Типология государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является углубление знаний по типологии государства.
В связи с этим перед нами стоят следующие задачи для достижения цели:
Определить понятие типологии государства;
Рассмотреть методы типологии государства;
Дать характеристику основным типам государств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….... . . 3
ГЛАВА 1. Основная характеристика типологии государств … . . . . . . . . …...4
1.1. Понятие типологии государств…….. . . . . . …………………….….4
1.2. Подходы к типологии государств……………………………………9
ГЛАВА 2. Формационная теория государства………………………………..12
2.1. Рабовладельческое государство…………………………………….13
2.2. Феодальное государство…………………………………………….15
2.3. Буржуазное государство…………………………………………….17
2.4. Социалистическое государство...........................................................18
2.5. Переходное государство…………………………………………….19
2.6. Восточное государство …………………………………………….21
ГЛАВА 3. Цивилизационная теория государства…………………………….23
3.1 Место государства в первичной цивилизации………………….….24
3.2. Место государства во вторичной цивилизации…………………...26
ГЛАВА 4. Современная теория государства…………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..31

Файлы: 1 файл

ТГП Курсовая.docx

— 57.99 Кб (Скачать файл)

3) Социалистическое  государство имеет более широкую  социальную базу, т.к. управляют  им трудящиеся.

Исходя  из данной теории, социалистическое государство  уже не есть государство в собственном  смысле т.к. оно не является орудием  власти. Фактически оно «полугосударство», выражающее волю и интересы большинства членов общества- рабочего класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Переходное государство

Исходя  из основных исторических типов государств, формационная теория утверждает, что  в рамках одного и того же исторического  типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение  при одинаковой экономической и  классовой базе  и классовой  природе обусловлено наличием специфических  условий – это соотношение  классовых сил в стране, климатические  условия, внешние условия и др.

Такие разновидности  государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример – государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периоды возникали и хотя недолго, но все же функционировали государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после второй мировой войны переходную природу имели восточно-европейские государства народной демократии, которые позже мирно эволюционировали в ту или иную разновидность социалистического государства.

Переходные  состояния государства и права  не являются чем-то необычным, а тем  более исключительным для какого-то региона или же отдельно взятой страны состоянием. Это явление – общее  для всех государств и правовых систем, объективно существующее во всех странах  и регионах мира. Оно имеет место  на протяжении всей истории развития государства и права. Конкретное же выражение переходное состояние  государственно-правовой системы находит  в период развития государства и  права между двумя различными типами государства и права.

При этом не имеет принципиального значения то обстоятельство, что типология  государств и правовых систем может  проводиться или проводится не только на формационной основе (на основе критериев, «привязанных» к общественно-экономической  формации), но и на цивилизационной основе (на основе критериев, неразрывно связанных с цивилизацией). Разница при этом заключается лишь в том, что в последнем случае вместо «традиционных», ставших своего рода классическими в мировой литературе рабовладельческого, феодального и других типов государства и права будут фигурировать иные их типы5.  Межтиповое, переходное состояние государства и права как объективно существующее явление сохраняется в любом случае, независимо от того, как типы государства и права и само их переходное состояние понимаются или как они называются.

Необходимость ввести в формационную теорию понятие  «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что в рамках формационного подхода оказывается  затруднительно описать, объяснить  и спрогнозировать развитие конкретной государственности у конкретного  народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Восточное государство

Данный  тип государства нередко относится  к рабовладельческим, однако у него имеется целый ряд специфических черт. Древневосточные государства (Египет, Вавилон, государства древнего Китая и др.) возникли около 5 тысяч лет назад и отличались особыми географическими условиями. Засушливый климат, сезонные разливы рек вызывали необходимость в проведении широкомасштабных ирригационных работ. Такой характер сельскохозяйственного производства («азиатский способ производства») требовал сохранения родовой общины, ибо отдельные семьи не могли проводить сложные и объемные ирригационные работы, и наличие сильной публичной власти.

Поскольку государство управляло коллективным трудом общинников по сооружению оросительных систем, то оно присваивало себе и право верховной собственности  на землю. В результате общинники  стали зависимыми от государства. Иначе  говоря, экономической основой государств восточного типа являлась государственная  собственность на землю и ирригационные  сооружения.

В государствах Древнего Востока сохраняется общинное производство, преобладает коллективное рабство. Частная собственность  и частное рабовладение не получили распространения.

Для восточных  государств характерны сильная публичная власть и большая роль обычаев, традиций в социальном регулировании. Мощный государственный аппарат дополнялся развитой карательной системой. Как правило, государственная власть принимала форму так называемой «восточной деспотии», правитель обычно обожествлялся.

Восточные государства выполняли несколько  функций:

- организации  общественных работ (по созданию  и эксплуатации ирригационных  сооружений);

- финансовую – взимание податей;

- военную – оборона своей территории или захват чужих территорий;

- подавления  сопротивления общинников и рабов.

Для выполнения своих функций государства создавали  мощный чиновничий строго централизованный аппарат. Ведущая роль в нем принадлежала войску, полиции и суду. Правда, в  ранневосточных государствах длительное время не существовало строгого разграничения компетенций между отдельными ведомствами и чиновниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Цивилизационная теория государства

Исторический  процесс привел к складыванию  свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для  них типом государства.

В развитии цивилизации проходят несколько  этапов.

Первый  этап – это локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, инкская, эгейская и др.).

Второй  этап – это особенные цивилизации (индийская, китайская, западно- европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

Третий  этап – это современная цивилизация  с ее государственностью, которая  в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных  социально-политических структур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Место государства в первичной цивилизации

Существуют  различные основания для типологизации цивилизаций и их государственности. Такие как, хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и др. Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, которые проявляются:

1)     в отношениях между обществом  (государством) и природой;

2)     в межгосударственных отношениях;

3)     в их взаимоотношениях с обществом.6

Для типологии  государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации.

Цивилизации делятся на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе.

Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др. Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство – более чем государство. Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, раджи, микадо и т.д. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Место  государства во вторичной цивилизации

Вторичные цивилизации – это западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, буддийская и др. В них проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказывалась уже не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Но и в них, с цивилизационной точки зрения, государство было компонентом, во многом подчиненном культурно- религиозной системе.

Во вторичных  цивилизациях положение правителя  было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в  качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой – он сам  не вправе нарушать эти заветы, иначе  его власть незаконна. Его власть – это служение, которое должно следовать идеалу, и поэтому вторична.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. Современная теория государства

Современное понимание прогресса государственности  выдвигает на первый план качество жизни, положение личности, которое  обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав – эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства.

Как известно, положение о том, что «человек – мера всех вещей» выдвинул философ  Протагор. Его смысл: оценку деятельности государства можно давать только в сопоставлении с качеством  жизни отдельного человека. «Человеческое  измерение» – это вполне конкретное направление в определении прогресса  государственности, измеряемое набором  и качеством прав и свобод, другими  условиями жизни человека. Кроме  того, человек – это не абстракция, а вполне реальная личность, более  конкретная, чем те «классы» с их отношением к средствам производства, к собственности, которые населяют формационную теорию.

В современной  теории государства проявляется  конкретный критерий прогресса государственности. Борьба за качество жизни наполняет реальным смыслом существование многих коллективных образований, конкретных личностей. Наряду с экономикой, факторами, определяющими развитие государственности, существуют характер идеологии, социокультурные параметры общества, уровень духовности народа, его традиции, национальный характер, географическая среда, международное окружение и т.д. Именно из этого исходит цивилизационный подход к возникновению и развитию государства вообще.

Формационный  подход трактует социальную историю  как процесс развертывания логического в историческом, таким образом, определяя для него единое основание – способ производства материальных и духовных ценностей. С этой точки зрения, цивилизационный подход представляется процессуальным. Представляя собой собирательное понятие, он означает ряд связанных между собой и вместе с тем относительно самостоятельных организационных парадигм7.

Так, с позиций общетеоретической  парадигмы, цивилизация представляется как особый вид конкретного общества, основными признаками которого выступает наличие государственности и гражданского состояния.

Философско-антропологическая  концепция, являющаяся ядром цивилизационного подхода, позволяет наиболее наглядно представить принципиальное различие формационных и цивилизационных исследований действительности. Если формационный подход исходит из познавательной модели сведения индивидуального к социальному и его особенностью выступает исследование общественных структур, то цивилизационное видение предполагает иную модель – сведение социального к индивидуальному и его императивом является ориентация на исследование человека, его внутреннего мира и системы ценностей.                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей  курсовой работе приведены описания государств согласно двум подходам –  формационному и цивилизационному. Как объясняет формационный подход, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.

Последовательное  развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые более прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, меняются и надстроечные элементы, По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более высокому типу общественно-экономической формации.

Информация о работе Типология государств