Типы правопонимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о том, что есть право, является, без сомнения, ключевым в теории государства и права, равно как и в юриспруденции вообще. Правопонимание — это цельная, взаимосвязанная концепция правовых идей, обладающих особым набором свойств. Многие видные юристы и философы обращались к этому вопросу с древнейших времен.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Типы правопонимания…………………………………………………6
Юридический позитивизм………………………………………………………..6
Нормативизм………………………………………………………………….…10
Теория естественного права…………………………………………………….12
Социологическая юриспруденция……………………………………………16
Историческая школа права……………………………………………………18
Психологическая теория права……………………………………………….20
Глава 2. Объективное и субъективное право: характер соотношения………24
Глава 3. Функции права…………………………………………………………32
3.1 Понятие функций права……………………………………………………35
3.2 Виды функций права………………………………………………………35
Заключение……………………………………………………………………...41
Литература………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

"Чистая" теория Кельзена является формальной  и универсальной теорией. Поэтому  она имеет дело с самыми  фундаментальными аспектами права  как такового, любой формы, в  любое время и при любых  обстоятельствах, без какой-либо примеси чуждых элементов морали и этики.

 Правовые  отношения содержат угрозу санкций  со стороны власти в ответ  на некоторые действия. Юридическая  норма представляет собой отношения  условия и следствия. Иначе  говоря, если совершено некоторое действие, то должно последовать некоторое следствие, и только в этом смысле право относится к сфере должного.

 Правовая  система состоит из иерархии  норм. Каждая норма вытекает из  высшей по отношению к ней  нормы. Самая главная норма,  из которой выводятся все правовые нормы, является вы сшей базисной нормой, grundnorm. Grundnorm не выводится чего бы то ни было, а берется в качестве некоторой первоначальной гипотезы. Какая-либо норма является действительной только благодаря тому факту, что она была принята в соответствии с определенным правилом, причем базисной нормой правового порядка является постулированное высшее правило, исходя из которого юридические нормы создаются или отменяются. Под действенной нормой мы понимаем ее существование, а не ее эффективность.

 Таким образом,  законы создаются и отменяются  действиями человека. Поэтому право  является позитивным феноменом.

 Право не  зависит от морали. Задачей правовой  теории является лишь исследование  отношений между базисной нормой  и другими юридическими нормами, а не оценка справедливости или несправедливости базисной нормы. Для теории Кельзена не имеет значения, какая именно норма принята той или иной правовой системой. Важно лишь, что такая базисная норма обладает минимумом эффективности, т.е. что она обеспечивает некоторый уровень послушания, поскольку эффективность всей юридической системы необходима для действенности ее отдельных норм.

Государственный и правовой порядок — это одно и то же, поскольку принудительное указание государства является тем  же самым, что и юридическое указание, и только единственное принудительное указание может быть действенным  в данный период времени в пределах одного сообщества.

 Предметом  теории государства и права  должно являться только действующее  право, ибо изучение всего остального  представляется позитивистам бессмысленным.  Теория государства и права  также должна изучать свойства  правовой действительности, которые связаны с государством.

 Недостатками  являются 1.) узконормативный характер  права 2.) признание того, что право  возникает только тогда, когда  возникает и государство, хотя  право и древнее государства  3.) игнорирование ценностной стороны  права; любая норма признается правовой.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ Л. И. ПЕТРАЖИЦКОГО

 Основано  на отождествлении права и  закона. Согласно этой теории  реальность состоит лишь из  физических объектов и живых  организмов, с одной стороны, и  психических феноменов — с другой. Воображаемые, вербальные и абстрактные объекты не имеют собственного существования как независимая реальность.

 Наблюдение  является фундаментальным методом  изучения всех явлений, принадлежащих  как к физическому, так и  духовному миру.

 Правовые  феномены появляются в сознании человека, когда он испытывает ощущения, связанные с правами и обязанностями в определенный момент времени. Самонаблюдение этих феноменов необходимо для их познания. Мы можем познавать только те психические феномены, которые сами испытывали на собственном опыте. Однако наши внутренние психические акты могут быть подвергнуты также и внешнему наблюдению, поскольку при коммуникации с другими людьми они выражаются в телесных движениях, таких, как жесты, речь и т.д. Наблюдая за подобными действиями других людей, мы полагаем, что они основаны на аналогичном психическом опыте.

 Таким образом,  Петражицкий считает, что научный  метод познания является объединенным  методом внутреннего и внешнего  наблюдения. В соответствии с  этим изучение права представляет собой исследование различных классов внешних проявлений правового опыта и различий между элементами этого опыта и проявлениями связанных с ними психических процессов. Этот метод может быть простым или экспериментальным. Экспериментальный метод так же применим к этим исследованиям, как и к изучению любой области психического опыта других людей.

 Эти позитивистские  и эмпирические основания приводят  Петражицкого к тому, что он  не рассматривает юридические  правила и абстрактные правовые  принципы в качестве решающего элемента для понимания правовых феноменов, а исследует действительные механизмы человеческого сознания, испытывающего чувство долга и правоты своих притязаний. Право и мораль присутствуют в нашем опыте, имеющем отношение к выполнению обязанностей. Они представляют собой психологический опыт человека, содержащий позитивную или негативную оценку и динамическое осознание долга. Негативная оценка происходит тогда, когда, обдумывая какое-либо действие или наблюдая его, мы испытываем отсутствие желания его совершить или отвращение к нему — чувства, вызванные властным мистическим влиянием, исходящим как бы от высшей силы. Позитивная оценка совершается тогда, когда во время такого обдумывания или наблюдения мы испытываем чувство одобрения и влечения, сопровождающееся толчком, импульсом или желанием совершить указанное действие, чувство, которое также исходит свыше от властной мистической силы.

 Поэтому  право или мораль являются  проекцией нашего правового или  морального эмоционального опыта.  Существуют эмоции двух видов: во-первых, это эмоции, направленные на конкретный, ясно обозначенный объект, как, например, эмоции влечения, в которых объект нас привлекает (т.е. голод, жажда), и эмоции отвращения, в которых объект нас отталкивает (страх); и, во-вторых, абстрактные или незаполненные эмоции, которые могут иметь отношение к самым разнообразным действиям в качестве стимула и объекта. Правовые, моральные и эстетические эмоции относятся к этой категории.

 Итак, по  теории Петражицкого, как право,  так и мораль принадлежат к области психики. Они различаются по разным типам эмоций. В моральном опыте присутствует лишь осознание долга, другими словами, властное желание воспрепятствовать приближающемуся действию, которое, однако, не сопровождается убеждением, что кто-то другой имеет право на его неисполнение, или властный импульс совершить некоторое действие, которое, однако не сопровождается убеждением, что кто-то другой имеет право на его исполнение. Примером этому может служить вопрос о том, подавать ли милостыню нищему. В правовом опыте чувство собственного или чужого долга сопровождается убеждением, что другой человек имеет на это право.

 Таким образом,  правовые эмоции являются императивно-атрибутивными  в отношении притязаний или  прав в одно и то же время. Поэтому если моральные обязательства носят общий характер, то правовые обязанности имеют тенденцию быть более конкретными в отношении должного. Исходя из этого, Петражицкий делает заключение, что моральных прав не существует вообще. Вся сфера справедливости (интуитивные законы) принадлежит праву, поскольку справедливость является процессом, происходящим в пределах правовой психологии. Дело заключается не в том, что моральные чувства влияют на юридические правила и изменяют их, как утверждают традиционные теории права, а в том, что эмоции интуитивного права производят изменения в позитивном и официальном праве.

 Последствием  того, что императивно-атрибутивный  характер рассматривается в качестве  отличительной черты права, явилось  распространение действия права на более широкую область, чем это традиционно принято. Как указывает Петражицкий, оно включает игры, спорт, поведение детей родителей и горничных в домашней обстановке, поведение учителей, правила общественного гостеприимства и этикета, религиозное право, отношения между членами криминальных групп, отношения между возлюбленными, друзьями и родственниками и т.п.

 На основе  императивно-атрибутивного опыта  Петражицкий делит право на  две категории: 1) интуитивное и  позитивное право и 2) официальное  и неофициальное право.

 Разделение  права на интуитивное и позитивное  охватывает императивно-атрибутивный  опыт, который является абсолютно  независимым от идеи каких-либо  властно нормативных фактов, таких,  как постановления, обычаи и  т.д.

 Интуитивное  право отличается от позитивного права не в том, что интуитивное право является желаемым или идеальным правом, а позитивное право реально существующим; различие состоит в том, относится или нет императивно-атрибутивный опыт к нормативным фактам. Содержание инту­итивного права является интеллектуальным и характеризуется отсутствием идеи нормативных фактов. Из этого следуют четыре вывода.

1) Содержание  интуитивного права индивидуально  разнообразно, поскольку это содержание  определяется индивидуальными условиями  каждой личности, хотя может случиться, что эти условия являются общими для некоторых индивидов, что ведет к сходству их интуитивного права. Позитивное право, с другой стороны, обладает единой структурой правил для больших или меньших человеческих сообществ, поскольку его содержание определяется представлениями о внешних фактах.

2) Указания  интуитивного права соответствуют  индивидуальным обстоятельствам  конкретной человеческой жизни,  в то время как указания  позитивного права держатся в  некоторых границах благодаря  предопределенной структуре взглядов, обычаев или решений, которые игнорируют индивидуальные особенности.

3) Интуитивное  право развивается постепенно  и симметрично, свободно варьируясь  и адаптируясь к изменяющимся  условиям, в то время как позитивное  право отстает от существующих в данное время духовных и экономических условий благодаря фиксации его положений нормативными фактами, являющимися фактами прошедшего времени.

 По теории  Петражицкого, право выполняет две  общественные функции, а именно: дистрибутивную функцию и организационную функцию. Дистрибутивная функция заключается в распределении предметов, имеющих экономическую ценность, главным образом посредством концепции собственности. Организационная функция заключается в придании некоторым лицам права издавать повеления и придании другим обязанности подчиняться этим повелениям.

 У психологической  теории права есть ряд существенных  недостатков: 1.) слишком расширена  граница права, и в его сфере  оказываются самые различные  отношения, включая спорт, игры  и т. д. 2.) не разработан и не указан научный критерий для определения положительных и отрицательных качеств интуитивного права. 3.) не учитывается то, что право — не только субъективное явление.

 Предметом  теории государства и права  в этом случае является человеческая психика, психология и ее тайны.

2.Понятие, сущность, функции и принципы права

 ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. Развитие концепций права 5

ГЛАВА II. Современная  концепция права 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

ВВЕДЕНИЕ

 Право – это один  из важнейших институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.

 На любой стадии  исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения – нормативный порядок. Без наличия соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.

 Соблюдение такого  порядка, в т.ч. путем официального  принуждения является признаком  и назначением всякой общественной  власти. Именно определенная нормативная  организация всего социума и упорядочение применения силы отличает официальную социальную власть от господства физической силы и непосредственного насилия. Однако наличие официальной власти ещё не означает наличие права. Право (оформленное в виде государственной власти) возникает тогда, когда в обществе появляются свободные и несвободные люди. Власть в первобытном обществе – это власть рода в целом, а не отдельных его членов. Свободные и несвободные индивиды появляются в процессе разложения рода.

 На смену институтам и нормам родовой власти приходят право и государство, как всеобщая и необходимая форма защиты свободы индивидов – субъектов права и государства и регулятора их взаимоотношений. Право и государство возникают и развиваются как две взаимосвязанные части единого по своей сути способа существования свободных людей. Под государством понимается такая форма официальной социальной власти, которая обеспечивает жизнь общества в соответствии с нормами права, т.е. можно сказать, в обществе без свободы нет права и нет государства. Конечно, наличие несвободных людей (объектов права и государства) не является их обязательным признаком. Исторический прогресс права как формы свободы привел к ликвидации института рабства, хотя фактическое неравенство не исчезло. Однако природа и сущность права, его основные принципы и назначение остались неизменными на всем протяжении его существования.

Информация о работе Типы правопонимания