Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:00, курсовая работа
Целью изучения данной проблемы является рассмотрение исторических типов государств с точки зрения различных подходов (формационный и цивилизационный) и сделать выводы и преимуществах и недостатках каждого из типов государств.
Исходя из цели исследования, можно выделить несколько конкретных задач этой работы:
Изучить понятие «типология государства». Рассмотреть сходства и различия понятий «типология» и «классификация».
Рассмотреть исторические типы государств, с точки зрения различных подходов от начала их формирования до наших дней.
Описать выделяемые типы государств.
Охарактеризовать цели и задачи Российской Федерации как государства переходного типа.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ
5
2. ВИДЫ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ
8
2.1 Типы государств согласно формационному подходу
10
2.2. Типология государств в цивилизационном подходе
13
3. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ПЕРЕХОДНОЕ ГОСУДАРСТВО
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
22
Таким образом, упрощенно можно сказать, что цивилизация — это уровень развития общества. При этом учитываются не только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический, религиозный, культурный, географический и др. Различают западные и восточные цивилизации, а также западную христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации.
Среди достоинств данной классификации можно выделить — системность анализа, а недостаток — нечеткость критериев классификации.
В основе той или иной типологии права и государства лежит, в конечном счёте, определенное понятие права и государства, определённая теорико-концептуальная трактовка природы, сущности и назначения права и государства. Каково понятие права и государства, такова и их типология. И теоретически значимых типологий может быть столько же, сколько и теоретически значимых понятий (концепций) права и государства.
3. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАК ПЕРЕХОДНОЕ ГОСУДАРСТВО.
Под государством и правом переходного периода понимается «их определённое, межтиповое состояние, возникающее у государства и права при переходе от одного типа к другому» [15, c. 107].
В настоящее
время на переходном этапе своего
развития от «несовершенного» социализма
к капитализму находятся
В юридической литературе обоснованно признаётся, что исторически исходный рубеж любого переходного государства – различные социальные потрясения в виде неудавшихся радикальных реформ, наступившего кризиса в обществе и др [15, c. 107 – 108] Это проявляется в экономической отсталости страны, значительном снижении уровня жизни людей, нарастающей коррумпированности чиновников разных рангов, криминализации общества в целом, росте правонарушений, угрозе распада страны, в утрате доверия к прежней системе ценностей, ослаблении управляемости разными сферами общественной жизни и др.
Более конкретно процесс эволюции государства и права в современной России можно рассмотреть с учётом ряда определённых факторов.
Становление новой государственности в России идёт параллельно с реформированием экономических отношений. На эволюцию функций государства, изменение его механизма, структуры решающее воздействие оказали признание в законодательном порядке различных форм собственности, условий для конкуренции, ориентация регионов (республик, краев, областей) на развитие своего экономического потенциала. Как следствие этого — была деформирована жесткая государственно-властная иерархия, основанная на плановой экономике.
Официальный курс
Российского государства в
Органическое
сочетание в государственно-
Существенные изменения в сфере системы права, его действия. Это проявляется: а) в увеличении объёма правового регулирования (изменение круга регулируемых правом общественных отношений); б) в усилении роли закона, в сравнении с иными нормативно-правовыми актами, в регулировании общественных отношений; в) в наличии многих коллизионных норм, т.е. норм, изданных по одному вопросу, но противоречащих друг другу, и др.
Переходное состояние общества обусловливает необходимость создания новых государственных органов (Совет безопасности, Государственный совет, Полномочные представители Президента в специальных округах) и внесение изменений в деятельность существующих государственных структур (Совет Федерации и др.). Отметим также существование различных, дублирующих друг друга государственных органов (Правительство и администрация президента и др.).
Переходное государство в России характеризуется некоторой рассогласованностью баланса между законодательной, исполнительной, и судебной властями, доминированием в этом соотношении исполнительной власти. Такое положение объясняется объективными и субъективными факторами, прежде всего, природой и характером исполнительной власти. Имеется в виду её действенность, т.е. мобильность, оперативность, способность к быстрой концентрации усилий, возможность использования финансовых и иных средств. В числе субъективных предпосылок важное значение имеют профессиональные, организационные и личные качества людей, реализующих исполнительную власть.
Обнаруживается несовпадение формальной, писанной конституции с реальной, жизненной «конституцией» — самой жизнью со всеми её сложностями и противоречиями (Конституционные положения, характеризующие Россию как правовое государство, об альтернативной военной службе и др.). Имеет место так же отрыв многих федеральных и иных законов от реальной действительности (закон о приватизации и др.), это порождает утрату доверия к ним со стороны населения.
Перестройка трудовых отношений в изменившихся условиях на новый «партнёрский», конкурентноспособный настрой.
Введение в
систему образования и
Деятельность,
свойственная для любого
Специфика переходного периода Российского государства определяется и тем, что ему достались многие нерешённые общественные проблемы, перешедшие от государственности прежнего «застойного» периода. Названное положение объясняет, в частности, то, что темпы преобразований в экономической сфере значительно ниже, чем в области политической.
Внутренние
изменения, происходящие в России
на пути перехода от
Переход государства и правовой системы из одного качественного состояния в другое отличается сложностью, представляет собой ряд взаимообусловленных стадий, каждой из которых свойственны определённые черты. В научной литературе выделяют три этапа переходного периода Российского государства:
Первый этап представляет собой начальную ступень образования переходной власти. Он включает: завладение определённой (элитной) группой реальными и главными рычагами государственной власти; декларирование основных принципов стратегии коренных преобразований; демонтаж наиболее оппозиционных институтов прежнего строя; закладывание основ новой правовой системы; формирование новых, нередко временных органов переходной власти и др. [26, c. 136]
Второй этап
— это конституирование нового строя,
его своеобразное юридическое оформление.
В это время принимается
Третий этап - этап устойчивого функционирования государства, ориентированного на новые принципы организации функционирования государственной и общественно – политической жизни. Можно сказать, что основной целью заключительного переходного этапа является формирование правового государства — одного из существенных достижений человеческой цивилизации.
Правовое государство – это такая форма организации деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделения властей и взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.
В юридической
литературе предлагаются иные, как
правило, более лаконичные формулировки
правового государства. По мнению А.В.
Малько, «правовое государство
– такая организация
В юридической литературе высказано мнение о том, что по ряду формальных юридических признаков Российская Федерация относится к республике смешанного типа [7, c. 704]. К основным признакам смешанной (парламентско-президентской республики) относятся: а) президент (глава государства) избирается в результате всенародного голосования и наделён реально большими полномочиями; б) наряду с президентом есть должность премьер-министра, которому также принадлежит ключевая роль в механизме государства, в осуществлении государственной политики; в) и президент и парламент (Государственная дума) участвуют в формировании правительства; г) правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка); д) исполнительная власть как бы «раздваивается» между двумя центрами: президент и его администрация с одной стороны, и премьер – министр и правительство – с другой. Как видно, названные признаки присущи форме правления в современной России. Известно, что форма государственного устройства — это территориальная организация государственной власти. Согласно ст. 1 Основного закона страны, Россия есть федеративное государство с республиканской формой правления [1]
Государства отличаются
друг от друга не только определёнными
формами правления и
В юридической литературе высказано суждение о том, что у существующего ныне государственного режима России есть элементы авторитаризма [22, c. 37]. Назовём в этой связи следующие общие признаки авторитарного режима: а) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов; б) представительные органы власти действуют, но не играют ведущей, приоритетной роли в обществе; в) отсутствие единой идеологии; г) отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни; д) доминирование исполнительной власти в системе иных ветвей власти; е) выборы в представительные органы власти отличаются в значительной степени формальным характером; ж) органы государственной власти видят в основном свою роль не в защите конституционных прав граждан, а, прежде всего, в службе президенту, его окружению и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Только с помощью изучения теоретических аспектов данной проблемы, можно сказать, что типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит разделение объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Типология государств – это их специфическая классификация, осуществляемая с позиции двух подходов – цивилизационного и формационного.
Классово – формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным. Признавался только анализ общественной жизни только как составной части классовой общественно-экономической формации.
Учения цивилизационного подхода напротив, больше опираются на своеобразие культуры, религии, этническое самосознание, экономику, но, не вводя её в ранг единственно возможного подхода к данному вопросу. Такой подход не обращает внимания на важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития. Цивилизационный подход по своей сущности к изучению типов государств тоже не безупречен, но способен заменить подход формационный, но в определённом сочетании они, могут стать подходящей основой для научной классификации государств.
Сущность переходного периода позволяет утверждать о наличии специфических черт государства данного типа, что позволяет отграничивать его от стабильно функционирующих государств. Исследование содержания переходного государства связано с изучением вопросов социальной природы общества, политической структуры общества, функций и задач государства на данном этапе развития. Наблюдается постоянная ситуация нестабильности, периодически возникают кризисы в процессе оформления власти и выбора моделей развития государства, складывается новая стратификация общества на базе новых экономических укладов, возникают новые социальные слои и т.д. Переходное государство отражает трансформацию политической и правовой систем общества, гражданских институтов.