Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 11:57, курсовая работа
Принцип разделения властей является неотъемлемой чертой демократического правового государства. Тщательное исследование данного принципа дает возможность сформировать целостное представление о данной модели, без которого невозможно верно оценить сущность и особенности государственного устройства в XXI веке.
В данной работе мы рассматриваем теоретические аспекты сущности теории разделения властей, выявляем основные исторические фазы развития теории, а также изучаем современную систему разделения властей в России.
Введение……………………………………………………………………………...3
Теоритические аспекты сущности разделения властей……..………..……...5
История возникновения идеи разделения властей как принципа организации управления ………………………...…………………………….5
Принцип разделения властей и современные подходы к его пониманию….8
Теория разделения властей в России: история и современность…………..12
Зарождение и развитие теории разделения властей в России……………...12
Разделение власти между высшими государственными органами РФ……14
Роль института президентства в системе разделения властей…..…………17
Заключение………………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………………………22
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основании разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Важно провести параллель с ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, в которой указывается, что «государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Хотя по общему правилу институт президентства не относится ни к одной ветви власти, по характеру и отличительным признакам данный институт относится именно к исполнительной власти.
Анализ ст. 83 Конституции РФ показывает, что Президенту РФ принадлежат не только полномочия по формированию Правительства РФ, но и возможность непосредственной координации деятельности Правительства (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, право председательствовать на заседаниях Правительства, право принимать решение об отставке Правительства). Таким образом, мы можем сделать вывод, что исполнительная власть фактически подчинена Президенту или, по крайней мере, находится в непосредственной зависимости от Президента РФ.
Анализируя текст ныне действующей Конституции, нельзя не обратить внимание на фактическое отсутствие системы сдержек и противовесов против попытки узурпации власти Президентом. В ней содержится предписание общего характера: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (ч. 4 ст. 3). Однако применительно к Президенту такая формулировка не имеет большого практического значения, поскольку верховная власть, судя по объему полномочий, предоставлена именно ему.
Подводя итог сказанному в данной главе, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что принцип разделения властей в Российской Федерации находится на стадии формирования. Ветви власти не столько сдерживают друг друга, сколько конкурируют между собой за власть. В России необычайно сильна роль Президента. Этот факт во многом определяет фактическое доминирование исполнительной ветви над остальными ветвями государственной власти.
В основе правового государства лежит принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип является гарантией стабильности демократического общества, прав и свобод человека и гражданина. Он защищает государство от попыток узурпации власти в одних руках. Каждая ветвь власти призвана осуществлять строго очерченные функции, сдерживая и уравновешивая две другие ветви. Равновесие властей базируется на ключевой составляющей принципа разделения властей – системе сдержек и противовесов.
Сущность государства познается только через его содержание – в первую очередь, через публичную власть. Публичная власть во многом формирует отношения между государством и обществом. Основная задача теории разделения властей – охранять свободу граждан.
Таким образом, современная теория разделения властей стала намного шире и объемнее, чем во времена ее основателей Дж. Локка и Ш. Монтескье. Сегодня действительный смысл теории разделения властей охватывает своим содержанием практически все стороны отношений между государством и обществом.
Как показывает практика, как и во всем, к данной проблеме нужен творческий подход. Ибо принцип разделения на три ветви власти не может существовать как застывшая теория. Каждая страна, в том числе и Россия, должна принимать данную теорию как с учетом исторических традиций, так и современных демократических преобразований.
Определения справедливого баланса разделения властей также требуют творческого подхода и учета не только традиционных ветвей (прокуратура, царская власть). Уже ясно, что появляются современные факторы, способные влиять на власть и на государство.
1 Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Хрестоматия по античной литературе для высших учебных заведений. В 3 т. Просвещение. М., 1965. Т. 2
2 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Норма, Инфра-М., Москва, 2012
3 Там же.
4 Краснов Ю.К. Принцип разделения властей в России: теория и практика. // Право и управление. XXI век. – 2005. – №1
5 Проблемы теории государства и права. Под ред. Марченко М.Н., Норма, Инфра-М., Москва, 2012
6 Локк Д. Сочинения: В 3 т. М., 1988. Т. 3.
7 Тхаркахо М.М. Зарождение и развитие института президентской власти в зарубежных странах // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2007. – №1 (25)
8 Проблемы теории государства и права. Под ред. Марченко М.Н., Норма, Инфра-М., Москва, 2012
9 Дж. Локк. Сочинения: В 3 т. М., 1988. Т. 3.
10 Состояние судебной система в России. Доклад исследовательской комиссии по судебной реформе в РФ. 20-24 июня 2010 года. Женева, 2010
11 López Guerra Luis. The Report «The Judiciary and the Separation of Powers» // Conference for Constitutional and
Supreme Court Judges from the Southern African Region (Siavonga, Zambia, 12-13 February 2000). Strasbourg,
22 March 2000. CDL-JU (2000). Тезисы, обозначенные далее, переведены мною с английского языка.
12 Станских С.Н. Особенности конституционного принципа разделения властей. // Конституционный вестник №1 (19). 2008
13 Там же.
14 Сперанский М.М. Введение к уложению государственных законов // Проекты и записки. М.-Л., 1961
15 Там же.
16 Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. Москва, Наука, 1991
17 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – С.–Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1907. Т. 21
18 Проблемы теории государства и права. Под ред. Марченко М.Н., Норма, Инфра-М., Москва, 2012
19 Муравский В.А. Разделение властей: исторический опыт и конституция Российской Федерации. Официальный сайт Российской Академии наук (Уральское отделение). http://www.ifp.uran.ru/
20 Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. http://www.council.gov.ru/
21 Редакция части 1 приведена в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы», вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 года.
22 Часть 1 дополнена новым пунктом «в» в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года №7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ», вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 года.
23 Аванесова Т.И. Роль парламентаризма в определении социально-экономических задач через долгосрочные целевые программы. // Сборник материалов региональной научно-практической конференции «Региональный аспект российского парламентаризма: прошлое, настоящее и будущее». / отв. Ред. А.Я. Исаков. – Петропавловск-Камчатский, КамчатГТУ, 2010
24 Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»
25 Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. Москва, 2005