Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:36, курсовая работа
Немецкий политолог Р. Дарендорф, подразделяя все госу¬дарства на антидемократические и демократические, делает вывод, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатка в не¬равенстве, но создана общая для всех основа, и которое делает возмож¬ным цивилизованное общественное бытие.
Говоря о типологии государств, следует отметить что она содействует более глубокому выявлению и изучению признаков, свойств, сущности государства, позволяет проследить закономерности их развития, сущность происходящих в них структурных изменений.
Введение…………………………………………………..,.……………….3
Глава 1. Понятие и виды типологии государства…………………………5
Глава 2. Формационный подход к типологии государства……………....8
2.1. Восточное государство……………………………………………9
2.2. Рабовладельческое……………………………………..…………10
2.3. Феодальное государство………………………………..………..11
2.4. Буржуазное государство………………………………..………..13
2.5. Социалистическое государство………………………………… .15
2.6. Переходное государство………………………………...………..16
Глава 3. Цивилизационный подход к типологии государства…………17
Заключение……………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………….…….26
Государство
сохраняет буржуазно-классовые
Изменения, происходящие в развитых капиталистических странах, нашли свое отражение в различных теориях. Значительное распространение, например, получила теория государства всеобщего благоденствия. Согласно этой теории на рассматриваемом этапе капитализм в корне изменился, он стал народным капитализмом, а буржуазное государство полностью утратило классовый характер, превратилось в орган всеобщего благоденствия, делающий при помощи государственно-правового регулирования богатых победнее, а бедных — побогаче. Данная теория, несомненно, опирается на реальные процессы, факты, но все-таки существенно идеализирует буржуазное общество и государство.
2.5. Социалистическое государство
Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности в христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.
Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В. И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся. Согласно этой теории, в отличие от перечисленных исторических типов государств, социалистическое государство отличается такими чертами:
1). Экономическую базу
2). Социалистическое государство
с момента своего рождения
становится орудием
3). Социалистическое государство имеет более широкую социальную базу, т.к. управляют им трудящиеся.
Социалистическое государство характеризуется следующими основными чертами: принудительная отмена частной собственности и обобществление средств производства; формальное юридическое равенство граждан; декларируемая цель государственно правовой системы— всеобщее материальное и духовное благополучие людей.
Согласно данной теории, социалистическое государство уже не есть государство в собственном смысле т.к. оно не является орудием власти эксплуататорского меньшинства над массами трудящихся. Фактически оно «полугосударство», выражающее волю и интересы большинства членов общества – рабочего класса. В коммунистическом обществе государство отомрет, уступив место коммунистическому общественному самоуправлению.
2.6. Переходное государство
Говоря об основных исторических типах государств, формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой базе и классовой природе обусловлено наличием специфических условий – это соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние условия и др8.
Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример – государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периоды
возникали и хотя недолго, но все же функционировали государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после второй мировой войны переходную природу имели восточно-европейские государства народной демократии, которые позже мирно эволюционировали в ту или иную разновидность социалистического государства.
Необходимость ввести в формационную теорию понятие «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что в рамках формационного подхода, оказывается, затруднительно описать, объяснить и спрогнозировать развитие конкретной государственности у конкретного народа.
8 Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М. : Маркет ДС, 2007
Другим заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства является цивилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое технологическое направление. Оно связывает тип государства со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которым соответствует данное государство. Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является теория стадий экономического роста, автор которой — известный американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Согласно этой теории, призванной, по словам ее автора, бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории», все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления.
К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства.
Вторая стадия — это период трансформации общества в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности.
Третья стадия — «сдвиг», «взлет» научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.
Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости». В этой стадии достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения.
Пятая стадия — это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг. В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия».
Представителем другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах государства является английский историк А. Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой стории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих рядом друг с другом.9.
9 Червонюк В.И. Теория государства и права:
Учебное пособие. – М.; ИНФРА-М, 2003
Цивилизация включает в себя и понятие культуры, ее содержание. Понятие «цивилизация» применяется и к государству для характеристики уровня и стадий развития «культуры управления». Цивилизация как более общее понятие включает в себя и определение формации, и культуры, и иных форм развития. Цивилизация вбирает в себя понимание глобального исторического развития и этапов этого развития. Учение о цивилизации дает понимание типа организации власти с учетом нормативной регуляции и правовой культуры. Но очень трудно определить тип государства для характеристики конкретной цивилизации или наоборот. В принципе цивилизационный подход в отличие от формационного исключает вообще периодизацию, ориентируя на более развернутое и широкое понимание исторической культуры. Так, рабовладельческое государство становится античным, феодальное средневековым, буржуазное современным.
Существуют самые различные основания для классификации государств с позиций цивилизационного подхода: хронологические, географические, генетические, религиозные, культурные и др. Например, по хронологическому основанию выделяют государства древние (древнеегипетское, древневавилонское, афинское, римское идр.), особенные (христианские (латинские и православные), западноевропейские, американские), современные. Распространена была еще с глубокой древности классификация государств на развитые и неразвитые. В Новейшее время появились термины «развивающиеся» государства, государства первого эшелона, второго и др., до индустриальные, индустриальные, постиндустриальные государства, информационное, правовое государство. По географическому (пространственному) критерию выделяют государства западные, восточные, северо-американские и др. По типу организации государственных институтов: первичные (государство выступает как политико-религиозный комплекс власти), вторичные (четкое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом), третичные государства (постэкономическая формация) 10.
Различают государства по типу политического режима: тоталитарные, демократические, либеральные, авторитарные и др. В зависимости от характера отношений между вла
стью и обществом выделяют такие типы государственности, как демократия и автократия. С точки зрения отражения интересов целого общества или групп выделяют государства демократические и династические. Некоторые западные ученые просто делят государства по типу на демократические и антидемократические. Часто в качестве критерия типологии используются уже подвиды, например, фашизм – разновидность тоталитаризма, таким способом
10 Теория государства: актуальные проблемы, исторические и
современные концепции: Учебное пособие/ С.А. Правкин. - М.: МИЭМП,2006
можно выделить государства – фашистские, коммунистические и др. Или происходит соединение видов, например, либерально-демократические государства.
Самой обобщенной классификацией государств в рамках цивилизационной типологии выступает подразделение государств на государства западного и восточного типа. Кроме того, в рамках уже данной классификации выделяется государство евразийского типа (российское государство), государства азиатского способа производства и др. Распространена и классификация по религиозно-этническому фактору, а также по типу правовых систем: англосаксонские, романо-германские, мусульманские, славянские государства. Обобщенно с позиций цивилизационного подхода выделяются следующие типы государства: демократические и недемократические, правовые и неправовые, светские и клерикально-теократические, социальные и асоциальные и др.
Достоинством цивилизационного подхода является определение значимости социально-духовных факторов, национальности, ментальности, системы ценностей, прав и защищенности личности, влияния религии и традиционных ценностей на государственность и тип государственной власти, типа политической культуры как составной части общей культуры и др. Недостатком выступают не всегда четкие и научно обоснованные критерии, признаки типизации, их несистемное использование, а и иногда и недопустимое применение понятий, используемых для характеристики общества, природно-географических явлений, культурных феноменов для характеристики государства. К числу недостатков названной типологии надо отнести недостаточное использование материально-производственных факторов, которые, несомненно, являются значимой составной частью любой государственности.
А. Тойнби выделяет в мировой истории несколько десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, сирийскую и др. Цивилизации, по его мнению, не связаны между собой общими закономерностями и существуют автономно, лишь иногда взаимодействуя друг с другом.
Так по А. Тойнби цивилизация на закате своего развития проходит стадию создания супергосударства, которое он называет "бабьим летом" цивилизации. Так, например, А. Тойнби считает Византийскую империю супергосударством греко-римской цивилизации, наследником которой после гибели этой империи является восточно-славянская цивилизация, супергосударством которой, в свою очередь является Российская империя. Таким образом, А.Тойнби подтвердил формулу "Москва - третий Рим".
А в целом, отдельные цивилизации обособлены друг от друга, развиваются самостоятельно, по своим собственным законам. Таким образом, отрицаются единство исторического развития человечества, общечеловеческие ценности, сходство материальных и духовных культур различных народов.
Иногда выделяют христианские, исламские и традиционные цивилизации. Возможны классификации по технологическим критериям, например на аграрное, индустриальное и постиндустриальное (информационное) государство. Ряд западных ученых обосновывает деление государств на древние - древневосточные, древнегреческие, древнеримское и древнегерманские, средневековые и современные. Существуют и другие виды цивилизационных типологий.
Тойнби пишет: «культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации11.»