Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 16:12, курсовая работа
Целью работы является углубление знаний по типологии государства.
В связи с этим перед нами стоят следующие задачи для достижения цели:
Определить понятие типологии государства;
Рассмотреть методы типологии государства;
Дать характеристику основным типам государств.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….... . . 3
ГЛАВА 1. Основная характеристика типологии государств … . . . . . . . . …...4
1.1. Понятие типологии государств…….. . . . . . …………………….….4
1.2. Подходы к типологии государств……………………………………9
ГЛАВА 2. Формационная теория государства………………………………..12
2.1. Рабовладельческое государство…………………………………….13
2.2. Феодальное государство…………………………………………….15
2.3. Буржуазное государство…………………………………………….17
2.4. Социалистическое государство...........................................................18
2.5. Переходное государство…………………………………………….19
2.6. Восточное государство …………………………………………….21
ГЛАВА 3. Цивилизационная теория государства…………………………….23
3.1 Место государства в первичной цивилизации………………….….24
3.2. Место государства во вторичной цивилизации…………………...26
ГЛАВА 4. Современная теория государства…………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..31
3) Социалистическое
государство имеет более
Исходя из данной теории, социалистическое государство уже не есть государство в собственном смысле т.к. оно не является орудием власти. Фактически оно «полугосударство», выражающее волю и интересы большинства членов общества- рабочего класса.
2.5. Переходное государство
Исходя из основных исторических типов государств, формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой базе и классовой природе обусловлено наличием специфических условий – это соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние условия и др.
Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример – государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периоды возникали и хотя недолго, но все же функционировали государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после второй мировой войны переходную природу имели восточно-европейские государства народной демократии, которые позже мирно эволюционировали в ту или иную разновидность социалистического государства.
Переходные состояния государства и права не являются чем-то необычным, а тем более исключительным для какого-то региона или же отдельно взятой страны состоянием. Это явление – общее для всех государств и правовых систем, объективно существующее во всех странах и регионах мира. Оно имеет место на протяжении всей истории развития государства и права. Конкретное же выражение переходное состояние государственно-правовой системы находит в период развития государства и права между двумя различными типами государства и права.
При этом
не имеет принципиального значения
то обстоятельство, что типология
государств и правовых систем может
проводиться или проводится не только
на формационной основе (на основе критериев,
«привязанных» к общественно-
Необходимость
ввести в формационную теорию понятие
«разновидность государства» вытекает
из того обстоятельства, что в рамках
формационного подхода
2.6. Восточное государство
Данный
тип государства нередко
Поскольку
государство управляло
В государствах Древнего Востока сохраняется общинное производство, преобладает коллективное рабство. Частная собственность и частное рабовладение не получили распространения.
Для восточных государств характерны сильная публичная власть и большая роль обычаев, традиций в социальном регулировании. Мощный государственный аппарат дополнялся развитой карательной системой. Как правило, государственная власть принимала форму так называемой «восточной деспотии», правитель обычно обожествлялся.
Восточные
государства выполняли
- организации
общественных работ (по
- финансовую – взимание податей;
- военную – оборона своей территории или захват чужих территорий;
- подавления
сопротивления общинников и
Для выполнения
своих функций государства
ГЛАВА 3. Цивилизационная теория государства
Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.
В развитии цивилизации проходят несколько этапов.
Первый этап – это локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, инкская, эгейская и др.).
Второй этап – это особенные цивилизации (индийская, китайская, западно- европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
Третий этап – это современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
3.1 Место государства в первичной цивилизации
Существуют
различные основания для
1) в отношениях между обществом (государством) и природой;
2)
в межгосударственных
3)
в их взаимоотношениях с
Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации.
Цивилизации делятся на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе.
Первичные
цивилизации принимают
3.2. Место
государства во вторичной
Вторичные
цивилизации – это
Во вторичных цивилизациях положение правителя было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой – он сам не вправе нарушать эти заветы, иначе его власть незаконна. Его власть – это служение, которое должно следовать идеалу, и поэтому вторична.
ГЛАВА 4. Современная теория государства
Современное
понимание прогресса
Как известно,
положение о том, что «человек
– мера всех вещей» выдвинул философ
Протагор. Его смысл: оценку деятельности
государства можно давать только
в сопоставлении с качеством
жизни отдельного человека. «Человеческое
измерение» – это вполне конкретное
направление в определении
В современной теории государства проявляется конкретный критерий прогресса государственности. Борьба за качество жизни наполняет реальным смыслом существование многих коллективных образований, конкретных личностей. Наряду с экономикой, факторами, определяющими развитие государственности, существуют характер идеологии, социокультурные параметры общества, уровень духовности народа, его традиции, национальный характер, географическая среда, международное окружение и т.д. Именно из этого исходит цивилизационный подход к возникновению и развитию государства вообще.
Формационный подход трактует социальную историю как процесс развертывания логического в историческом, таким образом, определяя для него единое основание – способ производства материальных и духовных ценностей. С этой точки зрения, цивилизационный подход представляется процессуальным. Представляя собой собирательное понятие, он означает ряд связанных между собой и вместе с тем относительно самостоятельных организационных парадигм7.
Так, с позиций общетеоретической парадигмы, цивилизация представляется как особый вид конкретного общества, основными признаками которого выступает наличие государственности и гражданского состояния.
Философско-антропологическая концепция, являющаяся ядром цивилизационного подхода, позволяет наиболее наглядно представить принципиальное различие формационных и цивилизационных исследований действительности. Если формационный подход исходит из познавательной модели сведения индивидуального к социальному и его особенностью выступает исследование общественных структур, то цивилизационное видение предполагает иную модель – сведение социального к индивидуальному и его императивом является ориентация на исследование человека, его внутреннего мира и системы ценностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей курсовой работе приведены описания государств согласно двум подходам – формационному и цивилизационному. Как объясняет формационный подход, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.
Последовательное
развитие производительных сил общества
(орудий труда, трудовых навыков человека)
приводит к изменению формы