Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 00:07, курсовая работа
Проблема толкования является одной из традиционных проблем юридической науки. Она имеет самостоятельное значение в процессе научного или обыденного познания государственно-правовой жизни. Необходимость четкого преставления о содержании действующих норм возникает в ходе правотворческой работы. Не издать новый акт, ни систематизировать имеющиеся нельзя без знаний подлинной воли законодателя, которая получила официальное выражение. Процесс толкования неизбежен при реализации правовых норм органами суда прокуратуры, арбитража, других государственных органов, при заключении сделок и договоров хозяйственными структурами, в деятельности партий, общественных объединений, при осуществлении гражданских юридически значимых действий и т.д.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ, НЕОБХОДИМОСТЬ И ЦЕЛИ ТОЛКОВАНИЯ 4
2. ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА 14
3. АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА: ПОНЯТИЕОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА 36
Установили, что существует два подхода к толкованию норм права – статический и динамический. При статическом подходе в качестве основы рассматривается стабильность и определенность права. При динамическом подходе - приближение закона к жизни, приспосабливая и корректируя его в необходимых случаях.
Цель толкования. Целью толкования нормативных актов, как правило, является не просто абстрактное понимание смысла правовой нормы ради чисто академических целей, а познание ее для того, чтобы правильно на ее основе решать конкретные жизненные случаи. Толкование законов и других нормативные актов является одним из средств укрепления законности, ее обеспечения. Как бы хорош закон ни был без правильного и глубокого его толкования невозможно укрепление законности. Недостаточно глубокое и правильное толкование норм права, и, следовательно, неправильное их применение способно привести к очень серьезным ошибкам при проведении закона в жизнь. Устранение ошибок понимания, создание условий надлежащей реализации права преследуют акты толкования. Толкование в правовом государстве должно служить цели правильного, точного, единообразного понимания и применения законов, цели выявления той сути закона, которую законодатель вложил в словесную формулировку, призвано противодействовать любым попыткам отойти от точного смысла правовых норм, противопоставлять под разными предлогами “буквальный” и “действительный” смысл этих норм. Основной идеей, которой должно быть проникнуто все учение о толковании нормативные актов, является идея всемерного укрепления законности, ее охраны. 7
В итоге установили цель. Целью толкования нормативных актов, является познание правовой нормы для того, чтобы правильно на ее основе решать конкретные жизненные случаи.
Функции толкования. Толкование правовых норм выполняет следующие функции:
Выявили 5 основных функций толкования: познавательная, конкретизационная, регламентирующая, правообеспечительная и сигнализаторская.
Причины и необходимость толкования права. Причины толкования норм права различны.
Сформулируем выводы, к которым мы пришли.
Специфика толкования норм права требует использования в этом процессе специальных процедур, технологий, приемов.
Под приемами толкования понимается совокупность средств, используемых для установления содержания норм права.
В литературе нет единого взгляда на классификацию приемов толкования.
Е.В. Васьковский выделил две стадии толкования :
В соответствии с этим он выделял два вида толкования :
А.Ф. Черданцев выделил в качестве самостоятельных способов
Он основывается
на том, что самостоятельный
способ толкования
Другие авторы, основываясь на то, что процессе любого толкования используются все законы и приемы логики не рассматривают логическое толкование в качестве самостоятельного приема. Нелогических толкований нет и быть не может.
С.С. Алексеевым в качестве самостоятельного приема выдвинуто специально-юридическое толкование. Другие авторы выделяют также телеологическое (целевое) толкование. 14
Основная классификация показана на схеме 1.
Схема 1
Виды толкования по субъектам
Официальное толкование.
Осуществляется компетентными в этой области государственными органами или уполномоченными на то общественными организациями. Основная цель официального толкования – обеспечить единообразное понимание содержания нормы и достижение его одинакового применения. Такое толкование является юридически значимым – это общеобязательная инструкция о том, как правильно применять определённую норму, и вызывает правовые последствия.
В Российской Федерации официальным толкованием права занимаются: высшие представительные органы, Конституционный суд РФ, Правительство РФ, отдельные министерства, государственные комитеты. Верховный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также соответствующие органы республик в составе России. Право официального толкования-разъяснения избирательного законодательства имеет Центральная избирательная комиссия. В ст. 125 п.5 Конституции РФ сказано, что: «Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации, Органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации» 15 В ст. 126 и 127 Конституции РФ сказано, сто Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ дают разъяснение по вопросам юридической практики в рамках своей юрисдикции. Толкование актов Правительства РФ осуществляется или самим в рамках его компетенции. Министерства и ведомства могут сами толковать свои акты. Генеральный прокурор РФ дает толкование юридических норм в своих приказах, инструкциях, письмах только для подчиненных ему прокуроров.
В зависимости от сферы распространения официальное толкование подразделяется на:
а) Аутентичное (авторское) толкование
– это разъяснение смысла правовой
нормы тем государственным
Если соответствующий государственный орган наделен правом издавать нормативные акты, то отсюда следует, что он вправе давать разъяснения этим актам. Необходимость аутентичного толкования вызывается, как правило, тем, что в практике тот или иной нормативный акт вызывает противоречивые мнения, разрешить которые не представляется возможным без обращения к тому органу, который этот акт издал. Нормотворческий орган придает обязательную силу одному из имеющихся или возможных толкований, воспроизводит содержание нормативного акта и тем самым предупреждает разноречивое его применение.
б) Легальное толкование производиться не самим органом, издавшим толкуемую норму, а другими государственными органами на основе предоставленных им полномочий. Оно может даваться в форме инструкций, разъяснений и должно проводиться в рамках компетенции органа производящего разъяснения. Его обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые подпадают под юрисдикцию органа, дающего толкование.
Например, для прокурорско - следственных работников имеют значения в этом плане директивные разъяснения и приказы Генерального прокурора, для работников милиции – приказы и инструкции, исходящие от министра внутренних дел РФ. 16
Заметим здесь, что судебный прецедент не признан в России официально источником права. Однако многие российские правоведы, ученые и практики, уже давно выступают за то, что бы его узаконить. Так председатель Конституционного Суда РФ М.В.Баглай во вступительной статье пишет: «Если бы у меня спросили, полезно ли было бы признание у нас прецедентных судебных решений, я бы в определенном смысле ответил положительно» . Более того, М.В.Баглай допускает возможность судебного правотворчества: «Совершенно очевидно, - полагает он, - что судейское усмотрение часто проявляет себя как форма правотворчества… Выбирая из нескольких законных вариантов решения дела один и устанавливая этот вариант в качестве единого обязывающего образца, судья тем самым создает новое право». 17