Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:51, курсовая работа
Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки определить понятие государства, однако и до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем. Чаще всего государство толковалось как политическая общность, объединение, союз людей. Государство – общественное явление, и предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу.
Введение.
Понятия государства.
Признаки государства.
Сущность государства.
Типология государства.
Механизм государства.
Заключение.
Несмотря на диаметральную
противоположность указанных
Таким образом, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или иного начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это обусловлено множеством факторов, среди которых серьезную роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение и т.п.
Типология государств,
т.е. их классификация по типам, содействует
более глубокому выявлению
Классификация может поводиться по разным основаниям (критериям). Типология государств представляет собой их группировку по типам. При этом под типом понимаются общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.
Она базируется на обобщении большого фактического исторического, социологического, правового и иного материала, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем.
В настоящее время в
юридической науке применяются
два подхода к типологии
Формационный подход основывается на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений, который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства). Например, экономическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ. При феодальной формации материальную основу общества составляла феодальная собственность на землю, которая обусловила экономическую и иную зависимость крепостных крестьян от помещиков. Частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства характерна и для капиталистической общественно-экономической формации.
Каждой формации соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весе исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формации и соответствующих типов государства.
Формационный подход присущ
марксистскому учению о государстве.
Последователи марксизма
Марксистская теория различает четыре типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистическое государство.
Переход от одного исторического
типа государства к другому
В современных условиях обнаружилась недостаточность формационного подхода для типологической характеристики ряда государств. В связи с этим формационный подход подвергся критике. Главная его ущербность состоит в следующем:
Во-первых, теория социально-экономических формаций разработана главным образом на материале европейских стран. Восточные же государства отличаются большим своеобразием развития и спецификой государственной организации, которые не укладываются в рамки формационной теории;
Во-вторых, развитие обществ и государств характеризуется как одномерное, однолинейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяется другой, более прогрессивной. Это движение имеет якобы необратимую силу, все народы должны пройти все формации. Однако данное положение не всегда подтверждается социальной практикой.
Особенность формационной типологии состоит в том, что она выявляет связи государства и права с другими социальными явлениями.
Вместе с тем формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии – первобытнообщинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях, и пошли разными путями к государствообразованию.
Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форма сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, своеобразие обычаев, традиций и т.д. в своей совокупности эти факторы образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Совокупность родственных культур образует цивилизацию.
Ученые заметили, что духовно-культурные факторы способны:
Следовательно,
экономические процессы и факторы
цивилизации тесно взаимодейств
Наиболее сложным является вопрос о критериях типологии цивилизаций. Английский историк А.Тойнби, внесший большой вклад в развитие цивилизационного подхода, попытался разработать критерии цивилизации. Он, в частности, называл религию, образ мышления, общность историко-политической судьбы и экономического развития и др. По этим критериям А.Тойнби первоначально выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков, часть из которых утратила свое существование.
А. Тойнби полагал, что по типу цивилизации, возможно, выделить соответствующие типы государства. Однако типологии государств по цивилизационному признаку он не разработал. В то же время заслугой А. Тоинби являлось то, что он пытался сделать цивилизационный подход всеобъемлющим методологическими инструментом познания истории развития общества.10 Цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу.
Понятие функций государства.
Функции государства –
это главные социально значимые
направления его деятельности на
конкретно-историческом этапе развития
общества. В процессе функционирования
государство оказывает
Осуществление конкретных функций может как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так. усиливать его кризисное состояние. Из этого следует, что функции государства – это особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.
Существенными признаки функций государства является: Устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни общества; непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в функционировании государства; направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе; особые формы реализации функций государства, обусловленные применением специфических методов управления.
Сущность государства
и его социальные назначения являются
ключевыми факторами в
Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления, и развития. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач. Встающих перед обществом в его историческом развитии, а также поставленных целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий, в том числе от потребностей и интересов населения, экономических возможностей общества, его нравственного и культурного уровня, профессионализма государственного аппарата и др.
В разное приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а, следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое значение приобретает экономическая функция; на других – в сферу политики, тогда повышение внимания уделяется реализации политических функций государственной власти. 11
Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект – определенная сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.12 Содержание функций не остается неизменным, оно изменяется под влиянием различных факторов.
Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Функции отдельного органа раскрывают социально-целевые назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличии от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает, что отдельные государственные органы играют преимущественную роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государств, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.
Общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений на базе общих интересов. Чем больший удельный вес общесоциального начала в функциях государства, тем выше роль его как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных связей.
Престиж государства, политической
власти, их поддержка народом
На содержание функций государства оказывают влияние национальные моменты. Это особенно характерно для многонациональных государств. В многонациональном государстве их функции также имеют определенное национальное содержание, что связано с сохранением и развитием национальной культуры, национальных традиций, самобытности и т.д.
Национальное единство укрепляет государство, поскольку политическая общность дополняется этнокультурными узами.