Типы и формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 11:14, реферат

Описание работы

В этой работе мы рассмотрим Основные формы государства, дадим им краткие характеристики.
Государство – это прежде всего исторически сложившиеся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов, социальных групп и всего общества.
А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие формы государства и ее структура………………………………….4
2. Формы государственного правления………………………………………….5
2.1 Монархия………………………………………………………………………5
2.2 Республика…………………………………………………………………….8
3. Формы государственного устройства………………………………………..12
3.1 Унитарная…………………………………………………………………….12
3.2 Федеративная………………………………………………………………...14
3.3 Конфедеративная…………………………………………………………….15
4. Государственные режимы……………………………………………………17
4.1 Демократический…………………………………………………………….18
4.2 Тоталитарный……………………………………………………………..….19
4.3 Авторитарный………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………………....23

Файлы: 1 файл

политология реферат.docx

— 49.76 Кб (Скачать файл)

Республики делятся на:

  • парламентарные
  • президентские
  • смешанные

Парламентарная республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

К парламентарным республикам относятся Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и пр.

Президентская  республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти (правительства). Он свободен в назначении министров, ответственных перед ним.

Наиболее характерные черты президентской республики:

  • внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
  • ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
  • более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров. Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционирует законодательная и судебная власти. К президентским республикам относят США, большинство республик Латинской Америки и Африки.

Смешанная республика – форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Примеры смешанных республик – Россия, Франция, Португалия, Финляндия, Словакия, Сербия, Черногория,  и пр.

 

 

3. Форма государственного  устройства

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое показывает из каких частей состоит внутренняя структура государства; каково их положение и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой проживающей нации.

Форма государственного устройства показывает:

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • каково правовое положение этих частей, и каковы взаимоотношения этих органов;
  • как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
  • в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основных группы:

    • унитарное;
    • федеративное;
    • конфедеративное.

3.1 Унитарное государство

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

  • унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;
  • на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
  • составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;
  • унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
  • все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
  • имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти.

Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются узкой сферы управления.

В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначенным из центра чиновником. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль и, тем самым, с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия.

Унитарные государства могут иметь внутри себя автономию. Существует две ее разновидности – политическая автономия пользуется более широкими правами, обладает правом собственного законодательства. Административная автономия предполагает использование местного языка в школах, в судебном процессе, радиовещании и издание газет на местном языке, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов, и т.д.

Унитарная форма государственного устройства наиболее распространена в современном мире. Примеры унитарных государств: Испания, Норвегия, Польша, Казахстан, Алжир и пр.

 

3.2 Федерация

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства.

Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В отличие от унитарии она сложна и многолика и в каждом случае обладает уникальными специфическими способностями, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (Российская Федерация - хороший тому пример).

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий субъектов федерации (штатов, кантов, земель, республик и т.д.), которые в тоже время не обладают полным суверенитетом. Субъекты федерации не обладают правом сецессии (правом выхода из союза).
  • В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
  • Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, но она должна полностью соответствовать федеральной конституции.
  • Субъекты федерации имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы. Они имеют право издавать свои собственные законодательные акты, при условии их соответствия федеральному закону.
  • В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц (двойное гражданство).
  • Двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). Нижняя палата рассматривается как орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку , который в значительной мере определяет характер , содержание , структуру государственного устройства.

Примеры федераций – Российская федерация, США, Канада, Австралия, Германия  и пр.

3.3 Конфедерация

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов и достижения определенных целей (экономических, военных, политических, социальных и др.) позволяющих создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

 

В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

  • конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
  • конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
  • сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
  • государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Государственные режимы

Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе.

Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

В более узком значении слова политический режим характеризуется как совокупность способов и методов осуществления государственной власти (демократические и недемократические политические режимы).  
 
В современной политологии выделяют различные типы политических режимов. В качестве критериев классификации политических режимов чаще всего используются такие признаки, как:

  • наличие или отсутствие свободы политического выбора;
  • степень и реальное выражение плюрализма интересов;
  • методы властвования;
  • принципы взаимоотношений государства и гражданского общества;
  • уровень политических свобод;
  • наличие оппозиции;
  • тип политической культуры;

Информация о работе Типы и формы государства