Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 11:14, реферат
В этой работе мы рассмотрим Основные формы государства, дадим им краткие характеристики.
Государство – это прежде всего исторически сложившиеся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов, социальных групп и всего общества.
А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие формы государства и ее структура………………………………….4
2. Формы государственного правления………………………………………….5
2.1 Монархия………………………………………………………………………5
2.2 Республика…………………………………………………………………….8
3. Формы государственного устройства………………………………………..12
3.1 Унитарная…………………………………………………………………….12
3.2 Федеративная………………………………………………………………...14
3.3 Конфедеративная…………………………………………………………….15
4. Государственные режимы……………………………………………………17
4.1 Демократический…………………………………………………………….18
4.2 Тоталитарный……………………………………………………………..….19
4.3 Авторитарный………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………………....23
Исходя из этого выделяют три основных типа политических режимов:
4.1 Демократический режим
Демократия – власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.
Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.
Важнейшими признаками демократии являются:
В зависимости от того, как, каким образом народ осуществляет свое право на власть, можно выделить три основных способа реализации демократии.
Прямая демократия - весь народ (имеющие право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Такая форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например, для родовой общины.
Прямая демократия существовала и в античные времена в Афинах. Там главным институтом власти было Народное собрание, которое принимало решения и нередко могло организовывать их немедленное исполнение. Такая форма народовластия иногда походила на произвол и самосуд толпы.
Плебисцитарная демократия - народ принимает решение лишь в определенных случаях, например во время референдума по какому-то вопросу.
Представительная демократия - народ избирает своих представителей, а они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.
4.2 Тоталитарный режим
Тоталитаризм – политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др.
Историческая справка:
Термин «тоталитаризм» был введен в 20-е гг. критиками Б. Муссолини, но с 1925 г. он сам стал использовать его для характеристики фашистского государства. С 1929 г. этот термин стал употребляться и применительно к режиму, сложившемуся в СССР.
Тоталитаризм возник в XX в. как политический режим и как особая модель социально-экономического порядка, характерная для стадии индустриального развития, и как идеология, дающая четкие ориентиры развития «нового человека», «нового экономического и политического порядка». Это своего рода «реакция» масс на ускоренное разрушение традиционных структур, их стремление к единению и консолидации перед лицом пугающей неизвестности.
В таком состоянии массы становятся легкой «добычей» различного рода политических авантюристов (вождей, фюреров, харизматических лидеров), которые, опираясь на фанатизм своих единомышленников, навязывают населению свою идеологию, свои планы решения возникших проблем.
Для любого тоталитарного режима характерными чертами являются:
4.3 Авторитарный режим
Авторитаризм – политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.
Для авторитаризма характерны:
Политическая структура авторитарного режима не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, хотя формально все эти структуры власти могут существовать.
При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер. Существует также система выборов, но она выполняет показательно-фиктивную функцию. Результаты выборов, как правило, заранее предопределены и не могут повлиять на характер политического режима.
В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном активные противники режима. Люди, занимающие нейтральные позиции, не считаются врагами. Существуют определенные личные права и свободы, но они носят ограниченный характер.
Авторитаризм является одним из наиболее распространенных типов политической системы. По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Поэтому он возможен как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот, от демократии к тоталитаризму.
Заключение
Рассмотрев три стороны формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический и государственный режимы), можно увидеть, что они хоть и различны, но все же относятся к одному явлению, они обладают единством, органически связаны между собой, взаимообусловлены в их признаках. В зависимости от конкретно-исторических условий развития классовая борьба может развертываться вокруг той или иной стороны формы организации государственной власти. В определенных случаях на первый план внутриполитического развития может выдвигаться форма государственного устройства.
В ходе исторического развития государства содержание его меняется быстрее, чем форма, которая, несмотря на ее активную служебную роль, является более консервативной стороной явления. Существует объективное противоречие между новым содержанием и старой формой государства. Это противоречие решается в пользу содержания государства: форма претерпевает изменения в соответствии с потребностями нового содержания власти.
С научной точки зрения невозможно такое положение, при котором форма государства оставалась бы неизменной, несмотря на изменение содержания этого государства. Форма государства обслуживает вполне определенное содержание и прекращается с его ликвидацией. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения классового содержания государственной власти.
Список литературы
1. Алексеев С.С. Государство и право - М., 2003.
2. Алексеев С.С. Общая теория права - М., 2001.
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права - М.: Юрист, 1994.
4. Карацуба Т.К. Президент. Парламент. Правительство. Политико-правовой журнал. № 1. 2004.
5. Лившиц Р.З. Теория права - М.: БЕК, 1994.
6. Матвеевой Е.Ю. Курс: Политология. Юнита 2. М.: 2002.
7. Общая теория права и государства. Учебник. – М. 1994.
8. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова., А.В.Малько. Саратов, 1995г.