Типология государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью изучения данной проблемы является рассмотрение исторических типов государств с точки зрения различных подходов (формационный и цивилизационный) и сделать выводы и преимуществах и недостатках каждого из типов государств.
Исходя из цели исследования, можно выделить несколько конкретных задач этой работы:
Изучить понятие «типология государства». Рассмотреть сходства и различия понятий «типология» и «классификация».
Рассмотреть исторические типы государств, с точки зрения различных подходов от начала их формирования до наших дней.
Описать выделяемые типы государств.
Охарактеризовать цели и задачи Российской Федерации как государства переходного типа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ
5
2. ВИДЫ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ
8
2.1 Типы государств согласно формационному подходу
10
2.2. Типология государств в цивилизационном подходе
13
3. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ПЕРЕХОДНОЕ ГОСУДАРСТВО
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
22

Файлы: 1 файл

Типология государств Шишкина КУРСАЧ.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, упрощенно можно сказать, что  цивилизация — это уровень  развития общества. При этом учитываются  не только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический,       религиозный, культурный, географический и др. Различают западные и восточные цивилизации, а также западную христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации.

Среди достоинств данной классификации можно выделить  — системность анализа, а недостаток — нечеткость критериев классификации.

В основе той  или иной типологии права и  государства лежит, в конечном счёте, определенное понятие права и  государства, определённая теорико-концептуальная трактовка природы, сущности и назначения права и государства. Каково понятие права и государства, такова и их типология. И теоретически значимых типологий может быть столько же, сколько и теоретически значимых понятий (концепций) права и государства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ПЕРЕХОДНОЕ ГОСУДАРСТВО.

 

Под государством и правом переходного периода  понимается «их определённое,  межтиповое состояние,  возникающее у государства  и права при переходе от одного типа к другому» [15, c. 107].

В настоящее  время на переходном этапе своего развития от «несовершенного» социализма к капитализму находятся Россия, бывшие социалистические страны Восточной  Европы, республики Прибалтики и страны СНГ. По этому поводу высказана и  иная точка зрения, согласно которой основная цель, к которой стремится Российское государство —  переход от социалистического строя,  существующего в течение десятилетий, к новому правовому государству [17, c. 679 – 680]. Как видно, в современном российском обществе складывается новая социальная стратификация на базе новых экономических укладов. В этой связи возникают новые социальные слои (предприниматели и др.). Вместе с тем, сегодня представители высших властных структур, обществоведения и юриспруденции не могут назвать те определённые социальные группы, чьим интересам служит переходная социальная власть в современной России [26, c. 201]

В юридической  литературе обоснованно признаётся, что исторически исходный рубеж  любого переходного государства  – различные социальные потрясения в виде неудавшихся радикальных реформ, наступившего кризиса в обществе и др [15, c. 107 – 108]  Это проявляется в экономической отсталости страны,  значительном снижении уровня жизни людей,  нарастающей коррумпированности чиновников разных рангов, криминализации общества в целом, росте правонарушений, угрозе распада страны, в утрате доверия к прежней системе ценностей, ослаблении управляемости разными сферами общественной жизни и др.

Более конкретно  процесс эволюции государства и  права в современной России можно рассмотреть с учётом ряда определённых факторов.

Становление новой  государственности в России идёт параллельно с реформированием  экономических отношений. На эволюцию функций государства, изменение  его механизма,  структуры решающее воздействие оказали признание в законодательном порядке различных форм собственности, условий для конкуренции, ориентация регионов (республик, краев, областей) на развитие своего экономического потенциала. Как следствие этого —  была деформирована жесткая государственно-властная иерархия, основанная на плановой экономике.

Официальный курс Российского государства в условиях переходных преобразований характеризуется  эволюционностью,  т.е.  осуществлением постепенных,  а не кардинальных революционных изменений.  Об этом свидетельствуют приватизационная,    налоговая,  таможенная политика,     осуществление судебной, военной реформ и др.

Органическое  сочетание в государственно-правовом механизме переходного периода  элементов старого (постоянный рост численности служащих,  бюрократизм)  и нового (плюрализм мнений,  соответствие организации деятельности органов государственной власти конституции, законами, и  подзаконным нормативно-правовым актам).

Существенные  изменения в сфере системы  права, его действия. Это проявляется: а) в увеличении объёма правового регулирования (изменение круга регулируемых правом общественных отношений); б) в усилении роли закона, в сравнении с иными нормативно-правовыми актами,  в регулировании общественных отношений; в) в наличии многих коллизионных норм, т.е. норм, изданных по одному вопросу, но противоречащих друг другу, и др.

Переходное  состояние общества обусловливает  необходимость создания новых государственных  органов (Совет безопасности,  Государственный  совет, Полномочные представители  Президента в специальных округах) и внесение изменений в деятельность существующих государственных структур (Совет Федерации и др.). Отметим также существование различных, дублирующих друг друга государственных органов (Правительство и администрация президента и др.).

Переходное  государство в России характеризуется  некоторой рассогласованностью  баланса между законодательной, исполнительной, и судебной властями, доминированием в этом соотношении  исполнительной власти. Такое положение  объясняется объективными и субъективными факторами, прежде всего, природой и характером исполнительной власти. Имеется в виду её действенность, т.е. мобильность,  оперативность,  способность к быстрой концентрации усилий,  возможность использования финансовых и иных средств.  В числе субъективных предпосылок важное значение имеют профессиональные,        организационные и личные качества людей, реализующих исполнительную власть.

Обнаруживается  несовпадение формальной,  писанной конституции с реальной, жизненной  «конституцией» — самой жизнью со всеми её сложностями и противоречиями  (Конституционные положения,     характеризующие Россию как правовое государство, об альтернативной военной службе и др.). Имеет место так же отрыв многих федеральных и иных законов от реальной действительности (закон о приватизации и др.), это порождает утрату доверия к ним со стороны населения.

Перестройка трудовых отношений в изменившихся условиях на новый «партнёрский», конкурентноспособный настрой.

Введение в  систему образования и медицинского обеспечения, которые до этого были в исключительном ведении государства, наряду с публичными (государственными) элементами частных структур (вузы, поликлиники, действующие на коммерческой основе и др.).

 Деятельность,  свойственная для любого государства,  направленная на сохранение,  поддержание экономического,  политического,  социального,  военного потенциала страны, по защите национальных государственных интересов, по усилению гарантий, обеспечению и защите прав и свобод граждан.

Специфика переходного  периода Российского государства определяется и тем, что ему достались многие нерешённые общественные проблемы,  перешедшие от государственности прежнего «застойного» периода. Названное положение объясняет,  в частности,  то,  что темпы преобразований в экономической сфере значительно ниже, чем в области политической.

 Внутренние  изменения,  происходящие в России  на пути перехода от социализма  к капитализму,  неизбежно ведут  к изменениям и в отношениях  с внешним миром. Характер этих  изменений определяется следующими факторами: а) ослаблением позиций Российского «переходного» государства и оказание ему в этой связи развитыми Западными странами материального и иного содействия в проведении экономических и иных преобразований в России; б) сохранение Российским «переходным» государством самостоятельности во всех сферах жизни и обеспечения своей внешней независимости.

Переход государства  и правовой системы из одного качественного  состояния в другое отличается сложностью, представляет собой ряд взаимообусловленных  стадий, каждой из которых свойственны определённые черты. В научной литературе выделяют три этапа переходного периода Российского государства:

Первый этап представляет собой начальную ступень  образования переходной власти. Он включает: завладение определённой (элитной) группой реальными и главными рычагами государственной власти; декларирование основных принципов стратегии коренных преобразований; демонтаж наиболее оппозиционных институтов прежнего строя; закладывание основ новой правовой системы;  формирование новых, нередко временных органов переходной власти и др. [26, c. 136]

Второй этап — это конституирование нового строя, его своеобразное юридическое оформление.  В это время принимается конституция  страны,  проводятся выборы в новые  органы власти. С помощью конституционного законодательства, и, прежде всего, посредством самих конституций (федеральной и иных) создаются условия для нового конституционно-государственного общественного строя. Как видно, в конституциях всех постсоветских государств в косвенной форме содержится отказ от прежней концепции государства,  государственной власти и общественного строя. И одновременно в прямой форме декларируется и закрепляется новая концепция. Посредством конституционного законодательства переходного периода создаются условия для становления и развития экономической основы нового государственного строя.

Третий этап - этап устойчивого функционирования государства,        ориентированного на новые принципы организации функционирования государственной и общественно  – политической жизни. Можно сказать, что основной целью заключительного переходного этапа является формирование правового государства — одного из существенных достижений человеческой цивилизации.

Правовое государство  – это такая форма организации  деятельности государственной власти,  которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделения властей и взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина,  взаимная ответственность государства и личности.

В юридической  литературе предлагаются иные, как  правило,  более лаконичные формулировки правового государства. По мнению А.В. Малько,   «правовое государство  – такая организация политической власти, которая основана на праве, им ограничивается и через него реализуется» [13, c. 136, 137]. А.В. Якушев отмечает: «Правовым называется такое государство, чьё функционирование основано на праве и основным направлением деятельности которого является соблюдение,  обеспечение и защита прав и свобод человека» [23, c. 39]. В интересующем нас аспекте отметим:  понятие «правовое государство»  используется для обозначения желаемой перспективы, определённого идеала современной России в переходном состоянии. Принятие Конституции Российской Федерации 1993    г.  можно рассматривать как своеобразный ориентир реализации идеи правовой государственности.

В юридической  литературе высказано мнение о том, что по ряду формальных юридических  признаков Российская Федерация  относится к республике смешанного типа [7, c. 704]. К основным признакам смешанной (парламентско-президентской республики) относятся: а) президент (глава государства) избирается в результате всенародного голосования и наделён реально большими полномочиями; б)  наряду с президентом есть должность премьер-министра,  которому также принадлежит ключевая роль в механизме государства, в осуществлении государственной политики; в) и президент и парламент (Государственная дума) участвуют в формировании правительства; г)  правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка); д) исполнительная власть как бы «раздваивается» между двумя центрами: президент и его администрация с одной стороны, и премьер – министр и правительство – с другой. Как видно, названные признаки присущи форме правления в современной России. Известно, что форма государственного устройства — это территориальная организация государственной власти. Согласно ст. 1 Основного закона страны, Россия есть федеративное государство с республиканской формой правления [1]

Государства отличаются друг от друга не только определёнными  формами правления и государственного устройства,  но и своими режимами. Государственный режим —        это система приёмов,     методов,  способов осуществления  государственной власти в обществе [18, c. 182]

В юридической  литературе высказано суждение о  том, что у существующего ныне государственного режима России есть элементы авторитаризма [22, c. 37]. Назовём в этой связи следующие общие признаки авторитарного режима: а)  в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов; б)  представительные органы власти действуют, но не играют ведущей, приоритетной роли в обществе; в) отсутствие единой идеологии; г) отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни; д) доминирование исполнительной власти в системе иных ветвей власти; е) выборы в представительные органы власти отличаются в значительной степени формальным характером; ж) органы государственной власти видят в основном свою роль не в защите конституционных прав граждан, а, прежде всего, в службе президенту, его окружению и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Только с  помощью изучения теоретических  аспектов данной проблемы, можно сказать, что типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит разделение объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Типология государств – это их специфическая классификация, осуществляемая с позиции двух подходов – цивилизационного и формационного.

Классово –  формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным. Признавался только анализ общественной жизни только как составной части классовой общественно-экономической формации.

Учения цивилизационного подхода напротив, больше опираются на своеобразие культуры, религии, этническое самосознание, экономику, но, не вводя её в ранг единственно возможного подхода к данному вопросу. Такой подход не обращает внимания на важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития. Цивилизационный подход по своей сущности к изучению типов государств тоже не безупречен, но способен заменить подход формационный, но в определённом сочетании они, могут стать подходящей основой для научной классификации государств.

Сущность переходного  периода позволяет утверждать о  наличии специфических черт государства  данного типа, что позволяет отграничивать его от стабильно функционирующих государств. Исследование содержания переходного государства связано с изучением вопросов социальной природы общества, политической структуры общества,  функций и задач государства на данном этапе развития. Наблюдается постоянная ситуация нестабильности, периодически возникают кризисы в процессе оформления власти и выбора моделей развития государства, складывается новая стратификация общества на базе новых экономических укладов, возникают новые социальные слои и т.д. Переходное государство отражает трансформацию политической и правовой систем общества, гражданских институтов.

Информация о работе Типология государств