Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:21, курсовая работа
Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.
Если предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления, то предметом типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства - с классификацией его формы.
Введение
I. Понятие государства
1.1 Природа государства
1.2 Элементы государства
II. Типология государств
2.1 Проблема типологии государства
2.2 Подходы к типологии государств
2.2.1 Характеристика формационного подхода
2.2.2 Характеристика цивилизационного подхода
III. Типы государств согласно формационной теории
3.1 Рабовладельческое государство
3.2 Феодальное государство
3.3 Буржуазное государство
3.4 Социалистическое государство
3.5 Переходное государство
IV. Типы государств согласно цивилизационной теории
4.1 Место государства в первичной цивилизации
4.2 Место государства во вторичной цивилизации
V. Современная теория государства
Заключение
Список литературы
Сторонники этого аргумента
аргументируют это так: в основе
государства лежат
Каждое государство становится
полем борьбы двух видов воздействия
на него: формационного и
В работах А. Тойнби, С. Хантингтона и других выделяются те культурные и цивилизационные критерии, которые позволяют классифицировать различные типы государств. Например, у С. Хантингтона выделяются христианские, особенно православные, и мусульманские цивилизации, которые, по его прогнозу уже вошли в противостояние.
Такой подход наполняет конкретным
содержанием такие категории, как
«Восток-Запад» и «Север-Юг». Формационные
критерии мало что объясняют в
современных государственных
В формационной теории большое значение имеет типология государства, т.к. природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными особенностями. Понятие «тип государства» очень точно выражает исторически изменяющуюся природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства разных эпох истории. Тип государства - это система его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой.
С позиций формационной теории, тип
государства определяется тем, какому
классу оно служит, а значит, какому
экономическому базису. То есть тип
государства - это тесно взаимосвязанные
черты государства, соответствующие
определенной классовой структуре
общества, которая обусловлена
Согласно цивилизационному подходу социальная природа государства определяется духовными и культурными факторами. Тойнби пишет: «культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации.»11 Графский В.Г. - Всеобщая история права и государства, Учебник, М.: НОРМА - ИНФРА-М; 2000
Цивилизационный подход - это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.
Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:
1. Природа государства
2. Государственная власть как
центральное явление мира
3. Разнородность культур - во
времени и пространстве - позволяет
понять, почему некоторые типы
государств, соответствующие одним
условиям, останавливались в развитии
в других условиях. В сфере
государственной жизни особое
значение придается различиям,
вытекающим из своеобразия
Типология государств, в своем основании,
имеет общественно-
Рабовладельческое государство является
первым историческим типом государства,
возникшим в результате разложения
первобытнообщинного строя и
представляющим собой политическую
организацию экономически господствующего
класса рабовладельцев. Экономический
базис рабовладельческого общества
составляет полная собственность рабовладельцев
не только на орудия и средства производства,
но и на работников производства. Рабовладельческая
собственность - это первый вид частной
собственности. Рабовладельческое
государство - государство, охраняющее,
укрепляющее и развивающее
Государство было необходимо рабовладельцам для удержания в повиновении огромных масс рабов. Формационная теория относит к рабовладельческому типу государств помимо античных государств - Афинского и Римского - многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Индию и Китай. В качестве разновидностей рабовладельческого типа государства называют города-государства Древней Греции, получившие названия полисов, Римскую империю, возникшую в I веке до н.э., и Спарту. Но сейчас такой подход устарел11 Венгеров А.В. - Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 1999. Не рабы являлись там производительной силой, а общинники-земледельцы. По настоящему рабовладельческий строй существовал только в Древней Греции и Древнем Риме.
Простое наличие рабского труда не дает основания зачислить данное государство в разряд рабовладельческих, так как пришлось бы считать таковым и США в XVIII - IX веках (негры на плантациях), и СССР (ГУЛАГ и другие лагеря, каторжные стройки).
Рабство, как экономическое и юридическое состояние, имело место на определенных последующих этапах государства, но не было социально-экономической основой в процессе становления этого государства, не являлось результатом разложения первобытнообщинного строя. Произошло перерастание первобытного общества в раннеклассовые государства. Что же касается возникновения рабства на последующих этапах развития государственности в Афинах и Риме, приведшего к их становлению как рабовладельческих городов-государств, то это действительно уникальный процесс.
Феодальное государство - это второй
исторический тип государства. Его
экономический базис и основу
производственных отношений составляет
собственность феодалов на землю, как
главное средство производства, в
эпоху феодализма. Эта собственность
сочеталась с собственностью лично
зависимых от феодалов крестьян на
необходимые для обработки
К основным разновидностям феодального типа государства, например в Европе, формационный подход относит раннефеодальные государства (княжества, герцогства и др.), пришедшие им на смену абсолютистские государства и, наконец, свободные торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и др. Современные представления о феодальном государстве значительно более глубоки. Например, выделяется договорная взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимная система прав и обязанностей, в том числе обязанность сеньора содержать вассалов, и обязанность вассалов защищать сеньоров.
Буржуазное государство - это третий исторический тип государства, предусматриваемый данной типологией. Как надстройка над экономическим базисом оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего, ее основу - частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом.
Возникновение такого типа государства
означает движение вперед по сравнению
со средневековьем. Оно является частью
политической надстройки над таким
экономическим базисом, который
предполагает личную свободу работника,
его независимость как личности
от капиталиста. При капитализме
не применяются внеэкономические средства
принуждения к труду, как это
было в условиях предыдущих типов
государств. На последующих этапах
развития капитализма усиливается
регулирующая роль государства во всех
сферах общественной жизни. На стадии
империализма происходит перерастание
домонополистического капитализма
в государственно-
В рамках формационной теории это государство является сложным организмом, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями. Под давлением народа оно способно ограничивать его интересы. Все шире государство применяет метод либерализма и делает шаги в сторону развития политических прав.
Согласно формационной теории - это
высший и последний исторический
тип государства. Это организация
политической власти трудящихся во главе
с рабочим классом, важнейшая
организационная форма
1) Экономическую базу соц.
2) Социалистическое государство
с момента своего рождения
становится орудием
3) Социалистическое государство
имеет более широкую
Исходя из данной теории, социалистическое государство уже не есть государство в собственном смысле т.к. оно не является орудием власти. Фактически оно «полугосударство», выражающее волю и интересы большинства членов общества - рабочего класса.
3.5 Переходное государство
Исходя из основных исторических типов
государств, формационная теория утверждает,
что в рамках одного и того же
исторического типа государства, как
правило, существуют его разновидности.
Их возникновение при одинаковой
экономической и классовой базе
и классовой природе
Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример - государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периоды возникали и хотя недолго, но все же функционировали государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после второй мировой войны переходную природу имели восточно-европейские государства народной демократии, которые позже мирно эволюционировали в ту или иную разновидность социалистического государства.