Типология государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки определить понятие государства, однако и до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем. Чаще всего государство толковалось как политическая общность, объединение, союз людей. Государство – общественное явление, и предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу.

Содержание работы

Введение.
Понятия государства.
Признаки государства.
Сущность государства.
Типология государства.
Механизм государства.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Теория гос. и права.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

Государство представляет собой  сложное явление. С древних времен предпринимались попытки определить понятие государства, однако и до настоящего времени отсутствует  общепринятое, общепризнанное представление  о нем.

Чаще всего государство толковалось как политическая общность, объединение, союз людей. Государство – общественное явление, и предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу. Поскольку оно возникает повсеместно в период смены родоплеменных  связей людей в обществе вещными, обменными отношениями, можно предположить, что факторы,  разлагавшие первобытнообщинный строй, были одновременно и предпосылками формирования государства.

Рожденное обществом, его противоречиями, государство  само неизбежно становиться противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становиться формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово–антагонистическом обществе государство, выполняя обще социальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовый характер. Именно в этом наиболее выпукло проявляется противоречия природа и социальная роль государства.

 

Понятия государства.

С давних времен мыслители  пытались ответить на вопрос, что такое  государство. Еще древнеримский  оратор, философ и политический деятель  Марк Туллий Цицерон спрашивал и  одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей и разное время и в различных странах – основатель нормативной теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н.М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»1.

В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государовед Л. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1. совокупность человеческих индивидов; 2. определенную теорию; 3. суверенную власть; 4. правительство2. «Под именем государства, - писал Г.Ф. Шершеневич, - понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти»3.

Рассматриваемой определение, верно отражающее некоторые черты  государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть. В.И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличившихся признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было»4.

Не согласны с приведенным  понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода, - утверждал Ф.Ф. Кокошкин, - а отношения между ними»5. Однако «форма общежития», форма организации общества – тоже лишь один из признаков, но не все государство.

Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими», то есть в наши дни – государствам или союзам которые  исторически предшествовали современному государству»6

Не один раз, обращлись  к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что эта «та форма, в которой  индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение».7 Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим».8 В.И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в  официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким  государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества.  Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.  Но самая точная формулировка звучит так: государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая  праву общеобязательные значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение  отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

 

Признаки государства.

Понятие государства, его  характеристики конкретизируются при  раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества.  Признаки государства:

  1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах.  В до государственном обществе принадлежность к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в поданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт – подданство или гражданство.
  2. Публичная власть, т.е. выступающая от имени народа. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения. Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, простую абстракцию. Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становиться государственной властью.
  3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и предать ей исключительное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, - это колония либо доминион. Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Самостоятельность и независимость государственной власти от всякого рода другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.
  4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

 

Сущность государства.

 

Под сущностью любого явления в  философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных  связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства  в обществе, а поскольку в социальном назначении государства выражается целесообразность его существования и функционирования как инструмента управления  делами общества, то узнать сущность государства – значит выявить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам служит государство, чью волю оно выражает.

Сущность государства  – достаточно устойчивая категория, хотя под влиянием различных процессов, факторов она может изменяться. До поры до времени эти изменения  могут не обнаруживать себя, и лишь по мере накопления качественных черт, отличительных особенностей возможен переход от сущности одного уровня к сущности иного качества и содержательной наполненности.

Так, первоначально возникшее  государство по своей сущности представляло и выражало интересы всего общества. И лишь после того как отдельные социальные группы и слои осознали уникальность государственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях, произошло изменение сущности государства. Государство стало выражать интересы социальных сил, стоящих у власти.

В настоящее время сложились  два основных подхода к трактовке  сущности государства.

Первый подход (классовый) состоит в том, что сущность государства  определяется как выражение интересов  экономически господствующего класса и навязывание воли этот класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается прежде всего как классовая организация тех, кто стоит у власти и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

Основоположники марксистского  учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организацией политической власти, выполняет одновременно некоторые «общие дела», присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства  членов общества. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе – экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др. Однако данный тезис марксистской теории, вносящий серьезное уточнение в понимании сущности государства, не получил развития и был передан забвению.

Говоря о марксистском подходе к сущности государства  важно также иметь в виду, что  характеристика государства  как  средства насилия, подавления, принуждения  использовалась исключительно в  отношении эксплуататорских государств. Социалистическое же государство рассматривалось как «полугосударство», надобность в котором в недалеком будущем отпадет. Социалистическое государство характеризовалось как орудие выражения интересов большинства населения. Действительность, однако, была иной. Государство во всех бывших социалистических странах выражало и проводило в жизнь интересы правящей партийной верхушки и одновременно выступало машиной подавления лиц, не согласных с установленным режимом.

Второй подход исходит  из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешить возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют различные и нередко противоположные потребности и интересы, противоречия между которыми нередко грозят перерасти в конфликты, что, естественно, не способствует нормальному развитию общества.

На государство возлагается обязанность  всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, ориентируясь в первую очередь на социальный компромисс. Такой компромисс не может удовлетворить всех и не в состоянии учесть все интересы, но он способен устранить их противостояние и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления.

Рассматриваемый подход к  сущности государства имеет несомненное  достоинство по сравнению с классовым  подходом.

Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом.

Во-вторых, он ориентируется  на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия.

В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество не придумало  до сих пор более совершенной  и рациональной организации жизнедеятельности людей. Антиподом государству может выступать самоуправление гражданского общества. Но переход к полному самоуправлению требует очень высокой ступени самоорганизации населения, прочных навыков профессионального управления, высокой правовой, политической и общей культуры, многих других условий и факторов, которыми в настоящее время не располагает ни одно общество в мире.

Информация о работе Типология государств