Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:28, реферат
В истории каждого из государств присутствуют некоторые стадии, постепенно сменяющие друг друга и имеющие свои особенности. Но можно найти общие черты, присущие каждому государству, развивающемуся в определенный период. Тем не менее, нельзя каждую отличительную черту присудить каждому государству, так как для этого необходимы индивидуальные причины, на которые повлияла государственная история, обычаи, традиции и даже географическое положение.
Введение………………………………………………………………………...3-4
I. Вехорев Ю.А. «Типология государства. Цивилизационные типы государства»……………………………………………………………………5-9
II. Цивилизационный подход к типологии государства по статье Вехорева Ю.А. «Типология государства. Цивилизационные типы государства»…………………………………………………………………10-12
III. Формационный подход к типологии государства по учебнику Мелехина А.В. «Теория государства и права»………………………….13-16
Заключение………………………………………………………………….......17
Список литературы…………………………………………………………….18
Правительство Российской Федерации
Национальный
Высшая школа экономики – Нижний Новгород
Факультет Права
Кафедра конституционного и административного права
Реферат
по дисциплине
на тему:
Типология государств
выполнил студент группы 12Ю1
Железнякова О.А.
научный руководитель
(проверил)
к.ю.н., доцент
Тенилова Т.Л.
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Вехорев Ю.А. «Типология государства.
Цивилизационные типы государства»………………………………………………
II. Цивилизационный подход
к типологии государства по статье Вехорева
Ю.А. «Типология государства. Цивилизационные
типы государства»………………………………………………
III. Формационный подход к типологии государства по учебнику Мелехина А.В. «Теория государства и права»………………………….13-16
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В истории каждого из государств присутствуют некоторые стадии, постепенно сменяющие друг друга и имеющие свои особенности. Но можно найти общие черты, присущие каждому государству, развивающемуся в определенный период. Тем не менее, нельзя каждую отличительную черту присудить каждому государству, так как для этого необходимы индивидуальные причины, на которые повлияла государственная история, обычаи, традиции и даже географическое положение.
Еще с древних времен великие философы пробовали найти нечто схожее в процессе формирования различных государств, понять по какому принципу происходит их классификация и выявить все типы государств.
Классификация формы государства – систематизация государства, которая относится к организации и устройству государственной власти.
Типизация государства - деление государств при помощи учета факторов развития народовластия как родовой сущности государства.
Типология является одним из действующих и распространенных способов познания государства и права в целом. Познание государства и права в свою очередь представляет собой одну из главных частей развития цивилизации и истории.
В зависимости от политического режима, принятого в определенном государстве, необходимо разделять на типы государства. Права и свободы гражданина почти во всех странах обладают высшей ценностью, и многие государства создали разумную программу для обеспечения их защиты.
В своей работе, я обращалась ко многим источникам. В их числе были: статья Вехорева Ю.А. «Типология государства. Цивилизационные типы государства», учебник по теории государства и права Мелехова А.В., а также сочинения великих людей, таких как К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин.
Прочитав учебные пособия по теории государства и права, мы можем выделить два основных подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный. Ниже мы рассмотрим подробнее эти подходы.
I. Верхов Ю.А. «Типология государства. Цивилизационные типы государства».
Типология - греческое слово, в переводе на русский язык означает учение о форме, идеале, образце, эталоне.1
Изучение форм государства значительно отличается от изучения типологии. В первом случае основное внимание уделяется территориальному устройству, организации и устройству верховной государственной власти и способов ее осуществления. Во втором случае акцент делается на подробном изучении демократии. Из этого можно сделать вывод о том, что, даже не смотря на взаимосвязь, типологию государства нельзя приравнивать к форме государства.
Вообще, изучение типов государства производится с философской и теоретической стороны. Складывание таких критерий, как общественный прогресс и разбирая понятие государство на основной смысл и полугосударство, исходящих из русла философии, можно различить формационные и цивилизационные типы государств.
Основой теоретической типологии является большое количество различных сторон родовой сущности государства, его понятий и значений.
Из сочинений Маркса и Энгельса известно, что лицом родовой сущности государства является народовластие, т.е. демократия, так как вся территория, где проживает народ, принадлежит ему, как и государственная власть, которая там существует.
Собственно государство – это единство трех его составных элементов: территории, населения и политической власти. Олицетворением этой целостности является как раз народ потому, что от него исходят остальные ветви.
Собственно теоретическая типизация государства включает в себя политологическую, естественно-историческую и социологическую типизацию государства.2
Политологическая типология в свою очередь делится на непосредственные типы государства и абстрактные. К непосредственным относят непосредственную монархию, непосредственную демократию и непосредственную аристократию.
Любая политическая власть берет свое начало на территории и частной собственности. Особенностью непосредственных типов государств является то, что власть и собственность отделены от общества с помощью перемещения их на общее политическое начало, которым управляет:
Следовательно, мы можем сделать вывод, что тип государства – обычное представление формы государства в какой-то период истории.
История развития непосредственных типов государства берет свое начало с появления непосредственных монархий – древневосточных деспотий.3
В самом деле, именно при изучении государства и права древневосточных стран, мы сталкиваемся с деспотизмом, где власть принадлежит одному лицу – деспоту, и другие лица не допускаются к управлению государством. Как правило, деспотия характеризовалась жестокостью и множеством запретов.
Второй, наиболее развившийся за всю историю тип государство – непосредственная демократия. Он сложился в эпоху античности. Для этого периода была характерна свобода, при которой каждый гражданин был в праве участвовать в делах государство, в том числе и осуществлять какую-либо власть, и отсутствие свободного вмешательства государства в личную жизнь.
Непосредственная аристократия в качестве специфического политического типа государства впервые возникла в классическом виде в Германии, в период средневековья.4
В этом государстве властью обладает земельный собственник (аристократ). Любая сфера в средневековье была основана по типу земельной собственности феодала и, можно сказать, имела политический характер.
В дальнейшем начали развиваться товарно-денежные отношения, и они не могли существовать вместе с феодальными междоусобицами и раздробленностью. И при борьбе политической власти с властью землевладельцев произошло отделение их друг от друга. Господствующей стала суверенная государственная власть.
Вследствие этого появляется абсолютная монархия. Все притязающие на суверенные права светские и духовные власти, все суверенные местные, территориальные, городские и провинциальные "особые власти" упраздняются.5
И в самом деле, происходит так называемый возврат к деспотическому государству. Абсолютная монархия привела к тому, что произошло отделение политического власти от частной собственности.
Абсолютная монархия образовала хорошие условия для развития товарно-денежных отношений. В результате, начало развиваться рыночное хозяйство, которое было не совместимо с частной земельной собственностью феодалов.
В дальнейшем начались буржуазно-демократические революции, которые привели к устранению абсолютной монархии и отделению законодательной власти от исполнительной. Это помогло свободно развиваться капиталистической частной собственности и капиталистическим товарно-денежным отношениям. В результате этого, государство отделилось от общества и стало абстрактным типом государства. Видимо, абстрактная демократия – первая стадия государства данного типа.
Но этого мало для возникновения развитого абстрактного государства. Также необходимо признание властью народа независимости частной собственности от любых других властей – исполнительной и законодательной. Это признание предоставляет основы для превращения государства из демократического в либеральное, а в будущем для государства с плюралистической демократической основой.
Главным инструментом организации общества и государства становятся юридические нормы.6
В результате деятельности юридических норм в государстве происходит бюрократизация общественности и государственного строя. Армия и чиновники в этом раскладе являются продуктом гражданского общества, основой которого признаются товарно-денежные отношения людей.
Таким образом, в рамках естественно-исторической типологии различаются два типа государства: религиозное (теистическое) и бюрократическое.7
Большое значение имеет
социологическая типология
Поэтому выделяют два социологических типа государства: демократическое и сословное.
Сословным называется такое государство, в котором юридически закреплены личная зависимость одной части общества (непосредственных производителей) от другой (частных собственников) и неравенство людей в зависимости от их происхождения, имущественного положения и рода занятий в системе общественного разделения труда.8
В свою очередь сословное общество состоит из слоев, в котором действуют свои законы, присутствуют своя мораль и ценности. Типичными чертами сословного государства принято считать отличное развитие ремесла и отсутствие технологий.
Демократическим в социологическом значении этого слова называется такое государство, в котором нет юридических различий людей по происхождению, имущественному положению и роду занятий и которое официально объявляет каждого человека лично свободным и независимым от другого человека.9
Кроме того, демократия должна уметь защитить себя и своих граждан и также не допускать распространения идеологий, которые не приветствуются обществом в целом.
Если рассматривать
сословное и демократическое
государство как сословные
II. Цивилизационный подход к типологии государства по статье Вехорева Ю.А. «Типология государства. Цивилизационные типы государства».
В фундаменте цивилизационной типологии лежит понятие цивилизация. В свою очередь это понятие имеет множество значений.
Наиболее плодотворным, на наш взгляд, является определение цивилизации как эпохи в человеческой культуре, которая следует после эпохи варварства, но содержит варварство в себе, "в снятом виде", в виде "цивилизованного варварства".10
Появление и развитие цивилизованного общества тесно взаимосвязано с периодом прогресса товарного производства.
Также можно рассмотреть три вида отношений, которые определяют характеристики государства со стороны цивилизационного подхода и лежат в основе этой типологии:
Соответственно, существует
и три различных понятия
Основные черты взаимосвязи общества с природой определяются идеологическими, географическими, этническими и другими причинами. Эти причины по-своему оказывают влияние на цивилизационные особенности государства. Но следует отметить, что среди названных факторов есть те, которые определяют степень прогресса материальной культуры. На основе таких технико-экономических факторах и их показателях основываются разные типы цивилизационного государства. К примеру, выделяют аграрное, индустриальное и постиндустриальное цивилизованное государство.