Типология государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:02, реферат

Описание работы

В данной работе я попыталась разобрать типологию государств, которая тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства, которые устанавливаются на основе анализа его организационного устройства и методов осуществления государственной власти. Задача моей работы показать, что четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой, государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Общие понятия

Глава 2. Элементы формы государства

2.1. Форма правления

2.2. Форма государственного устройства

2.3. Форма государственного режима

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат -государство.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

 

    Различают три разновидности  социалистической формы государственного правления:

 

·       Парижская коммуна;

 

·       Республика Советов (Советская республика);

 

·       народно-демократическая  республика.

 

     “Парижская коммуна  (18 марта - 28 мая 1871г.) - первая пролетарская  революция и первое правительство рабочего класса...” [Советский энциклопедический словарь. М. 2004. С.981.]

 

    Считаясь примером новой  формы государственного правления,  прообразом будущего социалистического  государства, она отличилась следующим:

 

·       реализован принцип  всеобщего избирательного права;

 

·       отменены привилегии депутатов и введено право  их отзыва;

 

·       осуществлена выборность и сменяемость должностных лиц;

 

·       полностью разрушен старый государственный аппарат, и  сформирован новый (вместо армии  и полиции - национальная гвардия; новый суд; высший орган - Совет коммуны, избиравших десять комиссий);

 

·       полностью отвергнут  парламентаризм и связанный с  ним принцип разделения властей (Коммуна - законодательный, исполнительный и одновременно судебный орган);

 

·       церковь отделена от государства;

 

·       принят ряд мер  по улучшению материального положения  широких слоев населения.

 

    Выводы, сделанные на  основе опыта Парижской коммуны  Марксом и Энгельсом, были восприняты, развиты и реализованы на практике путем революций последователями марксистско-ленинского учения.

 

  “Республика Советов - разновидность  социалистической формы государственного  правления, возникшая в новых  исторических условиях в России”  [Хропанюк В.Н. Теория государства  и права. М. 2006. С.115]

 

    Разработавший теоретические  основы советской республики  В.И.Ленин видит однотипную с  Парижской коммуной организацию  власти и выделяет следующие  ее признаки:

 

·       слом старого  государственного аппарата и образование  таких органов власти, которые обеспечивали бы защиту себя как завоеваний революции при помощи вооруженной силы рабочих и крестьян;

 

·       совмещение  в Советах как в политической основе государственного строя функций  законодательного и исполнительного  органа;

 

·       формирование Советов по принципу открытого классового представительства как Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов;

 

·       обеспечение  реального участия трудящихся масс в управлении государством, где руководящая  роль принадлежит партии рабочего класса.

 

    В ходе исторического  развития Республика Советов,  представляющая собой по сравнению  с буржуазным парламентаризмом  шаг вперед всемирно-исторического  значения (В.И.Ленин), провозгласила  себя в Конституции СССР 1977г.  обществом “развитого социализма”, а советское государство “общенародным”, юридически наделила Советы более широкими полномочиями, но последние, как и раньше, продолжали быть декоративным придатком всемогущественной “партии рабочего класса”. Таким образом, Республика Советов превращается в тоталитарное государство, построенное на принципах антидемократического управления обществом и где вся власть принадлежит партийному аппарату, т.е. его немногочисленным руководителям.

 

    Народно-демократическая  республика - разновидность социалистической формы государственного правления, возникшая в исторических условиях Второй мировой войны и после нее в ряде стран Европы и Азии при решающем участии СССР и Советской Армии. [Советский энциклопедический словарь. М. 2004. С.873.]. Как говорится, чем богаты - тем и рады. Именно по такому принципу осуществляется послевоенное преобразование государств, подпавших под влияние СССР (Польша, Венгрия, Болгария, Чехословакия и др.), на основе соответствующих принципов слома..., совмещения..., классовой борьбы и, естественно,  руководящей и направляющей... Поэтому см. п. “Республика Советов”.

2.2. Форма государственного устройства

     В отличие от формы  правления организация государства  рассматривается здесь с точки  зрения распределения государственной  власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

 

    Форма государственного  устройства показывает:

 

·       из каких частей состоит внутренняя структура государства;

 

·       каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

 

·       в какой государственной  форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного  государства.

 

    По форме государственного  устройства все государства можно  подразделить на:

 

·       унитарные;

 

·       федеративные;

 

·       конфедеративные.

 

     Унитарное государство  - это такая форма государственного  устройства, при которой территория  государства подразделяется на  административно-территориальные единицы,  подчиняющиеся центральным органам власти и не обладающие признаками государственного суверенитета.

 

    Унитарное государство  характеризуется следующими признаками:

 

·       единые и общие  для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которым подчинены соответствующие местные органы. Единые вооруженные силы;

 

·       на его территории действует одна конституция, единая система законодательства и одно гражданство;

 

·       единая экономика (обязательная для всех административно-территориальных  единиц общая денежная система, налоговая, кредитная и финансовая политика);

 

·       его составные  части (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным  суверенитетом не обладают (нет своих  законодательных органов, самостоятельных  воинский формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности);

 

·       если на его территории проживают небольшие по численности  национальности, то может допускаться  национальная и законодательная  автономия (Монголия с Баян-Уэнэйским  аймаком, Судан с Южным регионом);

 

·       все внешние  межгосударственные сношения осуществляются центральными органами, представляющими  страну на международной арене.

 

    То, что составные части  унитарного государства не обладают  суверенитетом, не отрицает  наличия у них известной, и иногда и значительной самостоятельности. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство может быть:

 

·     централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.

 

 

·    децентрализованным, если местные органы, пользуясь значительной самостоятельностью, полностью избираются населением.

 

 

     Федеративное государство  (федерация) - (от позднелат. foederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. [Советский энциклопедический словарь. М. 2004. С.1417.]

 

    Данная форма государственного  устройства является также следствием  добровольного объединения нескольких  ранее самостоятельных государственных  образований в одно союзное  государство. [Хропанюк В.Н. Теория  государства и права. М. 2006. С.119]

 

   Основываясь на этом определении федеративного государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:

 

·       территория федерации  состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;

 

·       верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит  федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и  ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;

 

·       субъекты федерации  обладают правом принятия собственной  конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

 

·       существует единое союзное гражданство и гражданство  федеральных единиц;

 

·       основная общегосударственная  деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые  официально представляют федерацию  в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

 

    В зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на:

 

·       территориальные  (союзное государство);

 

·       национальные  (союз государств);

 

·       территориально-национальные.

 

    Основное различие между  территориальными и национальными  федерациями состоит в различной степени суверенности их субъектов.

 

    Территориальная федерация  характеризуется значительным ограничением  государственного суверенитета  субъектов федерации:

 

·       центральная  власть обладает верховенством по отношению  к высшим государственным органам  членов федерации. Конституционные  нормы устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. Например, в США исключительная компетенция союза - международная и внешняя торговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии, учреждение судов и др., а в компетенции штатов - проведение выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их органов власти и управления и др. [Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М.,2006. С.193].

 

·       субъекты федерации  конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;

 

·       конституционное  законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам  федерации односторонний выход  из союза;

 

·       управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.

 

    Национальная федерация  характеризуется более сложным  государственным устройством вследствие  многонационального состава ее населения. Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации:

 

·       субъекты федерации - национально-государственные образования, отличающиеся друг от друга национальным составом населения и, соответственно, его культурой;

 

·       национальная федерация  строиться на принципе добровольного  объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, не зависимо от размера территории и численности населения;

 

·       все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета (свой парламент, президент, кабинет министров, судебная система) и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические политические и другие договоры;

 

·       высшие государственные  органы формируются из представителей субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях  координировать их;

 

·       в основе национальной федерации лежит право наций на самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о своей государственности.

 

    Существуют государственные  устройства, где органически сочетаются  признаки и территориальной, и  национальной федерации (Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных. [Конституция Российской Федерации. ст. 5, п. 3.].

 

     “Конфедеративное государство  (конфедерация) - (от позднелат. confoederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления”[Советский энциклопедический словарь. М. 2004. С.631.]  (Например: Швейцария).

 

    Данная форма государственного  устройства является также следствием  временного юридического союза  суверенных государств, созданного  для обеспечения их общих интересов. [Хропанюк В.Н. Теория государства  и права. М. 2006. С.123].

 

    В отличие от федеративного  государственного устройства конфедерация  характеризуется следующими чертами:

 

·       нет ни общих  государственных органов власти, ни единой армии, ни единой системы  налогов, ни единого государственного бюджета, а специальные объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических, экономических и др.);

 

·       сохраняется  гражданство членов конфедерации, хотя режим перемещения граждан между  их территориями значительно упрощен;

 

·       тем не менее, возможна договоренность о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также о единой кредитной  политике на период существования конфедерации;

 

·       конфедеративные  государства недолговечны, так как они либо распадаются по достижении общих целей (Германский союз 1815-1867гг., Австро-Венгрия 1867-1918), либо превращаются в федерации (США 1781-1787гг.)

Информация о работе Типология государств