Толкование норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Цель заключается в обеспечении правильного и единообразного понимания и реализации права.
Основными задачами этой работы являются:
-понять, сущность и значение толкования норм права;
-выяснить, какие существуют приёмы толкования и их классификация;
-узнать о результатах толкования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА
1.1 Понятие толкования норм права
1.2 Сущность и значение толкования норм права
2 СПОСОБЫ, ВИДЫ, СУБЪЕКТЫ И ФУНКЦИИ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА
2.1 Способы толкования норм права
2.2 Субъекты толкования норм права
2.3 Функции толкования норм права
2.4 Виды толкования норм права
3 АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 61.55 Кб (Скачать файл)

Доктринальное толкование производится учеными-юристами, специалистами в области права  в монографиях, научных комментариях, статьях и др. Результаты доктринального толкования публикуются в особых сборниках, содержащих научно-практические комментарии действующего в той или иной области законодательства. Этими комментариями пользуются практические работники.

В зависимости  от того, на какой стадии правового  регулирования осуществляется толкование, оно подразделяется на нормативное  и казуальное.

В ходе нормативного толкования дается официальное разъяснение  нормы в целом безотносительно ее реализации. Таковы, например, аутентическое и легальное толкования, осуществляемые при обобщении юридической практики.

При казуальном толковании норма интерпретируется применительно к конкретному  случаю. Это разъяснения, суждения о  применяемых нормах, содержащиеся в  решениях и определениях коллегий Верховного Суда по отдельным делам.

Виды толкования различают и по объекту толкования, которым может быть либо нормативный  акт в целом, либо отдельная норма. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. дается толкование указа Президента РФ от 30 ноября 1994 г. «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики». В постановлении же от 25 апреля 1995 г. содержится толкование ст. 34 ЖК РСФСР.

Объектом  толкования может быть не только нормативный, но и правоприменительный акт. Подобное толкование осуществляют, например, кассационные и надзорные инстанции. Толкование правоприменительных актов имеет свои особенности. Специфичным является и толкование договоров (ст. 431 ГК РФ).

Наконец, объектом толкования выступает и юридическая  практика. Так, рассматривая конституционность  ст. 209 УПК РСФСР, Конституционный  Суд в своем постановлении  от 13 ноября 1995 г. указал, что рассматриваемая  норма «по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, не соответствует положениям ст. 52 Конституции РФ.

 

2.3 Функции  толкования норм права

 

Толкование  как специфическая юридическая деятельность имеет особое значение для правового регулирования, является необходимым условием существования и развития права. Оно выполняет следующие функции:

1. Познавательная  функция. Она вытекает из самого  содержания, сути толкования, в ходе которого субъекты познают право, содержание правовых предписаний.

2. Конкретизационная  функция. При толковании правовые  предписания зачастую конкретизируются, уточняются с учетом конкретных  обстоятельств (особенно ярко  эта функция проявляется в  процессе функционального толкования).

3. Регламентирующая  функция. Толкованием в форме  официального разъяснения как  бы завершается процесс нормативной  регламентации общественных отношений.  Это означает, что граждане и  организации, а также органы  государства и должностные лица, применяющие право, должны руководствоваться  не только юридическими нормами,  но и актами их официального  толкования.

4. Правообеспечительная  функция. Некоторые акты толкования  издаются для обеспечения единства  и эффективности правоприменительной  практики. Таковы, например, разъяснения  Центризбиркома о порядке применения  норм Закона о выборах.

5. Сигнализаторская  функция. Толкование нормативных  актов позволяет обнаружить их  недостатки технического и юридического  характера. Это является «сигналом»  для законодателя о необходимости  совершенствования соответствующих  норм.9

В литературе была высказана интересная мысль о проспективном толковании, в ходе которого осуществляются: толкование, интерпретация, мысленная «обкатка» норм права на стадии их разработки.

В конечном счете, толкование как юридическая  деятельность служит задачам обеспечения  законности и повышения эффективности  правового регулирования. В современных  условиях его актуальность значительно  возросла. Это объясняется тем, что  в последние годы законодательство основательно обновилось, в нем появились  новые нормы и целые отрасли, разделы права (например, частное  право). Правотворчество теперь осуществляется на иных принципах, применяются новые юридические термины и конструкции, совершенно иной тип регулирования. В законодательной практике все шире используется зарубежный опыт. В этих условиях толкование и должно сыграть свою роль как важнейший инструмент познания, реализации и совершенствования права.

        

2.4 Виды толкования норм права

 

Официальное толкование. Это разъяснение, которое дают в официальном порядке государственные органы и должностные лица в рамках их компетентности. Такое официальное, властно-обязательное разъяснение может быть10:

а) нормативным;

б) лазуальным (индивидуальным). Нормативное толкование- официальное разъяснение, которое, как и норма права, обладает общим действием, т.е. распространяется на неопределенный круг лиц и на неограниченное количество случаев ("неисчерпаемость" разъяснения). Такое разъяснение неотделимо от самой нормы, не может применяться независимо от неё и разделяет её судьбу, т.е. в случае отмены нормы прекращает действие и в её разъяснение (хотя специальным актом действие разъяснения может быть распространено на новые нормативные положения)

К нормативному толкованию относятся:

1) аутентичное толкование, т.е. разъяснение, исходящее от того же органа, который издал толкуемую норму; например, в декабре 1992г. Съезд народных депутатов принял акт о стабилизации конституционного строя РФ и тут же, в эти дни принял постановление с толкованием указанного акта;

2) легальное толкование, т.е. разъяснение, исходящее от компетентного правотворческого органа в отношении акта, изданного другим органом, например, толкование положений Конституции Государственной Думой;

3) правоприменительное  нормативное толкование, т.е. нормативное  разъяснение, содержащееся в актах центральных юрисдикционных органов - органов правосудия (актах Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего арбитражного суда).11

Особо значимы  здесь акты Конституционного Суда, дающего нормативные разъяснения по конституционным вопросам. Верховный Суд и Высший арбитражный суд на основании обобщения юридической практики в ряде случаев вырабатывают правоположения, имеющие значение общих правил, призванных обеспечить надлежащее применение закона.

Казуальное (индивидуальное) толкование - официальное  разъяснение, обязательное только для  конкретного случая, для данного юридического дела. Такое индивидуальное толкование может быть выражено в специальных указаниях разъясняющего характера, которые в ряде случаев по тому или иному вопросу содержатся в актах кассационной и надзорной судебных инстанций. Вместе с тем, казуальное толкование может быть дано и в "скрытом виде" - в самом решении суда, иного правоприменительного органа по данному делу. Поэтому, для юридического толкования существенны не только прямые разъяснения высших юрисдикционных инстанций, но и все юрисдикционные. решения.

Решения высших судебных инстанций по конкретным делам в ряде случаев имеют значение судебного прецедента (прецедента применения закона), т.е. образца, типизированного примера понимания юридических норм и их применения к данным конкретным жизненным обстоятельствам.

Неофициальное толкование. Это - разъяснение, не имеющие формального, юридически обязательного значения, т.е. лишенные юридической силы.12 Влияние неофициального толкования зависит от уровня его компетентности, от его правильности и убедительности. Здесь нет авторитета власти, но есть власть авторитета.

По уровню компетентности авторитета, неофициальное толкование подразделяется на три разновидности:

а) доктринальное  толкование, т.е. разъяснения, комментарии, даваемые научными работниками, преподавателями, квалифицированными практиками в результате непосредственного теоретического анализа права, правовых концепций (доктрин). Глубокие, оправдывающие себя на практике и основанные на познании закономерностей права, его юридических особенностей обобщения юридической практики, доктринальные выводы науки служат важным ориентиром при толковании законов;

б) специальное  компетентное толкование, т.е. разъяснения, которые основаны на профессиональных знаниях в области политики и  права, в том числе толкование, осуществляемое юристами – практиками, прокурорами и судьями на приёмах граждан, консультантами в судах, работниками юридических служб адвокатами, редакциями юридических журналов в специальных консультациях и обзорах;

в) обыденное  толкование, т.е. пояснения и мнения в отношении законов, юридической практики, которые дают людям на основе житейского опыта, данных повседневной жизни, массового правосознания. Хотя в таком толковании нередко имеются заблуждения, опрометчивые, поверхностные суждения, надо видеть и то, что обыденное толкование порой не лишено здравого смысла, житейской мудрости, и оно существенно в случаях, когда представители населения, общественности ("улицы") принимают то или иное участие в решении юридических дел (в качестве народных заседателей или присяжных заседателей).13  

 

 

 

 

                           3 АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА

 

Официальное толкование дается в форме актов, которые издает соответствующий  компетентный орган.14 Юридическая сила актов официального толкования зависит от полномочий издающих органов. В этих актах наряду с разъяснениями могут содержаться самостоятельные нормы или индивидуальные веления. Тем самым оперативно устраняются неточности и неясности в нормативно-правовых актах, совершенствуется практика применения данных актов.

Акты официального толкования правовых норм (интерпретационные  акты) представляют собой, с одной  стороны, разъяснение содержания норм права, а с другой стороны, конкретизацию  и уточнение их предписаний. Особенность  интерпретационных актов состоит  в том, что они действуют в  единстве с теми нормативно-правовыми  актами, в которых содержатся толкуемые  юридические нормы.

Интерпретационные акты подразделяются в зависимости  от их содержания и сферы распространения.

Интерпретационные акты правотворчества. Будучи официальными разъяснениями действительного  содержания норм права, они в то же время являются источниками права, так как содержат конкретизирующие нормы.

Индивидуальные  интерпретационные акты. Это такие  акты, которые содержат указания по поводу применения правовой нормы к  конкретным жизненным обстоятельствам. В отличие от интерпретационных  актов правотворчества эта разновидность  актов официального толкования не является результатом правотворческой деятельности компетентных органов, а представляет собой своеобразную форму юридической  практики, форму обобщения опыта  применения юридических норм. Именно такого рода акты в полном объеме выполняют  функцию официального разъяснения  норм права, поскольку не связаны  с правотворческой деятельностью  компетентных органов.15

Неофициальное толкование — это разъяснение  смысла правовых норм, которое не носит  обязательного характера. Оно может  даваться любым гражданином или  исходить от общественной организации. Такое толкование необязательно  для тех органов или должностных лиц, которые применяют нормы права. Однако неофициальное толкование оказывает им значительную помощь в практике применения правовых норм. Особое значение для точной и правильной реализации норм права имеют высказывания крупных государственных и общественных деятелей о сущности и роли определенного закона в общественной жизни, о его практической направленности. Их разъяснения содействуют глубокому и всестороннему пониманию смысла закона, повышают уровень правосознания граждан, обеспечивают правильную реализацию требований закона.

Важным видом  неофициального разъяснения правовых норм является доктринальное (научное) толкование. Оно дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, квалифицированными учеными-юристами, опытными юристами-практиками в комментариях к законодательству, в научных работах, в статьях, лекциях, выступлениях и т. д.

Доктринальное разъяснение содержания правовых норм и практики их применения базируется на знании в глубоком понимании закономерностей  правового регулирования, роли права  в организации общественной жизни, в решении конкретных юридических  вопросов. Научные рекомендации помогают официальным органам совершенствовать правотворческую и правоприменительную  деятельность, приводить ее в соответствие с объективными закономерностями общественного  развития.16

Таким образом, толкование обеспечивает правильное и  единообразное понимание и применение норм права.17

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема толкования правовых норм остро стоит перед законодателями и правоприменителями. Нужно учитывать важность и специфику законодательной и правоприменительной работы, построения нормально работающей правовой системы, соответствующей принципам законности, равенства всех перед законом и судом, надо весьма осторожно подходить к решению проблемы толкования нормативных правовых актов. Это связано с тем, что используя механизм толкования с применением различных приемов и способов (логических, лингвистических и т.д.), можно наполнять толкуемую норму новым смыслом, не соответствующим первоначальной идеи, которая ставилась при ее разработке. Это может привести, с одной стороны, к резкому снижению качества законов (потому что всегда можно будет действовать по принципу « главное принять, а потом истолкуем как нужно»), а с другой - к осложнению правоприменительной практики, так как весьма непросто будет выяснять какая норма и в какой ситуации должна действовать.

Информация о работе Толкование норм права