Типы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.
Если предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления, то предметом типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства - с классификацией его формы.

Содержание работы

Введение
I. Понятие государства
1.1 Природа государства
1.2 Элементы государства
II. Типология государств
2.1 Проблема типологии государства
2.2 Подходы к типологии государств
2.2.1 Характеристика формационного подхода
2.2.2 Характеристика цивилизационного подхода
III. Типы государств согласно формационной теории
3.1 Рабовладельческое государство
3.2 Феодальное государство
3.3 Буржуазное государство
3.4 Социалистическое государство
3.5 Переходное государство
IV. Типы государств согласно цивилизационной теории
4.1 Место государства в первичной цивилизации
4.2 Место государства во вторичной цивилизации
V. Современная теория государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Понятие государства.docx

— 51.31 Кб (Скачать файл)

Необходимость ввести в формационную теорию понятие «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что  в рамках формационного подхода  оказывается затруднительно описать, объяснить и спрогнозировать  развитие конкретной государственности  у конкретного народа.

IV. Типы государств согласно  цивилизационной теории

Исторический процесс привел к  складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга  не только утвердившимися в них системами  ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом  государства.

В развитии цивилизации проходят несколько  этапов.

Первый этап - это локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, инкская, эгейская и др.).

Второй этап - это особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

Третий этап - это современная  цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время  только складывается и для которой  характерно совместное существование  традиционных и современных социально-политических структур.

4.1 Место государства  в первичной цивилизации

Существуют различные основания  для типологизации цивилизаций и их государственности. Такие как, хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и др. Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, которые проявляются11 Вехорев Ю.А. - Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 1999:

в отношениях между обществом (государством) и природой;

в межгосударственных отношениях;

в их взаимоотношениях с обществом;

Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации. Цивилизации де6лятся на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе.

Первичные цивилизации принимают  государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др. Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство - более чем государство. Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, раджи, микадо и т.д. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества.

4.2 Место государства во вторичной  цивилизации

Вторичные цивилизации - это западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, буддийская и др. В них проявилось отчетливое различие между государственной властью  и культурно-религиозным комплексом. Власть оказывалась уже не такой  всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных  цивилизациях. Но и в них, с цивилизационной точки зрения, государство было компонентом, во многом подчиненном культурно-религиозной системе.

Во вторичных цивилизациях положение  правителя было двойственным. С одной  стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в  качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой - он сам  не вправе нарушать эти заветы, иначе  его власть незаконна. Его власть - это служение, которое должно следовать  идеалу, и поэтому вторична.

V. Современная теория  государства

Современное понимание прогресса  государственности выдвигает на первый план качество жизни, положение  личности, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные  материальные условия, возможность  творческого самоутверждения, наличие  прав - эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса  государства. Как известно, положение  о том, что «человек - мера всех вещей» выдвинул философ Протагор. Его смысл: оценку деятельности государства можно  давать только в сопоставлении с  качеством жизни отдельного человека.

«Человеческое измерение» - это вполне конкретное направление в определении  прогресса государственности, измеряемое набором и качеством прав и  свобод, другими условиями жизни  человека. Кроме того, человек - это  не абстракция, а вполне реальная личность, более конкретная, чем те «классы» с их отношением к средствам производства, к собственности, которые населяют формационную теорию.

В современной теории государства  проявляется конкретный критерий прогресса  государственности. Борьба за качество жизни наполняет реальным смыслом  существование многих коллективных образований, конкретных личностей.

Наряду с экономикой, факторами, определяющими развитие государственности, существуют характер идеологии, социокультурные параметры общества, уровень духовности народа, его традиции, национальный характер, географическая среда, международное окружение и т.д. Именно из этого исходит цивилизационный подход к возникновению и развитию государства вообще.

Формационный подход трактует социальную историю как процесс развертывания  логического в историческом, таким образом, определяя для него единое основание - способ производства материальных и духовных ценностей. С этой точки зрения, цивилизационный подход представляется процессуальным.

Представляя собой собирательное  понятие, он означает ряд связанных  между собой и вместе с тем  относительно самостоятельных организационных  парадигм11 Плетников Ю. Цивилизационная и формационная триады // Свободная мысль, 1999, № 3. Так, с позиций общетеоретической парадигмы, цивилизация представляется как особый вид конкретного общества, основными признаками которого выступает наличие государственности и гражданского состояния. Философско-антропологическая концепция, являющаяся ядром цивилизационного подхода, позволяет наиболее наглядно представить принципиальное различие формационных и цивилизационных исследований действительности. Если формационный подход исходит из познавательной модели сведения индивидуального к социальному и его особенностью выступает исследование общественных структур, то цивилизационное видение предполагает иную модель - сведение социального к индивидуальному и его императивом является ориентация на исследование человека, его внутреннего мира и системы ценностей.

Характеристики двух основных исследовательских  позиций описания исторического  процесса дают представление о некоторых  его сущностных чертах. Принципиальное различие исследуемых процессов  делает выводы двух концепций уязвимыми.

Даже если представить весь процесс  развития человечества в виде цивилизионных волн, то все-таки встанет вопрос о том, в какую волну войдет вся имеющая место в современной науке цивилизационная триада? Она войдет в поле действия двух соприкасающихся волн: биологического уровня развития и поля разума. Если их воздействие можно принять за нулевой, то весь промежуток между импульсами их воздействия предстанет перед исследователем как переход от первого ко второму.

В отмеченных границах, возможно, выделить три градации. Первая система отсчета  строится на этнологических подходах, где доминантой является кривая этногенеза; на втором уровне преобладает социальная диагностика, так как его границами  может быть описана вся социальная история. Цивилизация как основа новой формы существования уже  единого человечества, взятого в  единстве материального и духовного, представляет собой одетое в социальные формы русло этнической реки, истоки которой покоятся в биологии, а  устье - вход в «царство разума» - Ноосферу. Это и является третьим уровнем.

В настоящее время говорят об информационном подходе к изучению типов государств, сформированного  на основе теории Юнга о типах личностей. Возникла гипотеза, согласно которой  типология стран может описываться  понятиями типологии Юнга. Однако нечеткость типологического описания ввиду его психоаналитической ориентации не позволяла адекватно описывать  типы наций или этносов и их особенности. Ситуация резко изменилась с развитием соционики и ее моделирующего аппарата. Так возникла этносоционика.

Все процессы, происходящие в обществе, можно представить в виде производства, циркуляции, обработки и распределения  информации. При этом формула К. Маркса, гласящая, что эпоха характеризуется  способом производства, заменяется следующей: эпоха или социально-экономическая  формация или стадия развития общества, цивилизации характеризуется способами  и формой получения и циркуляции информации в обществе. При этом информационная структура общества находится во взаимнооднозначном соответствии с методами получения этой информации, ее специфической (вещественной) формой и характером циркуляции в обществе как структурированной психоинформационной системе. С этой, кибернетической, точки зрения, все общества или живые системы подобны. Различие заключается лишь:

- в характеристиках вещественных  носителей информации и соответствующих  информационных систем общества. Это - структура экономической  формации.

- в инвариантах или структурах  систем переработки информации. Это - информационная структура  собственно этноса.

Таким образом, информационный подход объединяет экономические и этнокультурные, социально-политические структуры  в единое целое -- структуру этноса или государства, которые описываются  моделями интегральной соционики. Такая точка зрения дает возможность объяснить, почему развитие общества с ростом информации в нем движется к более информационным технологиям и промышленное общество уступает место информационному. Количество информации растет с усилением точности и степени дифференцированности регулирования и управления технологическими и энергетическими процессами11 Букалов А.В. - Интеграционная соционика. Типы коллективов, наций, государств // Соционика, ментология и психология личности, №5, 1998.

Заключение

В своей курсовой работе я изучил типы государств, согласно двум подходам - формационному и цивилизационному.

Как объясняет формационный подход, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической  формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий  из системы производственных отношений  и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся  общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В  общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.

Последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению  формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые более прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, меняются и надстроечные элементы, По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более высокому типу общественно-экономической формации.

Первый исторический тип государства - рабовладельческое государство, возникшее  в результате разложения первобытнообщинного  строя и представляющее собой  политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Второй тип государства - феодальное. Третий - буржуазное, предполагающее частную собственность на средства производства. Четвертый тип - социалистическое государство, где господствует общественная собственность и власть трудящихся. Еще один тип государства по теории Маркса - переходное государство, то есть разновидность государства в рамках одного и того же исторического типа, где господствуют сразу несколько классов.

В нашей стране долгое время доминировала формационная теория. Более того, наше государство считалось социалистическим, и одно его существование гарантировало  гражданам «светлое будущее» - коммунизм. Но этого не произошло, и этот факт говорит о наличии недостатков  и недоработок в данной теории.

Что касается цивилизационного подхода, то согласно ему, определяющими в развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти.

В развитии цивилизации проходят несколько  этапов. Первый - локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство. Второй - особенные  цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап - современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Современное понимание прогресса  государственности выдвигает на первый план качество жизни, положение  личности, которое обеспечивает государство. Кроме того, есть еще один подход к изучению государства - информационный, который объединяет экономические  и этнокультурные, социально-политические структуры в единое целое.

В заключение, если говорить о типе современного Российского государства, я бы отнес его к буржуазному  типу - по теории К. Маркса.

Список литературы

Букалов А.В. - Интеграционная соционика. Типы коллективов, наций, государств // Соционика, ментология и психология личности, №5, 1998.

Венгеров А.В. - Теория государства  и права, М.: Юриспруденция, 1999.

Вехорев Ю.А. - Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 1999.

Информация о работе Типы государства