Типология государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является углубление знаний по типологии государства.
В связи с этим перед нами стоят следующие задачи для достижения цели:
Определить понятие типологии государства;
Рассмотреть методы типологии государства;
Дать характеристику основным типам государств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….... . . 3
ГЛАВА 1. Основная характеристика типологии государств … . . . . . . . . …...4
1.1. Понятие типологии государств…….. . . . . . …………………….….4
1.2. Подходы к типологии государств……………………………………9
ГЛАВА 2. Формационная теория государства………………………………..12
2.1. Рабовладельческое государство…………………………………….13
2.2. Феодальное государство…………………………………………….15
2.3. Буржуазное государство…………………………………………….17
2.4. Социалистическое государство...........................................................18
2.5. Переходное государство…………………………………………….19
2.6. Восточное государство …………………………………………….21
ГЛАВА 3. Цивилизационная теория государства…………………………….23
3.1 Место государства в первичной цивилизации………………….….24
3.2. Место государства во вторичной цивилизации…………………...26
ГЛАВА 4. Современная теория государства…………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..31

Файлы: 1 файл

ТГП Курсовая.docx

— 57.99 Кб (Скачать файл)

    В  самом   общем  виде  понятие  «цивилизация»   можно   определить   как социокультурную  систему,  обеспечивающую  высокую степень   дифференциации жизнедеятельности  в  соответствии  с  потребностями   сложного,   развитого общества и вместе с тем поддерживающего  его  необходимую  интеграцию  через создание регулируемых духовно-культурных  факторов  и  необходимой  иерархии структур и ценностей.

    Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического   строя   исходит   из   стремления   покончить   с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на  государство с предельно широких  позиций  определяющего  воздействия  на  него  духовно-нравственных и культурных факторов  общественного  развития.  В  отличие  от формационной  теории,  обосновывающей   наличие   детерминации   государства экономическими причинами, цивилизационная  теория  доказывает  существование детерминации духовными факторами, которые могут  блокировать,  или  поощрять развитие государства. Но было  бы  неверным  в  характеристике  и  понимании государства стоять на позициях признания равноправности двух  подходов,  или представлений,  что  цивилизационное  влияние   на   развитие   государства, осуществляется в рамках формационного, базисно-надстроечного  и   социально-экономического подхода.

    Сторонники этого  аргумента аргументируют это  так: в основе  государства лежат экономические факторы, но влияние на них достигается выработкой  таких стереотипов   поведения,   которые   либо    способствуют,    либо    мешают производительному  труду.   А   стереотипы   поведения,   трудовая   мораль, менталитет  человека   формируются   именно   в   той   сфере   человеческой деятельности, которая  характеризуется  как  культура,  или  цивилизация.  В итоге цивилизация влияет  на  социальную  организацию  общества.  Культурно-идеологические принципы  жизни  вполне  способны  ослабить  влияние  способа производства, и тем самым,  прервать  поступательное  формационное  развитие как  производства,  так   и   процесса   формирования   и   функционирования государства. Пример  –  это  циклическое  развитие  государственных  форм  в странах арабского мира, Китае, Америке  до  XX  века  и  т.д1.  И наоборот, социокультурные,  духовные  факторы могут усилить формационный   прогресс экономики и государственно-правовой сферы. В Европе протестантская  церковь с  ее  культом  труда   и   трудовой   этики   сыграла   роль   катализатора капиталистической   эволюции   региона   и    вызревания    адекватных    ей государственно-правовых начал.

    Каждое государство  становится полем борьбы двух  видов  воздействия  на него: формационного  и  цивилизационного.  Какой из  них победит,  сказать заранее  нельзя.  Именно  с  этим  связана  многовариантность   развития   в государственной и  других  сферах  общественной  жизни.  Поэтому  правильное понимание   соотношения   государства   с   социально-экономическим   строем предполагает  использование  обоих  подходов.  Однако,   исторический   опыт государственности показывает, что жесткая привязка природы  того  или  иного государства к социально-экономической формации  не  дает  ответа  на  многие вопросы.

    В работах А.  Тойнби, С. Хантингтона и других выделяются те культурные и цивилизационные критерии, которые позволяют классифицировать различные типы государств. Например, у С.  Хантингтона  выделяются  христианские,  особенно православные, и мусульманские цивилизации,  которые,  по  его прогнозу  уже вошли в противостояние.

    Такой подход  наполняет  конкретным  содержанием   такие  категории,  как «Восток-Запад»  и «Север-Юг». Формационные  критерии  мало  что  объясняют  в  современных    государственных    противоборствах,    внутреннем    развитии конкретного государства.

 

 

 

ГЛАВА 2. Формационная теория государства

Если  придерживаться марксистской типологии  государств, то историческим типом  государства считаются его наиболее существенные черты и признаки, относящиеся  к одной и той же общественно-экономической  формации. Согласно этой классификации, типами государства явились рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. Причем три первых типа объединялись термином «эксплуататорские государства». В современной российской науке  данная классификация дополняется  восточным типом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Рабовладельческое государство

Государства рабовладельческого типа возникли позднее  ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (8-6 вв. до н.э.) и в Древнем Риме (6 в. До н.э.)4.

Экономический базис рабовладельческого государства  составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников – рабов. Рабы не являлись субъектами права, их причисляли к «говорящим орудиям». Труд рабов  обеспечивался в основном внеэкономическими  принуждениями. Основными путями возникновения  рабства были захват в плен, долговое рабство, совершение тяжкого преступления.

Хотя  рабы и рабовладельцы и считаются  основными классами рабовладельческого общества, но не единственными –  в рабовладельческом государстве  существовали и другие социальные группы – ремесленники, мелкие свободные  землевладельцы.

Между рабами и рабовладельцами возникали  острые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений – восстаний.

Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры  рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его  функциях. К внутренним функциям относились:

- охрана  частной собственности рабовладельцев  и создание условий для эксплуатации  рабов и неимущих свободных;

- подавление  сопротивления рабов и неимущих  свободных методами жестокого  насилия, нередко просто для  устрашения и профилактики;

- идеологическое  воздействие в целях поддержания  дисциплины и порядка.

 Общесоциальные функции рабовладельческое государство осуществляло в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.

Во внешней  сфере рабовладельческое государство  выполняло функции обороны своей  территории и мирных связей с другими  государствами, функцию захвата  чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями. Все эти  функции были прерогативой сравнительно простого государственного аппарата, важнейшую роль в котором играла армия. Она участвовала в осуществлении  и внешних, и внутренних функций. Частями аппарата выступали также  полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

Рабовладельческое государство существовало как в  форме монархии (Римская империя), так и в форме республики (Афинская республика). Рабовладельческая республиканская  форма правления была двух видов. Первый – демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов  государства участвовало все  свободное население. Второй вид  – аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах  высших органов государственной  власти принимали участие представители  крупной военно-земельной аристократии.

Пройдя  период становления и развития, рабовладельческое  государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену  шло феодальное государство.

 

 

 

 

 

 

2.2. Феодальное государство

На основе феодальных производственных отношений  возникло много государств, не известных  предшествующей эпохе. Это государства  в Англии, Франции, Германии, России, скандинавских странах и др.

Данный  тип государства образуется либо в результате разложения первобытнообщинного  строя, либо как следствие кризиса  рабовладельческого государства. Экономической  основой феодального государства  является собственность феодалов на землю и труд зависимых крестьян. Именно феодалы и зависимые крестьяне  представляли собой основные социальные группы феодального общества, хотя существовали еще ремесленники и  торговцы и т.д.

Для феодального  государства характерно сословное  неравенство. Каждое сословие отличалось определенным кругом прав и обязанностей, которые, как правило, закреплялись в законодательстве. Для правящего  класса феодалов были характерны иерархическое  построение, отношения вассалитета. Крестьяне принудительно прикреплялись  к земельным участкам и не могли  их оставить.

В развитии феодального государства выделяется ряд этапов:

1. Децентрализованная  феодальная раздробленность.

2. Сословно-представительная  монархия.

3. Абсолютная  монархия и постепенное разложение  феодальной государственности.

Феодальное  государство существовало в основном в форме монархии, немногочисленные феодальные республики носили городской  характер (Новгородская республика, Венеция  и т.д.).

Большинство функций феодального государства  обусловливались классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп  населения. Государство выполняло  также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

В государственный  аппарат феодального государства  входили войско, отряды полиции и  жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.

Основным  источником феодального права являются правовые обычаи, причем в период феодальной раздробленности в каждой местности действуют свои обычаи. Обычаи нередко кодифицируются (Русская Правда, Салическая Правда и др.). Одним из способов преодоления раздробленности становится создание единой правовой системы. Это достигается либо посредством создания общегосударственного законодательства (франко-германские правовые системы), либо путем придания общей силы судебному прецеденту (системы общего права).

На последнем  этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие  работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между  молодой буржуазией и феодалами  возникли острые противоречия, которые  разрешались путем буржуазно-демократических  революций. В результате последних возник новый тип государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Буржуазное государство

Буржуазное  государство - это третий исторический тип государства, предусматриваемый  данной типологией. Как надстройка над экономическим базисом оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего, ее основу – частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом. Возникновение такого типа государства означает движение вперед по сравнению со средневековьем. Оно является частью политической надстройки над таким экономическим базисом, который предполагает личную свободу работника, его независимость как личности от капиталиста. При капитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях предыдущих типов государств. На последующих этапах развития капитализма усиливается регулирующая роль государства во всех сферах общественной жизни. На стадии империализма происходит перерастание домонополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм, что означает непосредственное вмешательство государства в процесс капиталистического воспроизводства.

В рамках формационной теории это государство  является сложным организмом, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями. Под давлением народа оно способно ограничивать его интересы. Все шире государство применяет метод либерализма и делает шаги в сторону развития политических прав.

 

 

 

 

 

2.4. Социалистическое государство

Согласно  формационной теории - это высший и  последний исторический тип государства. Это организация политической власти трудящихся во главе с рабочим  классом, важнейшая организационная  форма экономического и социально-культурного  руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. Согласно теории, в отличие  от вышеперечисленных исторических типов государств, социалистическое государство отличается следующими чертами:

1) Экономическую  базу соц. государства составляют  общественные социалистические  формы собственности и социалистическая  система государства. Все перечисленные  виды основывались на частной  собственности.

2) Социалистическое  государство с момента своего  рождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающих.

Информация о работе Типология государств