Толкование норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Проблема толкования является одной из традиционных проблем юридической науки. Она имеет самостоятельное значение в процессе научного или обыденного познания государственно-правовой жизни. Необходимость четкого преставления о содержании действующих норм возникает в ходе правотворческой работы. Не издать новый акт, ни систематизировать имеющиеся нельзя без знаний подлинной воли законодателя, которая получила официальное выражение. Процесс толкования неизбежен при реализации правовых норм органами суда прокуратуры, арбитража, других государственных органов, при заключении сделок и договоров хозяйственными структурами, в деятельности партий, общественных объединений, при осуществлении гражданских юридически значимых действий и т.д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ, НЕОБХОДИМОСТЬ И ЦЕЛИ ТОЛКОВАНИЯ 4
2. ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА 14
3. АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА: ПОНЯТИЕОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА 36

Файлы: 1 файл

РАСПЕЧАТАТЬ.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Установили, что существует два подхода к толкованию норм права – статический и динамический. При статическом подходе в качестве основы рассматривается стабильность и определенность права. При динамическом подходе - приближение закона к жизни, приспосабливая и корректируя его в необходимых случаях.

Цель толкования.    Целью толкования нормативных актов, как правило, является не просто абстрактное понимание смысла правовой нормы ради чисто академических целей, а познание ее для того, чтобы правильно на ее основе решать конкретные жизненные случаи. Толкование законов и других нормативные актов является одним из средств укрепления законности, ее обеспечения. Как бы хорош закон ни был без правильного и глубокого его толкования невозможно укрепление законности. Недостаточно глубокое и правильное толкование норм права, и, следовательно, неправильное их применение способно привести к очень серьезным ошибкам при проведении закона в жизнь. Устранение ошибок понимания, создание условий надлежащей реализации права преследуют акты толкования. Толкование в правовом государстве должно служить цели правильного, точного, единообразного понимания и применения законов, цели выявления той сути закона, которую законодатель вложил в словесную формулировку, призвано противодействовать любым попыткам отойти от точного смысла правовых норм, противопоставлять под разными предлогами “буквальный” и “действительный” смысл этих норм.  Основной идеей, которой должно быть проникнуто все учение о толковании нормативные актов, является идея всемерного укрепления законности, ее охраны. 7

В итоге установили цель. Целью толкования нормативных актов, является познание правовой нормы для  того, чтобы правильно на ее основе решать конкретные жизненные случаи. 

Функции толкования. Толкование правовых норм выполняет следующие функции:

  1. Познавательная функция. Следует из самого содержания, сути толкования, в ходе которого субъекты познают право, содержание правовых норм.
  2. Конкретизационная функция. При толковании правовые предписания часто конкритизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств.
  3. Регламентирующая функция. Толкованием в форме официального разъяснения как бы завершается процесс нормативной регламентации общественных отношений. Это означает, что граждане и организации, а так же органы государства и должностные лица, применяющие право, обязаны руководствоваться не только юридическими нормами, но и актами их официального толкования.
  4. Правообеспечительная функция. Некоторые акты толкования создаются для обеспечения единства и эффективности правоприменительной деятельности. Таковы, например, разъяснения Центризбиркома о порядке применения норм Закона о выборах.
  5. Сигнализаторская функция. Толкование нормативных актов позволяет обнаружить их недостатки технического и юридического характера. Это является «сигналом» для законодателя о необходимости совершенствования соответствующих норм. Например, весьма показательно и целесообразно толкование при коллизии правовых норм, когда разные нормы, с разным противоречивым содержанием регулируют одни и те же общественные отношения. В процессе толкования вскрываются не только сами противоречия, вызванные «столкновением юридических норм», но и их причины: ошибка законодателя, несвоевременное обновление законодательства, сохранение актов, фактически утративших законную силу (ФУСов), сохранение «старых» актов при принятии новых, конфликты норм международного и национального права и др.

Выявили 5 основных функций  толкования: познавательная,  конкретизационная,  регламентирующая,  правообеспечительная и сигнализаторская.

Причины и необходимость  толкования права. Причины толкования норм права различны.

  • Общий  и абстрактный характер нормы права – это позволяет охватить большое множество конкретных ситуаций, отношений, учесть и предвидеть которые законодатель не может, которые всегда отличаются друг от друга в том или ином аспекте. Разнообразие ситуаций порождает разнообразие вопросов юридического характера, ответы на которые даются  при помощи толкования.
  • Особенности формулирования норм права (краткость, специальная терминология и т. д.). Уяснение любого текста требует определенной мыслительной деятельности, связанной с пониманием данной знаковой системы — слов, предложений, их логической связи. Это отмечали еще дореволюционные исследователи. При толковании законов должны быть соблюдаемы правила, необходимые для понимания  как человеческой речи, так и литературного произведения. 8
  • Необходимость толкования вызывает также системность права, отсылки  к иным нормам, их смысловые связи с другими нормами. Другими словами, нормы права регулируют общественные отношения в определенной совокупности, между ними существуют определенные связи, вытекающие из их специализации. В связи с этим нередко содержание конкретной нормы права зависит от других норм. Последние, в свою очередь, могут расширять либо сужать содержание толкуемой нормы права. Именно поэтому игнорирование функциональных связей норм права, может привести к неверному пониманию содержания толкуемых норм.
  • Казусы
  • Коллизии (противоречие норм права, регулирующих  одни и те же общественные отношения.)
  • Краткость и лаконичность формулировок правовых норм
  • Пробелы в праве (отсутствие нормы права).
  • Недостатки законодательной техники. Средства юридической техники не всегда адекватно передают его мысль. Формулировки правовых актов иногда бывают неясными или расплывчатыми. Отсюда возникает необходимость в их правильной интерпретации.
  • Отдельные правовые акты могут быть неясными или противоречивыми. Так, в статье 105 Уголовного кодекса РФ убийство определяется как “умышленное причинение смерти другому человеку”. В соответствии с буквальной формулировкой нормы под данное понятие подпадает и смертная казнь, осуществленная в соответствии с законным приговором суда.
  • К уже названным основаниям можно также добавить истечение значительного времени со дня издания того или иного нормативного акта. Формулировки, выраженные в тех или иных нормативных предписаниях, зачастую ориентированы на определенные фактические ситуации, которые предвидел законодатель. Наука может формулировать новые юридические понятия и категории, используемые законодателем. Интерпретатор вынужден  обратиться к научным источникам, где находит готовый анализ тех или иных терминов норм права, оценочных понятий (тяжкие последствия, существенный вред, особо крупный размер, неустойка, штраф, залог, поручительство и т.д.), которые влияют на практику решения конкретных дел. 9 Вместе с тем при длительном действии нормативного акта возникают новые факты и обстоятельства, которые, хотя и охватываются данной нормой, однако не подпадают под буквальные формулировки акта.
  • В ходе проведения толкования уточняются не только общее содержание и назначение данной нормы, но и ее более конкретные элементы и обстоятельства, необходимые для осуществления правоприменительной деятельности. Устанавливаются основная цель принятия закона или нормативно-правового  акта, его роль или назначение, возможные последствия его применения. Выясняются условия применения данного акта, его место в системе законодательства и характер его взаимосвязей и взаимодействия с другими «прилегающими» к нему актами. Определяется тот смысл правого акта, который имел в виду законодатель. Достигается его точное и единообразное понимание и одинаковое на всей территории действия данного нормативно-правового акта применение.
  • Толкование, писал Н.М. Коркунов, «разъясняет смысл отдельных юридических норм».  Не выявив смысла нормы, нельзя ее и применять. Поэтому толкование есть, необходимое условие применению юридических норм. 10  Таким образом, необходимость толкования норм права очевидна. Толкование помогает законодателю и право - применителю выявить и устранить пробелы и противоречия в законодательстве. Оно также эффективно  в выявлении формально не отмененных, но фактически не действующих в силу исчезновения ряда прежних общественных отношений или по иным причинам правовых норм.

            Сформулируем выводы, к которым мы пришли.

  1. Толкование правовой нормы представляет собой сложное явление интеллектуально - волевого характера, направленное на познание и объяснение смысла права в целях их наиболее правильной реализации.11   То есть толковать право, значит, познавать и объяснять его смысл, цели, социальное назначение и практическую значимость.
  2. Необходимость толкования норм права обусловлена их признаками, особенностями форм выражения и функционирования.
  3. Задачей толкования права является получение знаний, в которых отражается действительное содержание норм права
  1. ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА

 

Специфика толкования норм права требует использования в этом процессе специальных процедур, технологий, приемов.

Под приемами толкования понимается совокупность средств, используемых для установления содержания норм права.

В литературе нет единого  взгляда на классификацию приемов  толкования.

Е.В. Васьковский выделил две стадии толкования :

  1. раскрытие словесного,  или буквального, смысла нормы
  2. определение действительного, внутреннего смысла .

В соответствии с этим он выделял два вида толкования :

  • словесное, которое также называется филологическим , буквальным, грамматическим, и
  • реальное, или логическое диалектическое, философское, телеологическое, идеологическое.   12

А.Ф. Черданцев выделил  в качестве самостоятельных способов

  1. грамматическое,
  2. систематическое ,
  3. логическое,
  4. историческое
  5. функциональное

 Он основывается  на том, что самостоятельный  способ толкования складывается  из совокупности конкретных специфических приемов. 13

Другие авторы, основываясь  на то, что процессе   любого толкования используются  все законы и приемы логики не  рассматривают логическое толкование в качестве самостоятельного приема. Нелогических толкований нет и быть не может.

С.С. Алексеевым в качестве самостоятельного приема выдвинуто  специально-юридическое толкование. Другие авторы выделяют также телеологическое (целевое) толкование. 14

Основная классификация  показана на схеме 1.

 

 

 

Схема 1

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды толкования по субъектам

Официальное толкование.

Осуществляется компетентными в этой области государственными органами или уполномоченными на то общественными организациями. Основная цель официального толкования – обеспечить единообразное понимание содержания нормы и достижение его одинакового применения. Такое толкование является юридически значимым – это общеобязательная инструкция о том, как правильно применять определённую норму, и вызывает правовые последствия.      

 В Российской Федерации  официальным толкованием права  занимаются: высшие представительные  органы, Конституционный суд РФ, Правительство РФ, отдельные министерства, государственные  комитеты. Верховный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также соответствующие органы республик в составе России. Право официального толкования-разъяснения избирательного законодательства имеет Центральная избирательная комиссия. В ст. 125 п.5 Конституции РФ сказано, что: «Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации, Органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации» 15  В ст. 126 и 127 Конституции РФ сказано, сто Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ дают разъяснение по вопросам юридической практики в рамках своей юрисдикции. Толкование актов Правительства РФ осуществляется или самим в рамках его компетенции. Министерства и ведомства могут сами толковать свои акты. Генеральный прокурор РФ дает толкование юридических норм в своих приказах, инструкциях, письмах только для подчиненных ему прокуроров.

В зависимости от сферы распространения официальное толкование подразделяется на:  

  1. Нормативное (аутентическое (авторское);  легальное (разрешенное, делегированное)) распространяется на все аналогичные случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормы,  и неопределенный круг лиц.  В свою очередь нормативное толкование, в зависимости от субъекта толкования, подразделяется на:

 

 а) Аутентичное (авторское) толкование – это разъяснение смысла правовой нормы тем государственным органом, который ее издал. Слово «аутентичный»  в переводе с греческого означает подлинный, действительный, основанный на первоисточнике. Полномочие на аутентичное толкование вытекает из правотворческого полномочия органа.

         Если соответствующий государственный орган наделен правом издавать нормативные акты, то отсюда следует, что он вправе давать разъяснения этим актам. Необходимость аутентичного толкования вызывается, как правило, тем, что в практике тот или иной нормативный акт вызывает противоречивые мнения, разрешить которые не представляется возможным без обращения к тому органу, который этот акт издал. Нормотворческий орган придает обязательную силу одному из имеющихся или возможных толкований, воспроизводит содержание нормативного акта и тем самым предупреждает разноречивое его применение.

б) Легальное толкование производиться не самим органом, издавшим толкуемую норму, а другими государственными органами на основе предоставленных им полномочий. Оно может даваться в форме инструкций, разъяснений и должно проводиться в рамках компетенции органа производящего разъяснения. Его  обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые подпадают под юрисдикцию органа, дающего толкование.

         Например, для прокурорско - следственных работников имеют значения в этом плане директивные разъяснения и приказы Генерального прокурора, для работников милиции – приказы и инструкции, исходящие от министра внутренних дел РФ. 16 

  1. Казуальное (индивидуальное) толкование (от слова «казус», конкретный случай). Оно осуществляется в связи с рассмотрением конкретного дела (казуса). Его необходимость возникает тогда, когда нижестоящие правоприменительные органы, по мнению вышестоящих органов, неправильно применяют нормы права к конкретным делам, допускают нарушение законодательства. Казуальное толкование имеет юридическую силу лишь по отношения к конкретному случаю.
  2. Судебное   толкование.   Как это видно из сочетания слов, осуществляется судебными органами и прежде всего Верховным Судом РФ, его Пленумом. Оно может быть как нормативным, так и казуальным. Среди судебного толкования особое значение имеет толкование права Конституционным Судом РФ, которому предоставлена исключительная прерогатива толковать Конституцию РФ и другие основополагающие акты. При этом Конституционный Суд в ходе толкования создает в отдельных случаях обязательные для всех заинтересованных лиц судебные прецеденты, выступающие уже источником права.

Заметим здесь, что судебный прецедент не признан в России официально источником права. Однако многие российские правоведы, ученые и практики, уже давно выступают за то, что бы его узаконить. Так председатель Конституционного Суда РФ М.В.Баглай во вступительной статье пишет: «Если бы у меня спросили, полезно ли было бы признание у нас прецедентных судебных решений, я бы в определенном смысле ответил положительно» . Более того, М.В.Баглай допускает возможность судебного правотворчества: «Совершенно очевидно, - полагает он, - что судейское усмотрение часто проявляет себя как форма правотворчества… Выбирая из нескольких законных вариантов решения дела один и устанавливая этот вариант в качестве единого обязывающего образца, судья тем самым создает новое право». 17 

Информация о работе Толкование норм права