе в доверии Правительству;

- двукратном отказу в даче согласия на назначение Президентом Премьер-министра;

- на основании Заключения  Конституционного Суда Республики Беларусь.

Парламент не может быть распущен:

- в период чрезвычайного или военного положения;

- в последние 6 месяцев полномочий Президента;

- в период решения палатами  вопроса о досрочном освобождении  и смещении Президента с должности;

- в течение года со  дня первых заседаний Парламента (в Англии в течение 5 месяцев со дня первого заседания).

«Согласно Декрету № 3 Президента Республики Беларусь от декабря 1996 г., до принятия Закона, определяющего  порядок выборов членов Совета Республики Национального собрания, действует  Положение о выборах членов Совета Республики. Этот нормативный документ определяет, что от каждой области  и г. Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов избирается по 8 членов СР. Еще 8 членов назначаются  Президентом Республики Беларусь. После  опубликования вышеназванного декрета (№ 3) некоторые политики выступили  в прессе с утверждением, что этот декрет не является легитимным, поскольку  ст. 101 Конституции Республики Беларусь запрещает Президенту издание декретов, предусматривающих изменение порядка  выборов Парламента. Палата представителей Национального Собрания Республики Беларусь 17 января 1997 г. приняла постановление, в котором обратилась в Совет  Республики с предложением подготовить  и внести проект закона, определяющий порядок выборов членов верхней палаты Парламента Республики Беларусь.

Действительно, порядок выборов  депутатов и членов Совета Республики должен регулироваться законом. Однако в связи с тем, что полномочия Верховного Совета XIII созыва были прекращены, а в новом Парламенте была сформирована лишь Палата представителей, в то время  как в принятии законов участвуют  обе палаты, выход был найден в  издании Декрета Президента. Ст. 101 Конституции Республики Беларусь предоставляет Президенту право  издавать декреты. При этом Парламент  должен принять закон, делегирующий Президенту такое право. Следует  учесть и то обстоятельство, что  в силу особой необходимости Президент  имеет право на издание временных  декретов, также имеющих силу Закона, которые в трехдневный срок должны быть представлены для рассмотрения Палатой представителей, а затем - Советом Республики. Эти декреты  сохраняют свою силу, если не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. » [5]

А теперь рассмотрим порядок принятия законов в Республике Беларусь.

«Любой законопроект, за исключением случаев, предусмотренных  Конституцией, становится законом только после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава палат:

- после принятия закона  Палатой представителей он в  течение 5 дней передается на  одобрение в Совет Республики, где должен быть рассмотрен  в течение 20 дней, а при объявлении  законопроекта срочным - 10 дней;

- в случае отклонения  Советом Республики законопроекта  палаты могут создать согласительную  комиссию, формируемую на паритетной  основе из состава депутатов палат;

- текст законопроекта,  выработанный согласительной комиссией,  должен быть представлен на одобрение обеих палат;

- если согласительная  комиссия не смогла принять  согласованный текст законопроекта,  то Президент либо по его  поручению Правительство, могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение, причем в этом случае закон считается принятым, только если за него проголосовало не простое, а квалифицированное большинство депутатов Палаты представителей;

- закон, принятый Палатой  представителей и одобренный  Советом Республики, в течение  10 дней представляется Президенту на подпись. Однако если он в течение 2 недель не возвращает закон, он считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии;

- Президент может наложить  «вето» на законопроект. В частности,  при несогласии с текстом закона  Президент со своими возражениями  может возвратить закон в Палату  представителей. В этом случае  в течение не более 30 дней  Палата обязана рассмотреть закон  заново. Однако закон принимается  уже не арифметическим, а квалифицированным большинством депутатов Палаты;

- если законопроект был  принят, то в течение 5 дней  он направляется на рассмотрение  в Совет Республики. Здесь он  считается принятым, если он одобрен  большинством не менее 2/3 голосов  от полного состава Совета Республики;

- в результате, если «вето»  Президента преодолевается, то закон  представляется Президенту на  подпись, который должен это  сделать в течение 5 дней. Закон  вступает в силу и в том  случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок;

— если имеются возражения Президента лишь на отдельные положения  закона, которые возвращаются для  повторного голосования, то до вынесения  окончательного решения палатами закон  подписывается Президентом и  вступает в силу, за исключением  тех положений, относительно которых имеются возражения Президента;

- как уже отмечалось  выше, право законодательной инициативы  в Республике Беларусь принадлежит  Президенту, депутатам обеих палат  Парламента, Правительству и гражданам в количестве не менее пятьсот тысяч человек. Но законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента, либо по его поручению - Правительства;

- наконец, законы об  основных направлениях внутренней  и внешней политики Республики  Беларусь, о военной доктрине  являются    программными и  поэтому считаются принятыми  при условии, если за них  проголосовало не менее 2/3 от полного состава палат;

- законы подлежат немедленному  опубликованию после их подписания  и вступают в силу через  10 дней после опубликования, если  в самом законе не установлен срок;

- согласно ст. 104 Конституции  закон не имеет обратно силы, за исключением случаев, когда  он смягчает наказание или  отменяет ответственность граждан.»[6]

Декреты Президента Республики Беларусь:

Обе палаты Парламента согласно  могут принять закон, принимаемый 50 % голосов депутатов от полного  состава палат, и делегировать Президенту полномочия на издание декретов, имеющих  силу закона. Этот закон должен определять как предмет регулирования, так  и срок полномочий Президента на издание  декретов.  Закон принимается  по предложению Президента Республики Беларусь. Однако Президенту Республики Беларусь не могут быть делегированы полномочия на издание декретов, предусматривающих:

  - изменение и дополнение  Конституции Республики Беларусь;

- толкование Конституции;

- изменение и дополнение программных законов;

- утверждение республиканского  бюджета и отчета о его исполнении;

- изменение порядка выборов  Президента и Парламента;

- ограничение конституционных прав и свобод граждан;

- право изменения закона  о полномочиях на издание декретов;

- право принимать нормы, имеющие обратную силу;

В  силу особой необходимости  Президент по своей собственной  инициативе, либо по предложению Правительства  Республики Беларусь может издавать временные декреты, также имеющие  силу законов. Однако эти временные  декреты в 3-дневный срок должны быть представлены на рассмотрение в обе  палаты парламента. Временные декреты  могут быть отменены депутатами палат  не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Органы исполнительной власти (органы государственного управления) - это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную  работу  по государственному управлению общественными процессами в интересах  общества или его части (политическими  силами, стоящими у власти).

Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь  для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено  право активных действий, а также  право принятия подзаконных нормативных актов.

В пределах своей компетенции  органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального  функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются  все ответственные  задачи по правовому регулированию  и руководству различными  сферами  жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место  и роль органов управления в государственном  аппарате, закрепляются в конституционных  и обычных правовых актах. Так, согласно ст. 97 Конституции Франции правительство "руководит внутренней и внешней  политикой, гражданской и военной  администрацией и обороной страны"

Главой исполнительной власти может быть монарх, президент или  глава правительства – премьер-министр, в зависимости от формы правления  государства. С учетом этого же обстоятельства происходит и формирование органов исполнительной власти.

Правительственная власть может  составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или  коллегиального органа. В первом случае правительство выступает как  группа ближайших советников главы  государства – президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу  пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентных актов.

Информация о работе Теория разделения властей