Типология государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью изучения данной проблемы является рассмотрение исторических типов государств с точки зрения различных подходов (формационный и цивилизационный) и сделать выводы и преимуществах и недостатках каждого из типов государств.
Исходя из цели исследования, можно выделить несколько конкретных задач этой работы:
Изучить понятие «типология государства». Рассмотреть сходства и различия понятий «типология» и «классификация».
Рассмотреть исторические типы государств, с точки зрения различных подходов от начала их формирования до наших дней.
Описать выделяемые типы государств.
Охарактеризовать цели и задачи Российской Федерации как государства переходного типа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ
5
2. ВИДЫ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ
8
2.1 Типы государств согласно формационному подходу
10
2.2. Типология государств в цивилизационном подходе
13
3. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ПЕРЕХОДНОЕ ГОСУДАРСТВО
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
22

Файлы: 1 файл

Типология государств Шишкина КУРСАЧ.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Культурологические  и цивилизационные подходы. В  основе этого подхода лежит критерий цивилизованности общества. Цивилизация ( от греч. – гражданство, от лат. – право) не имеет однозначного определения. Н.Я. Данилевский определял цивилизацию как совокупность культурно-нравственных отношений, ценностей, которые определяли государственный и социальный строй общества [6, c. 586]. В основе цивилизационного подхода лежит высокий уровень развития культуры. Этот подход развивали Данилевский, Венгеров, Соловьёв. Обобщённую характеристику этой типологии дал Рене Давид в 1988 в своем труде «Основные правовые системы современности». Каждый из исследователей этого подхода выделял своё количество цивилизаций.

Либертально-юридическая  концепция типологии права и  государства. Согласно этой типологии  типы права и государства –  это основные исторические формы  признания и организации свободы людей, выражающие этапы прогресса и свободы. С позиций либертально-юридического понимания и толкования права и государства принципиальное значение имеет типология права и государства по тем критериям (основаниям), которые определяют специфику различных исторических форм признания людей в качестве субъектов права и государства (государственной власти). В государствах древнего мира индивид является свободным человеком и вместе с тем субъектом государства и права по этническому критерию. По своему типу государство и право древности было этническим. Преодоление рабства ведёт к становлению в средние века государства и права сословного типа. Прогресс свободы людей здесь состоит в том, что этнический критерий свободы уступает место сословному критерию свободы. При таком сословном типе права и государства каждый является субъектом права и субъектом государства именно в качестве члена определённого сословия. С преодолением феодализма в Новое время приходит индивидуалистический тип государства и права. При этом типе человек является субъектом права и государства как самостоятельный политический индивид, а не как член определённого этноса или сословия.  Современным (исторически последним на настоящее время) типом права и государства является правовое государство. Этот тип новейшего времени можно назвать гуманитарно-правовым, поскольку здесь каждый человек является субъектом прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав и свобод, которые составляют исходную основу действующего (позитивного) права и государства данного типа и обладают общеобязательной силой и значением. В рамках данного типа продолжают сохраняться государственно-правовые различия между человеком-гражданином и человеком-не-гражданином. Отмеченные типы права и государства - этнический, сословный, индивидуально-политический и гуманитарно-правовой – представляют собой исторически сменявшие друг друга формы и ступени роста в развитии человеческой свободы от древности до современности.

Хотелось бы более подробнее остановиться на формационном и цивилизационном подходах.

 

2.1 Типы государств согласно формационному подходу.

 

Как уже было сказано, в основе марксистской типологии  государства и права лежит  учение об общественно-экономических  формациях, разработанное К. Марксом  и Ф. Энгельсом с материалистических, пролетарско-классовых, коммунистических позиций. Формация – исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права.

Исторический  тип государства, согласно марксистско-ленинской  теории, выражает единство классовой  сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной  господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса (классов). Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

Формационный  критерий, лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства:  
рабовладельческое, феодальное и последнее – социалистическое, которое, теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление. 
Перечислим основные характеристики различных типов государств, выделяемых на основании данной концепции.

Рабовладельческое государство. Государства рабовладельческого типа возникли в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (VIII – VI вв. до н.э.) и в Древнем Риме (VI в до н.э). Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на  орудия и средства производства, но и на работников – рабов. Главные создатели материальных благ – рабы не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Их подневольный труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждением. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.

Феодальное  государство. Экономической основой  феодального государства выступала  собственность феодалов на землю  и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность  на землю служила основой социального  неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Такое государство, согласно марксистский теории, есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.

Буржуазное (капиталистическое) государство. Первые капиталистические  государства возникли более трех столетий назад. Установление буржуазной государственности, по сравнению с  феодальной, в своё время, стало огромным шагом вперед на пути исторического и социального прогресса. Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество состоит их двух основных классов – буржуазии (капиталистов) и рабочих (пролетариев), отношения между которыми, в следствии экономических, а следовательно и политических классовых интересов, носят антагонистический (непримиримый) характер.

Социалистическое  государство (Диктатура пролетариата). Основы учения о государстве диктатуры  пролетариата заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс [14] и В.И. Ленин [12]. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс черпали свои идеи из опыта Парижской Коммуны – первой попытке создания такого государства, а В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Политическая власть в таком государстве принадлежит пролетариату. Марксизм утверждает, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является государством, а становится отмирающим «полу-государством», которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением. Социалистический тип права – это высший тип правовой системы общества, диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс, служит классовым регулятором общественных отношений. В марксистском понимании исторический тип государства определяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи вводится понятие переходной государственности.

Переходное  государство – представляет собой  государственность, возникающую в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной, полуфеодальной, смешанной, капиталистической с элементами общественной собственности)  – экономическая основа этих государств.

Концепцию переходного  государства разработал В.И.Ленин. В  контексте развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности  перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию.  
Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание экономических, социальных, политических, идеологических, культурных предпосылок для перехода к социализму.

В отличие от эксплуататорских государств социалистическое государство представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные черты государства социалистического типа:

Все государства  данного типа базируются на общественной собственности на орудия и средства производства, на отношениях товарищеской взаимопомощи сотрудничества свободных от эксплуатации людей.

Социалистическое  государство – это политическая организация подавляющего большинства  населения, а по мере преодоления  классовых антагонизмов, и всего  народа.

Преимущества  формационной типологии:

Основоположники подхода смогли показать цикличность истории, неизбежную смену форм управления из-за появления новых общественных отношений.

Основоположники подхода выявили закономерность исторического процесса, что изменение  формы хозяйствования неизбежно  влечёт изменение формы правления.

Основоположники подхода показали особую роль экономики  в социальной структуре общества.

Недостатки:

Абсолютизация экономического фактора развития государства и общества, и недооценка культурного фактора.

Унификация  классовой структуры общества применительно  ко всем государствам.

Интеграция  обществ на классовые и бесклассовые, как основная причина смены формаций.

Это коммунистическая формация как утопия, как несуществующая и не существовавшая в истории.

Классово –  формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным. Типом государства называется «совокупность государств, развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы» [18, c. 23]

 

2.2. Типология государств в цивилизационном подходе.

 

При рассмотрении цивилизационного подхода нужно ссылаться на учение английского историка А.Дж. Тойнби [19], находившегося под заметным влиянием идей О. Шпенглера и его книги «Закат Европы». Тойнби говорит о нескольких десятках локальных, замкнутых цивилизаций и отрицает цивилизационное единство в человеческой истории. Каждая цивилизация отличается своей спецификой, имеет свои социальные и политические ценности, воззрения и устремления, свои государственно-правовые формы, и установления, словом, свои «ответы» на исторические «вызовы». Очевидно, что на основе подобного учения об автономных цивилизациях невозможно обосновать некую целостную типологию государства и права, построенную на едином, общем для всех цивилизаций, критерии. В учении Тойнби о различных цивилизациях, как и в учении Шпенглера о различных культурах, нет какого-то специального исследования проблем государства и права, на основе которого в юриспруденции можно строить теоретически и общеисторически значимую типологию государства.

Понятие цивилизации, лежащее в основе цивилизационной типологии государства, многозначно. Одни ученые это понятие отождествляют с понятием культуры, другие используют его для обозначения определенной ступени развития культуры, третьи противопоставляют данное понятие понятию варварства. Наиболее плодотворным, на мой взгляд, является определение цивилизации как эпохи в человеческой культуре, которая следует после эпохи варварства, но содержит варварство в себе, "в снятом виде", в виде "цивилизованного варварства» [12, c 17].

Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, проявляющиеся: 1) в отношениях между обществом (государством) и природой, 2) в межгосударственных отношениях, 3) в их взаимоотношениях с обществом. В соответствии с этим термин цивилизационный тип государства обычно употребляется в научной литературе в трех значениях, которые, однако, четко не различаются вследствие недостаточной разработанности цивилизационной типологии государства [11,  c.286]

Во-первых, понятием цивилизационный тип государства  обозначается совокупность признаков  государства, отражающих уровень и особенности культуры в сфере взаимодействия общества с природой. Особенности взаимодействия государства (общества) с природой определяются религиозными (идеологическими), географическими, этническими и технико-экономическими факторами. Все эти факторы по-своему влияют на цивилизационные характеристики государства, на его структурные особенности и функции. Однако среди названных факторов основными являются те, которые определяют уровень развития материальной культуры, т.е. технико-экономические факторы. Во-вторых, цивилизационный тип государства рассматривается в науке как категория, отображающая противоположные тенденции в развитии культуры в сфере межгосударственных отношений. В-третьих, термин цивилизационный тип государства обозначает определенные тенденции в развитии человеческой культуры во взаимоотношениях государства с обществом. В условиях товарного производства и обмена неизбежно существование двух тенденций развития взаимоотношения государства с обществом. Первая выражается в существовании различных авторитарных типов государства, в которых государство рассматривается как самоцель, а гражданское общество как казначей, всецело подчиненный ему и лишенный собственной воли [14, c. 137] Таковы военно-полицейские, деспотические и другие государства, поглощающие собой гражданскую жизнь людей, как общественную, так и частную. Вторая линия развития взаимоотношений государства с обществом в условиях современного капиталистического товарного производства выражается в усилении независимости общества от государства; она находит свое проявление в либеральных правовых государствах.

Информация о работе Типология государств