Типоголия государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Немецкий политолог Р. Дарендорф, подразделяя все госу¬дарства на антидемократические и демократические, делает вывод, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатка в не¬равенстве, но создана общая для всех основа, и которое делает возмож¬ным цивилизованное общественное бытие.
Говоря о типологии государств, следует отметить что она содействует более глубокому выявлению и изучению признаков, свойств, сущности государства, позволяет проследить закономерности их развития, сущность происходящих в них структурных изменений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..,.……………….3
Глава 1. Понятие и виды типологии государства…………………………5
Глава 2. Формационный подход к типологии государства……………....8
2.1. Восточное государство……………………………………………9
2.2. Рабовладельческое……………………………………..…………10
2.3. Феодальное государство………………………………..………..11
2.4. Буржуазное государство………………………………..………..13
2.5. Социалистическое государство………………………………… .15
2.6. Переходное государство………………………………...………..16
Глава 3. Цивилизационный подход к типологии государства…………17
Заключение……………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………….…….26

Файлы: 1 файл

Типология гос.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

В развитии цивилизации проходят несколько  этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, шумерская, индийская, иранская, эгейская и др.). Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Существуют различные  основания для типологизации  цивилизаций и их государственности: хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и др. Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, проявляющиеся12.

в отношениях между обществом (государством) и природой, в межгосударственных отношениях,

    1. в их взаимоотношениях с обществом.

Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации. Предполагается делить цивилизации на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе.

11 Тойнби А. Дж. Постижение истины. М., 1996

12 Вехорев Ю.А. – Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 1999

 

Первичные цивилизации принимают  государственно-страновой, хотя нередко  и имперский характер. Обычно к  ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др. Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей  и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство – более чем государство. Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, раджи, микадо и т.д. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества.

Вторичные цивилизации (западноевропейская, североамериканская, восточноевропейская и т. д.) берут свое начало в Древней Греции и Древнем Риме. Развитие общества происходит за счет постоянных изменений в орудиях производства и общественного разделения труда, появления частной собственности. Следствием этого является формирование зачатков гражданского общества в виде автономной личности собственника-производителя. Государство возникает как механизм согласования интересов автономных индивидов. В связи с этим государство ограниченно и не является таким могущественным, как в первичной цивилизации. Светская и духовная власти разделены. В свою очередь, светская власть представлена относительно самостоятельными ветвями законодательной, исполнительной и судебной власти.

Известные сложности  испытывает цивилизационная типология  в связи с процессами конвергенции цивилизаций, их взаимовлиянием и рецепцией (заимствованием) ценностей различных цивилизационных укладов. Например, современные японское, китайское, индийское общества уже не представляют собой в чистом виде традиционные. Они существенно модернизированы, переняли многие западные ценности и государственно-правовые институты13. Обращаясь к признакам государства, надо выделять те из них, которые отличают его от первобытного общества. Это публичная власть, деление населения на территории; налоги и сборы. А также признаки, отличающие государство от других организаций — суверенитет, издание общеобязательных правил поведения, причастность к государству всего населения, государственный язык.

 

13 Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: «Изд-во ПРИОР», 2002

 

 

 

 

История современной  цивилизации включает в себя несколько  этапов: Древний мир длился примерно три тысячи лет; средние века длились  около тысячи лет; Новое время  — продолжалось около трехсот  лет; Новейшая история — продолжается чуть более 100 лет. На протяжении всего времени накоплен огромный опыт по организации социальной жизни на различных этапах исторического развития на всех континентах.

Многие государства, изменяя  свою форму и содержание, существуют на протяжении нескольких тысячелетий. Например, история китайского государства насчитывает более пяти тысяч лет. В тоже время некоторые некогда могущественные народы, наводившие ужас на другие государства, наоборот, так и не преобразовались в собственные государства. Например, монголо-татарское иго так и не стало государством. На протяжении всей истории развития человечества многие государства, оставив яркий след, по тем или иным причинам растворились в истории. К таким государствам следует отнести Спарту, Афинское государство, государство Ацтеков, Хазарское царство и др. Попробуем проследить историческую судьбу одного из таких государств. Пришедшие во II в. нашей эры с Алтая потомки хазар, караимы проживающими по соседству племенами на диких землях от низовьев Волги до Крыма создали обширное Хазарское царство, столицей которого был находившийся на территории Крыма город  Джуфт-Кале. В последующем не выдержав конкуренции со стороны природы

(острейший дефицит  воды) и соседних государств (в  первую очередь России) оно распалось. Последний караим покинул свою столицу Джуфт_Кале в 1878 г. (иссякла вода). Население по большей части ассимилировалось в другие нации. В настоящее время во всем мире насчитывается около трех тысяч караимов. В 1917 г. в России их было более 13 тыс. Сейчас в Москве их проживает около трехсот человек.

Они носят ветхозаветные  имена и стараются сохраниться  как обособленная нация со своей культурой и своими традициями Караимытюркского происхождения. Они не воспринимали Талмуд, но признавали Ветхий Завет с его десятью заповедями. По караимской вере Иисус Христос и Магомет в равной степени признаются пророками Бога. Для исполнения религиозных обрядов они могут молиться как в православном, так и в мусульманском храме. В караимизме нет ритуала отпущения грехов. Каждый должен молиться сам за себя. Высшим критерием во всем считается совесть человека. Исповедующие караимизм не обязаны принимать на веру все религиозные постулаты. Они имеют право выдвигать свои аргументы «за» или «против» вызывающих сомнение религиозных положений.

Таким образом, типология  по отношению к существовавшим ранее  и нынешним государствам необходима для того, чтобы не растерять бесценный опыт организации государственной или общественной жизни. Осознание и использование предшествующего опыта позволит не только избежать ошибок, но и ускорить эффективность общественного прогресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги проведенному исследованию необходимо отметить следующее.

Изучение типологии  государства и права является необходимым элементом процесса познания развития государства и права, закономерностей их развития, что имеет большое значение для правовой науки.

Как объясняет формационный подход, любое общество находится  в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.

Последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые более прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, меняются и надстроечные элементы, По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более высокому типу общественно-экономической формации.

Первый исторический тип государства – рабовладельческое государство, возникшее в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющее собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Второй тип государства – феодальное. Третий – буржуазное, предполагающее частную собственность на средства производства. Четвертый тип – социалистическое государство, где господствует общественная собственность и власть трудящихся. Еще один тип государства по теории Маркса – переходное государство, то есть разновидность государства в рамках одного и того же исторического типа, где господствуют сразу несколько классов.

В нашей стране долгое время доминировала формационная теория. Это было последствие господства марксистской идеологии. Более того, наше государство считалось социалистическим, и одно его существование гарантировало гражданам “светлое будущее” – коммунизм. Но этого не произошло, и этот факт говорит о наличии недостатков и недоработок в данной теории. Фактически социалистическая формация своего развития дальше, чем на бумаге не получило.

Что касается цивилизационного подхода, то согласно ему, определяющими в развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти.

Цивилизационный подход, несомненно, позволяет несколько по иному подойти к проблеме преемственности государств различных общественных систем. Так если при формационном подходе каждый последующий тип  государства является более совершенным с точки зрения его развитости, его отличает специфическая экономическая основа, то с типами государств, выделенных соответственно перечисленным цивилизациям, дело обстоит иначе.

В этом случае оказывается  вообще невозможным выстроить цивилизации  по степени их развитости. Каждая цивилизация  в чем-то уникальна, неповторима для своего времени и исторической обстановки. В силу этого невозможен и переход от одного типа цивилизации к другому, поскольку цивилизация представляет собой своеобразную социокультурную систему конкретного общества, отражающую определенный тип его культуры, образ жизни конкретного народа, его уклад, быт, присущую ему религию, традиции и др.

Существуют также другие критерии типологии государств, отличные от формационного и цивилизационного подходов.

Современное понимание  прогресса государственности выдвигает  на первый план качество жизни, положение личности, которое обеспечивает государство. Кроме того, есть еще один подход к изучению государства – информационный, который объединяет экономические и этнокультурные, социально-политические структуры в единое целое.

Вообще, с точки зрения современного научного подхода, любую  проблему необходимо исследовать всесторонне, опираясь на различные теории и учитывая различные точки зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

    1. Абдуллаев М.И. Теория государства и права: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003
    2. Вехорев Ю.А. – Типология государств. Цивилизационные типы государств / Ю.А. Вехорев // Вестник Нижегородского Университета. – 1999
    3. Байтин М. И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972.
    4. Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960.
    5. Емельянов Б.М., Правкин С.А. Теория государства и права: учебный   курс / Б.М. Емельянов, С.А. Правкин. – М.: МИЭМП, 2007                                                                                                                                        
    6. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996.
    7. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд. М., 2000.
    8. Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М. : Маркет ДС, 2007
    9. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: учебник для вузов./  Р.Т. Мухаев – М.: «Изд-во ПРИОР», 2002

10. Общая теория права и государства: учебник / Под ред. С.Н. Лазарева. – М.: Юристъ, 1996

11.  Темнов Е.И. Теория государства и права: учебное пособие для вузов / Е.И. Темнов. – М.: Изд-во «Экзамен»,2003

12.   Теория государства: актуальные проблемы, исторические и современные концепции: учебное пособие/ С.А. Правкин. - М.: МИЭМП, 2006

13. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.

14.Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов. / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.: ИНФРА. М – НОРМА, 1997

15.  Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред.

А.Б. Венгерова. М., 1995.

16.Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1996

17.  Храпанюк В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. – М., 2000

18. Червонюк В.И. Теория государства и права: учебное пособие. – М.; ИНФРА-М, 2003 

1 Общая теория права и государства: Учебник /  С.Н. Лазарев. – М.: Юристъ, 1996

 


Информация о работе Типоголия государства