Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 17:23, доклад
На выбор формы государства огромное влияние имели цивилизационные факторы, которые обусловливали все характеристики государства. Так, наличие господствующей в обществе производственной технологии определяло характер отношений между властью и народом. Интенсивная технология, прогрессивное использование передовых приемов производства способствовали большей независимости отдельного члена общества, экстенсивная технология, попытки решать проблемы числом, а не умением - рабской зависимости от правителя. Соответственно в первом случае преобладали демократические формы правления, во втором - деспотические. В древности небольшие, изолированные друг от друга общины способствовали широкому участию народа в делах государства, выборности властей (греческие полисы - города-государства). Крупные страны с агрессивными соседями - отстранению народа от участия в государственных делах. Там, где из двух центров власти, унаследованной от первобытного общества (совет старейшин и народное собрание, с одной стороны, и вождь с дружиной - с другой), возобладал первый, чаще всего побеждала республиканская форма правления, вожди стали прообразом будущих монархов.
Главный признак данной формы правления - отсутствие у исполнительной власти ответственности перед парламентом за проводимую им политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закон. Для своей деятельности они не нуждаются в доверии парламента.
Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент может затормозить законодательную деятельность, налагая на принятые им законы отлагательное вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство в обеих палатах парламента. В свою очередь верхняя палата может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, кроме того, она ратифицирует подписанные президентом международные договоры.
Парламентарная республика. К этой форме правления относится все сказанное о парламентарной монархии, за исключением вопроса о главе государства.
Вместо слабого монарха мы наблюдаем при этой форме правления слабого президента, который в типичном случае выбирается либо парламентом, либо более широкой коллегией, включающей, наряду с парламентом, обычно депутатов парламентов субъектов федерации или региональных представителей самоуправления. Главный признак этого типа республики - политическая ответственность правительства перед парламентом. Ответственность эта зачастую солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.
Смешанная (полупрезидентская) республика. Такая форма правления сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает разным.
Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной политической ориентации.
В целом ряде стран такой формы правления президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется.
Информация о работе Типы монархической государственной власти