Толкование норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 23:47, контрольная работа

Описание работы

Толкование норм права - это мыслительный процесс, включающий уяснение и разъяснение смысла и содержания норм права.В толковании выделяются два аспекта - внутренний - уяснение и внешний - разъяснение.
Сначала необходимо уяснить юридическое содержание нормы права, а затем необходимо объяснить данное понимание нормы права третьим лицам. Уяснение смысла нормы права - это толкование для себя, разъяснение смысла нормы права - это толкование содержания нормы права для других лиц.
Реализация права, включая правоприменительную деятельность, всегда сопровождается толкованием норм права. Существует множество причин, обусловливающих необходимость толкования права. Как и любая целенаправленная деятельность, реализация права объективно требует его сознательно-волевого осмысления. Кроме того, законодатель и субъекты, реализующие право, не совпадают в одном лице.

Файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 53.17 Кб (Скачать файл)

Нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях:

- указанных в законе;

- предусмотренных соглашением  сторон (ст. 163, 165 ГК РФ).

По общему правилу сделки совершаются в устной форме. Устные сделки составляют большинство сделок в повседневном имущественном обороте. Письменная форма сделок является исключением из общего правила и должна прямо предусматриваться законом или соглашением сторон.

42. Расторжение трудового  договора по инициативе работника.

Статья 80 Трудового кодекса, предоставляет право работнику расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе. О своем желании расторгнуть трудовой договор работник должен предупредить работодателя письменно не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен Кодекс о мили иным федеральным законом. Необходимо знать, что течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении. Данное положение отражает принцип свободы труда и свободы трудового договора. При расторжении трудового договора по инициативе работника не имеет значения вид трудового договора, будь то он срочный или заключенный на неопределенный срок.

Трудовой договор по соглашению работника, подавшего заявление об увольнении по собственному желанию, с работодателем может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.

В тех случаях, когда заявление работника об увольнении обусловлено невозможностью продолжения работы (прием его на очное обучение в вуз или другое образовательное учреждение, выход на пенсию, перевод супруга в другую местность и другие уважительные причины), а также при нарушении работодателем трудовых прав работника, условий трудового или коллективного договора, соглашения работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.

Если заявление об увольнении подал работник, не достигший 18 лет, об этом надо ставить в известность комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Статьей 40 Уголовно – исполнительного кодекса установлено, что осужденные к исправительным работам в течение срока их отбывания не могут быть уволены по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно - исправительной инспекции.

Следует отметить, что для некоторых категорий работников установлены иные сроки предупреждения об увольнении – как более длительные, так и более короткие. Например, статья 280 Трудового кодекса по которой, руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за один месяц. Работники, заключившие трудовой договор на срок до двух месяцев, а также работники, занятые на сезонных работах, обязаны в письменной форме предупредить работодателя о своем желании досрочно расторгнуть трудовой договор за три календарных дня.

Работник имеет право в соответствии со статьей 64 Трудового кодекса, до истечения срока предупреждения в любое время отозвать свое заявление, кроме случая, когда на его место приглашен в письменной форме из другой организации работник, которому нельзя отказать в приеме на работу согласно.

При предоставлении отпуска с последующим увольнением при расторжении трудового договора по инициативе работника этот работник имеет право отозвать свое заявление об увольнении до дня начала отпуска. По истечении срока предупреждения об увольнении работник вправе прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника, а также произвести с ним окончательный расчет. Поскольку предупреждение работника о предстоящем увольнении в порядке статьи 80 Трудового кодекса носит уведомительный характер, то предполагается, что работник осознанно принимает данное решение и подача заявления является его добровольным волеизъявлением. Если работник, уволенный в соответствии с собственноручно поданным заявлением, утверждает, что работодатель вынудил его подать заявление об увольнении по собственному желанию, то эти обстоятельства подлежат проверке и обязанность доказать их возлагается на работника. Нередко работодатели не обращают внимания на дату увольнения, ошибочно полагая, что наличие заявления об увольнении по собственному желанию позволяет им расторгнуть трудовой договор с работником в любое удобное для них время. Однако в случае, если срок предупреждения истек, трудовой договор не был расторгнут, а работник продолжает работать и не настаивает на увольнении, то действие трудового договора считается продолженным.

В тех случаях, когда заявление работника об увольнении по собственному желанию обусловлено невозможностью продолжения им работы(зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию либо иные уважительные причины, в силу которых работник не может продолжать дальнейшую работу, например направление мужа (жены) на работу за границу, к новому месту службы), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника. При этом необходимо иметь в виду, что нарушения, допущенные работодателем, могут быть установлены, в частности, органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, профессиональными союзами, комиссиями по трудовым спорам, судом.

52. Система арбитражных  судов Российской Федерации.

Базируясь на конституционных принципах правосудия, Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и принятый 5 мая 1995 г. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации установили правовой статус арбитражных судов, их место в судебной системе страны, детализировали структуру, состав, принципы организации и деятельности.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Образование, полномочия и деятельность, а также порядок судопроизводства в арбитражных судах устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Арбитражным процессуальным кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Система арбитражных судов состоит из четырех звеньев и включает: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т.е. арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров между предпринимателями (гражданско-правовые споры) и споры между предпринимателями и государством (административные споры), дела об административных правонарушениях, а также другие дела, возникающие из административных и других правонарушений, если их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов. При: рассмотрении подведомственных им споров арбитражные суды обеспечивают защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел. рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет, в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах, судебный надзор за. их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации включают вопросы, непосредственно связанные с осуществлением правосудия и с обеспечением организации деятельности системы  арбитражных судов страны.

В сфере правосудия Высший Арбитражный Суд рассматривает в первой инстанции: дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела об оспаривании ненормативных актов Президента, Правительства Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; разрешает экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Российской Федерации (ст. 34 АПК РФ); рассматривает в порядке надзора дела, решения по которым, принятые арбитражными судами любого уровня, вошли в законную силу (ст. 292 АПК РФ), а также пересматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в тех случаях, когда решения или определения по ним были приняты Высшим Арбитражным Судом (ст. 310 АПК РФ); изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законодательства, регулирующего отношения в экономической сфере, и дает разъяснения в целях обеспечения единства судебной практики.

Реализуя возложенную на него функцию по созданию условий деятельности арбитражных судов, Высший Арбитражный Суд принимает меры по кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; разрабатывает предложения по совершенствованию законов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда, Президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Пленум Высшего Арбитражного Суда решает важнейшие вопросы   деятельности арбитражных судов. В состав Пленума входят Председатель, заместители и все судьи Высшего Арбитражного Суда. В заседаниях  Пленума вправе принимать участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации и Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Генеральный прокурор, Министр юстиции, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители органов государственной власти Федерации и субъектов Российской Федерации, научных учреждений, других организаций и граждане. Пленум Высшего Арбитражного Суда;

-         рассматривает материалы изучения  и обобщения практики применения  законов и иных нормативных  правовых актов арбитражными  судами и дает разъяснения  по вопросам судебной практики;

-         решает вопросы о выступлении  с законодательной инициативой  и об обращении в Конституционный  Суд Российской Федерации о  проверке конституционности законов;

-         утверждает по представлению  Председателя членов судебных  коллегий и председателей судебных  составов Высшего Арбитражного  Суда, а по представлению председателей  федеральных арбитражных судов  округов арбитражных апелляционных  судов и арбитражных судов  субъектов Российской Федерации — судей, входящих в состав президиумов соответствующих судов;

-         решает вопросы образования постоянных  судебных присутствий в  составе  апелляционных арбитражных судов  и арбитражных судов субъектов  Российской Федерации.

Порядок работы Пленума Высшего Арбитражного Суда подробно детализирован регламентом арбитражных судов. В нем, в частности, устанавливаются порядок и сроки подготовки проектов документов, вносимых на рассмотрение Пленума, докладчики и время выступлений, процедура участия Генерального прокурора и его заключения и другие вопросы.

В соответствии с действующим законом постановления Пленума принимаются открытым голосованием, большинством голосов присутствующих членов Пленума и подписываются Председателем Высшего Арбитражного Суда. Постановления Пленума, по вопросам своего ведения, обязательны для арбитражных судов Российской Федерации.В полномочия Пленума Высшего Арбитражного Суда не входит рассмотрение конкретных арбитражных дел. Эту функцию выполняет Президиум Высшего Арбитражного Суда.

Президиум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя, заместителей Председателя и председателей судебных составов  Высшего Арбитражного Суда. По решению Пленума в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда. В заседаниях. Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор Российской  Федерации.

Основное полномочие Президиума Высшего Арбитражного Суда  рассмотрение дел в порядке надзора по проверке вступивших в силу судебных актов арбитражных судов Российской Федерации. Кроме того,  Президиум рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует все арбитражные суды.

Президиум Высшего Арбитражного Суда собирается Председателем по мере необходимости. Решения принимаются открытым голосованием большинством голосов, постановления подписываются Председателем Высшего Арбитражного Суда. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда возглавляют заместители Председателя Суда. Их основная обязанность — рассмотрение дел по первой инстанции. В судебных коллегиях образуются судебные составы, которые формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда во главе с утверждаемыми Пленумом председателями судебных составов.

Помимо рассмотрения дел в первой инстанции судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

Председатель Высшего Арбитражного Суда является судьей и осуществляет все процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом.

В организационном плане Председатель Высшего Арбитражного Суда созывает Пленум и Президиум и председательствует на их заседаниях, осуществляет общее руководство аппаратом Суда, распределяет обязанности между заместителями, представляет Высший Арбитражный Суд в сношениях с государственными, общественными и иными органами.

Председатель Высшего Арбитражного Суда вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации.

Информация о работе Толкование норм права