Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:56, контрольная работа
2. Дайте определение толкований норм права и объясните, чем обусловлена его необходимость. Осуществите толкование пяти статьей Конституций Российской Федераций (по выбору) с точки зрения телеологического, функционального, систематичного, специонально-юридического способов толкования.
Статья 21 Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
http://az-design.ru/Projects/
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну,
защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных
и иных сообщений. Ограничение этого права
допускается только на основании судебного
решения.
Комм. Кашепов В.П.
Право на неприкосновенность
частной жизни означает
Отношения между людьми в сфере личной
жизни регулируются в основном нормами
нравственности. Право на неприкосновенность
частной жизни, на личную и семейную тайну
как юридическая категория состоит из
ряда правомочий, обеспечивающих гражданину
возможность находиться вне службы, вне
производственной обстановки, вне общественного
окружения в состоянии известной независимости
от государства и общества, а также юридических
гарантий невмешательства в реализацию
этого права.
Право на частную жизнь выражается в свободе
общения между людьми на неформальной
основе в сферах семейной жизни, родственных
и дружественных связей, интимных и других
личных отношений, привязанностей, симпатий
и антипатий. Образ мыслей, политическое
и социальное мировоззрение, увлечения
и творчество также относятся к проявлениям
частной жизни. Частная жизнь граждан,
личная и семейная тайна, честь и доброе
имя находятся под защитой и охраной закона.
Эти положения российского законодательства
находятся в полном соответствии с Европейской
конвенцией о защите прав человека и основных
свобод (ст.8), которой провозглашается
право каждого на уважение его личной
и семейной жизни, неприкосновенность
жилища и тайну переписки. Недопустимо
вмешательство органов исполнительной
власти в пользование этим правом, за исключением
случаев, предусмотренных законом.
Право на частную жизнь гарантируется
такими конституционными и иными правовыми
установлениями, как неприкосновенность
жилища (ст.25
Конституции), возможность беспрепятственного
общения с другими людьми посредством
почты, телеграфа, телефона и других средств
коммуникации, право распоряжаться семейным
бюджетом, личной и частной собственностью,
денежными вкладами, тайна которых гарантируется
законом. Исключения из этого общего правила
могут предусматриваться лишь федеральными
законами (см. комментарий
к ст.24).
Конституция гарантирует каждому свободу
совести, свободу вероисповедания, право
свободно выбирать, иметь и распространять
религиозные убеждения и действовать
в соответствии с ними, т.е. отправлять
обряды религиозных культов (ст.28). В связи с этим возникает необходимость
оградить граждан от разглашения сведений
личного характера, доверенных священнослужителю
на исповеди. Тайна исповеди — гарантия
неприкосновенности личной жизни верующих.
Духовное лицо не подлежит ответственности
за недонесение о преступлении, ставшем
ему известным из исповеди. Уголовное
дело не может быть возбуждено, а возбужденное
подлежит прекращению в отношении священнослужителя
за отказ от дачи показаний по обстоятельствам,
известным ему из исповеди (п.11 ст.5 УПК).
К профессиональным тайнам, обеспечивающим
неприкосновенность частной жизни, т.е.
доверенным представителям определенных
профессий для защиты прав и законных
интересов граждан, помимо тайны исповеди
относятся медицинская тайна, тайна судебной
защиты, тайна предварительного следствия,
усыновления, нотариальных действий и
некоторых записей актов гражданского
состояния, коммерческая тайна.
Работники нотариальных контор обязаны
хранить в тайне сведения о личной жизни
граждан (содержании завещания, акта дарения
имущества и т.п.). Не допускается разглашение
самого факта обращения гражданина к нотариусу.
Выдача справок о нотариальных действиях
и документов допустима лишь по требованию
судьи, прокуратуры, органов следствия
в связи с находящимися в их производстве
уголовными и гражданскими делами.
Закон гарантирует гражданину конфиденциальность
сведений, составляющих врачебную тайну
(п.6 ч.1 ст.30, ст.61 Основ законодательства
об охране здоровья граждан). В содержание
врачебной тайны включаются данные: о
факте обращения за медицинской помощью,
о диагнозе болезни и лечении, его методах,
о состоянии здоровья лица, обратившегося
за помощью (его физических и психических
недостатках, интимных связях и т.п.).
Адвокатской тайной являются сведения
об обращении за юридической помощью,
сведения о преступлении, соучастниках,
личной жизни обвиняемого, полученные
адвокатом из материалов уголовного или
гражданского дела, в ходе защиты, о переписке
обвиняемого с адвокатом. Адвокат не может
допрашиваться как свидетель об обстоятельствах,
ставших ему известными в связи с выполнением
обязанностей защитника или представителя
(п.1 и 3 ст.72УПК). Эти положения
закона создают условия для полного доверия
к адвокату и беспрепятственного обращения
к нему за помощью.
Не подлежат разглашению и записи актов
гражданского состояния. К сфере личной
жизни граждан относится тайна усыновления
(ст.139 СК). Ответственность за ее разглашение
предусмотрена уголовным законом (ст.155 УК).
Таким образом, право на неприкосновенность
частной жизни складывается из ряда норм
различных отраслей права. Неприкосновенность
частной жизни граждан — один из элементов
правового статуса гражданина. Охрана
правового статуса гражданина требует
наличия ряда предпосылок: законодательного
закрепления соответствующих прав и обязанностей;
обеспечения реализации правового статуса
юридическими гарантиями; наличия специального
правоохранительного аппарата.
Основные черты института неприкосновенности
частной жизни граждан получили отражение
в ст.12 Всеобщей декларации прав человека,
согласно которой «никто не может подвергаться
произвольному вмешательству в его личную
и семейную жизнь, произвольным посягательствам
на неприкосновенность его жилища, тайну
его корреспонденции или на его честь
и репутацию. Каждый человек имеет право
на защиту закона от такого вмешательства
или таких посягательств».
Неприкосновенность частной жизни означает
запрет государству, его органам и должностным
лицам вмешиваться в личную жизнь граждан,
право последних на свои личные и семейные
тайны, наличие правовых механизмов и
гарантий защиты чести и достоинства граждан
от любых посягательств. От уровня гарантированности
сохранения тайн личной жизни граждан
зависят степень свободы личности в государстве,
демократичность и гуманность существующего
в нем политического режима.
К личным тайнам относится также тайна
почтово-телеграфной корреспонденции
(переписки, иных почтовых отправлений,
телефонных переговоров и иных сообщений).
Особенностью здесь является то, что гражданин
доверяет почте и телеграфу не само содержание
переговоров, а лишь пересылку корреспонденции
или техническое обеспечение телефонных
переговоров.
Гарантии сохранения личных и профессиональных
тайн предусмотрены законом. Так, обыск,
выемка, осмотр помещения у граждан, наложение
ареста на корреспонденцию и выемка ее
в почтово-телеграфных учреждениях могут
производиться только на основаниях и
в порядке, установленных уголовно-процессуальным
законом (ст.12 УПК). При этом
следователь обязан принимать меры к тому,
чтобы не были оглашены выявленные при
обыске и выемке обстоятельства интимной
жизни лица, занимающего обыскиваемое
помещение, или других лиц.
Осмотр жилого помещения должен производиться
только с согласия проживающих в нем лиц
или на основании судебного решения. Если
указанные лица возражают против осмотра,
следователь выносит мотивированное постановление
о возбуждении перед судом ходатайства
о производстве осмотра. Постановление
подлежит рассмотрению судьей по месту
производства предварительного следствия.
Если жилое помещение является местом
происшествия и его осмотр не терпит отлагательства,
он может быть произведен по постановлению
следователя, но с последующим уведомлением
прокурора о произведенном осмотре для
проверки его законности. Выемка почтово-телеграфной
корреспонденции производится в особом
порядке (ст.174, 176 УПК) и допускается
только на основании судебного решения.
Одним из ограничений права на тайну телефонных
переговоров является полномочие следственных
органов вынести постановление об их прослушивании
при наличии достаточных обоснованных
данных о том, что обвиняемый или подозреваемый
в особо опасном преступлении ведет телефонные
переговоры, в ходе которых могут быть
сообщены сведения, имеющие значение для
уголовного дела. При наличии указанных
оснований, а также фактов телефонного
хулиганства проведение этого следственного
действия допускается только по решению
судьи. Пленум Верховного Суда Российской
Федерации в Постановлении «О некоторых
вопросах, связанных с применением статей
23 и 25 Конституции Российской Федерации»
от 24 декабря 1993г. рекомендовал всем судам
общей юрисдикции принимать к своему рассмотрению
материалы, подтверждающие необходимость
ограничения права конкретного гражданина
на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Суды общей юрисдикции и военные суды
не могут отказать в рассмотрении таких
материалов в случае представления их
в эти суды.
Указанные материалы представляются
судье уполномоченными на то органами
и должностными лицами в соответствии
с уголовно-процессуальным законодательством
и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной
деятельности». Согласно этому Закону
проведение оперативно-розыскных мероприятий,
которые ограничивают конституционные
права граждан на тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и
иных сообщений, передаваемых по сетям
электрической и почтовой связи, а также
право на неприкосновенность жилища, допускается
на основании судебного решения и при
наличии информации: о признаках подготавливаемого,
совершенного или совершаемого противоправного
деяния, по которому обязательно производство
предварительного следствия; о лицах,
причастных к подготовке или совершению
указанных деяний; о событиях или действиях,
создающих угрозу государственной, военной,
экономической или экологической безопасности
Российской Федерации.
В случаях, не терпящих отлагательства
(которые могут привести к совершению
тяжкого преступления), допускается проведение
оперативно-розыскных действий, ограничивающих
конституционные права граждан, на основании
мотивированного постановления одного
из органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, с обязательным уведомлением
судьи (суда) в течение 24 часов. В течение
48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного
мероприятия орган, осуществляющий его,
обязан получить судебное решение о проведении
такого мероприятия либо прекратить его
проведение.
Закон предусматривает основания и порядок
судебного рассмотрения материалов об
ограничении конституционных прав граждан
при проведении оперативно-розыскных
мероприятий (ст.9). Рассмотрение таких
материалов осуществляется судом, как
правило, по месту проведения таких мероприятий
или по месту нахождения органа, ходатайствующего
об их проведении. Указанные материалы
рассматриваются уполномоченным на то
судьей единолично и незамедлительно.
Перечень руководителей, имеющих право
представлять такие материалы на судебное
рассмотрение, устанавливается ведомственными
нормативными актами. Судья вправе потребовать
предоставления ему также иных материалов,
касающихся оснований проведения оперативно-розыскного
мероприятия. По результатам их рассмотрения
судья разрешает проведение указанного
мероприятия либо отказывает в его проведении,
о чем выносит мотивированное постановление.
Срок действия такого постановления не
может превышать шести месяцев. Для продления
этого срока необходимо вынесение нового
судебного решения.
Если судья не дает разрешения на проведение
указанных действий, уполномоченные на
то органы или должностные лица вправе
обратиться по тому же вопросу в вышестоящий
суд.
Законом предусмотрены материально-правовые
и процессуальные гарантии охраны тайны
личной жизни граждан, соответствующие
обязанности должностных лиц. Так, нарушение
тайны переписки, телефонных переговоров
и телеграфных сообщений граждан является
уголовным преступлением и наказывается
исправительными работами на срок до одного
года или штрафом до ста минимальных зарплат
или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период до одного
месяца, либо обязательными работами на
срок до 180 часов (ст.138 УК РФ).
Законом предусмотрены процессуальные
гарантии охраны тайны личной жизни, соответствующие
обязанности должностных лиц.
В гражданском судопроизводстве оглашение
в суде переписки и телеграфных сообщений
допустимо лишь с согласия лиц, между которыми
эти переписка и телеграфные сообщения
велись. На предварительном следствии
действует принцип недопустимости разглашения
данных предварительного следствия, в
том числе касающихся личной жизни граждан.
Следователь вправе предупредить защитника,
свидетелей, потерпевшего и иных участников
процесса (например, экспертов, переводчиков
и других лиц, присутствующих при производстве
следственных действий) о недопустимости
разглашения имеющихся в деле сведений
без его разрешения.
Гласность судебного разбирательства
в уголовном судопроизводстве может быть
ограничена по делам о сексуальных преступлениях,
а также по другим делам с целью предотвращения
разглашения сведений об интимных сторонах
жизни участвующих в деле лиц (ст.18 УПК).
http://az-design.ru/Projects/
Статья 24
1. Сбор, хранение, использование и распространение
информации о частной жизни лица без его
согласия не допускаются.
2. Органы государственной власти и органы
местного самоуправления, их должностные
лица обязаны обеспечить каждому возможность
ознакомления с документами и материалами,
непосредственно затрагивающими его права
и свободы, если иное не предусмотрено
законом.
Комм. Терещенко Л.К.
В нашей стране проблема
защиты прав личности при
Конституция в качестве обязательного
условия сбора, хранения, использования
и распространения информации о частной
жизни лица устанавливает согласие этого
лица. Конституционная норма не связывает
защиту информации о частной жизни с гражданством
лица, поэтому можно сделать вывод, что
на территории Российской Федерации такая
защита предоставляется любому человеку
независимо от того, является он гражданином
Российской Федерации или нет.
Норма Конституции сформулирована широко,
что обязывает всех соблюдать установленный
порядок сбора, хранения, использования
и распространения информации о частной
жизни лица. Эта обязанность возлагается
не только на государственные органы власти
и управления, предприятия и организации,
но и на коммерческие и общественные организации
и предприятия, а также на граждан.
Часть 1 ст.24 устанавливает общее правило,
которое действует в границах пользования
правами и свободами, установленными ч.3
ст.55 Конституции. Так, не требуется
согласия лица на сбор, хранение, использование
и распространение сведений о нем при
проведении следствия, дознания, оперативно-розыскных
мероприятий. Порядок работы правоохранительных
органов с информацией персонального
характера регулируется процессуальным,
прежде всего уголовно-процессуальным,
законодательством. Указанные органы
не вправе выходить за рамки закона. В
случае нарушения конституционного права
личности на соблюдение порядка сбора,
хранения, использования и распространения
информации персонального характера заинтересованное
лицо вправе обратиться за защитой в судебные
органы.
В ч.1 ст.24 определены основные принципы
правового режима информации о частной
жизни, созданы основы для дальнейшего
нормотворчества. Предполагается разработка
проекта федерального закона, детально
регулирующего порядок работы с информацией
персонального характера и направленного
на защиту прав личности. УК РФ 1996г. предусматривает
ответственность за наиболее серьезные
нарушения неприкосновенности частной
жизни.
Часть
2 ст.24 возлагает на органы государственной
власти и местного самоуправления, на
должностных лиц этих органов обязанность
обеспечить возможность ознакомления
каждого с документами и материалами,
непосредственно затрагивающими его права
и свободы.
Эта норма права существовала и до принятия
Конституции 1993г., однако механизм реализации
этого права граждан не был предусмотрен,
в связи с чем далеко не всегда граждане
могли им воспользоваться.
В развитие Конституции Президент Российской
Федерации 31 декабря 1993г. подписал Указ
«О дополнительных гарантиях права граждан
на информацию». Согласно Указу деятельность
государственных органов, организаций
и предприятий, общественных объединений,
должностных лиц должна осуществляться
на принципах информационной открытости,
что выражается в доступности для граждан
информации, представляющей общественный
интерес или затрагивающей их личные интересы,
а также в систематическом информировании
граждан о предполагаемых или принятых
решениях.
Предоставляемое Конституцией право
ознакомления с документами и материалами,
затрагивающими права и свободы, связано
с некоторыми ограничениями: ознакомиться
с такими документами и материалами могут
только лица, чьих прав и свобод они касаются.
Следовательно, круг лиц ограничивается
непосредственно заинтересованными лицами,
а круг документов и материалов — только
теми, в которых затрагиваются права и
свободы обращающихся за информацией
лиц. Существует и еще одно ограничение:
заинтересованное лицо может воспользоваться
предоставленным ему правом, если иное
не предусмотрено законом. Следует подчеркнуть:
законом, а не любым подзаконным актом.
Поэтому, если орган власти или должностное
лицо отказывает в ознакомлении с документами
и материалами, обосновывая свой отказ
ведомственной инструкцией, а не законом,
такой отказ следует признать противоречащим
Конституции и, следовательно, подлежащим
обжалованию заинтересованным лицом.
В то же время целый ряд прав и обязанностей,
прежде всего политических, принадлежит
практически всем гражданам Российской
Федерации, в связи с чем круг лиц, которые
имеют право ознакомиться с соответствующей
информацией, неограничен. Гражданин,
выступая в качестве избирателя, участника
референдума, организатора демонстраций
и манифестаций, должен иметь возможность
доступа к официальным документам, регулирующим
данные отношения. Эта информация представляет
общественный интерес и должна быть открытой
и доступной.
В развитие Конституции разрабатывается
проект федерального закона «О праве на
информацию», который должен установить
механизм реализации и гарантии осуществления
этого права. Статья
40 УК устанавливает ответственность
должностного лица за неправомерный отказ
в предоставлении гражданину информации,
непосредственно затрагивающей его права
и свободы.
Определенной гарантией доступа к информации
служит принятый 27 июля 1993г. Закон Российской
Федерации «О государственной тайне»,
установивший наряду с правовым режимом
информации, содержащей государственную
тайну, порядком ограничения доступа к
информации перечень сведений, которые
не могут иметь режим ограниченного доступа.
Возможности и основания получения необходимых
документов в других, помимо государственной,
сферах Конституцией прямо не предусмотрены,
однако эти вопросы урегулированы в законодательных
и подзаконных актах в отношении отдельных
видов информации, в частности экологической
и медицинской.
http://az-design.ru/Projects/
Статья 25
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе
проникать в жилище против воли проживающих
в нем лиц иначе как в случаях, установленных
федеральным законом, или на основании
судебного решения.
Комм. Кашепов В.П., Литовкин В.Н.
По Международному
пакту о гражданских и
Понятие неприкосновенности жилища связано
исключительно с проникновением в него
посторонних для проживающих в этом помещении
лиц. Не будет нарушением этого права,
если в жилище принудительно, против воли
остальных проживающих вселится кто-то
из имеющих право на это жилое помещение.
Помощь в этом случае работников милиции
или соседей не будет расценена как нарушение
неприкосновенности занимаемого жилого
помещения.
Воспрепятствование снаружи вхождению
в жилое помещение его законных владельцев,
допустим опечатыванием двери в кооперативном
жилом доме председателем жилищно-строительного
кооператива, не означает нарушения права
на неприкосновенность жилища, хотя и
может быть оценено как превышение полномочий
председателем кооператива, как самоуправные
действия, как нарушение жилищных (права
пользования) или имущественных (права
собственности на жилище) прав проживающих
там лиц.
Под жилищем понимается не только место
жительства, но и место пребывания. К жилищу
не относятся надворные постройки, погреба,
амбары, гаражи и другие помещения, отделенные
от жилых построек, не используемые для
проживания людей. Местом жительства считаются
жилой дом, квартира, служебное жилое помещение,
специализированный дом (общежитие, гостиница-приют,
дом маневренного фонда, специальный дом
для одиноких престарелых, дом-интернат
для инвалидов, ветеранов и др.), а также
иное жилое помещение, в котором гражданин
постоянно или преимущественно проживает
в качестве собственника, по договору
найма (поднайма), договору аренды либо
на иных основаниях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации.
Место пребывания — это гостиница, санаторий,
дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская
база, больница, другое подобное учреждение,
а также жилое помещение, не являющееся
местом жительства гражданина, где он
проживает временно, например дача, садовый
домик (ст.2 Закона РФ «О праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения,
выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации»).
Только лица, наделенные правом пользования
или правом собственности на занимаемое
жилое помещение как место жительства
или место пребывания, подтверждаемым
правоустанавливающими документами (договоры
аренды, найма, субаренды, поднайма, ордер,
свидетельство о праве собственности
и т.п.), или должностными лицами, или титулодержателями
и т.п., обладают основным правом на неприкосновенность
жилища. Любое вселение по воле проживающих
на законном основании в жилое помещение
(в том числе на время), которое становится
местом жительства или местом проживания
вселенного, наделяет его основным правом
на неприкосновенность занятого помещения.
Вселение вопреки воле проживающих на
законном основании рассматривается как
самовольное, самоуправное и является
основанием для привлечения виновных
к ответственности (ст.166 Кодекса об административных
правонарушениях) и выселения.
Норма Конституции защищает владельцев
жилища от любых посягательств на него
граждан, должностных лиц, государственных
органов, коммерческих структур и т.д.
Лицо, полагающее, что должностные лица,
или государственные органы, или юридические
лица, или граждане нарушили его право
на неприкосновенность жилища, вправе
обжаловать их действия в вышестоящие
в порядке подчиненности органы, прокуратуру
или суд. При этом пострадавшие вправе
требовать возмещения ущерба, причиненного
этими незаконными действиями. В случае
нарушения данного права соответствующий
руководитель, прокурор или судья обязаны
принять меры к его восстановлению, возмещению
причиненного ущерба и привлечению виновных
к ответственности, а должностные лица,
допустившие злоупотребления властью
или превышение служебных полномочий,
несут должностную, административную
либо уголовную ответственность.
Вместе с тем установленное Конституцией
право на неприкосновенность жилища может
быть ограничено федеральным законом
или на основе судебного решения. Настоящая
статья это предусматривает.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации
в своем Постановлении от 24 декабря 1993г.,
исходя из того, что никто не вправе проникать
в жилище против воли проживающих в нем
лиц иначе как в случаях, установленных
федеральным законом, или на основании
судебного решения, обязал все суды общей
юрисдикции и военные суды рассматривать
материалы, подтверждающие необходимость
проникновения в жилище, если таковые
представляются в суд. Эти материалы направляются
судье уполномоченными на то органами
и должностными лицами в соответствии
с УПК и Законом РФ «Об оперативно-розыскной
деятельности» (ст.9).
Рассмотрение материалов об ограничении
права на неприкосновенность жилища при
проведении оперативно-розыскных мероприятий
осуществляется судами по месту проведения
таких мероприятий. Судья не вправе отказать
в рассмотрении таких материалов. Основанием
для решения судьей вопроса о проведении
указанных оперативно-розыскных мероприятий
является мотивированное постановление
руководящего органа, осуществляющего
оперативно-розыскные мероприятия.
По результатам рассмотрения материалов
судья разрешает проведение соответствующего
оперативно-розыскного мероприятия либо
отказывает в его проведении, о чем выносит
мотивированное постановление. Такие
материалы должны рассматриваться судьей
единолично и незамедлительно. Срок действия
этого постановления не может превышать
6 месяцев. В случае если судья не дал разрешения
на проведение указанных действий, уполномоченные
на то органы и должностные лица вправе
обратиться по тому же вопросу в вышестоящий
суд.
Аналогичное право входить в жилые помещения,
используемые для предпринимательской
деятельности, против воли проживающих
в них граждан предоставлено сотрудникам
органов налоговой полиции, о чем они также
обязаны уведомить прокурора в течение
24 часов с момента проникновения (ст.11
Закона РФ «О федеральных органах налоговой
полиции»).
Таким же правом наделены сотрудники
милиции. Согласно ст.11 Закона «О милиции»
работники милиции для выполнения возложенных
на нее обязанностей имеют право входить
беспрепятственно в жилые помещения граждан
и осматривать их при преследовании лиц,
подозреваемых в совершении преступлений,
либо при наличии достаточных данных полагать,
что там совершено или совершается преступление
или произошел несчастный случай, а также
для обеспечения личной и общественной
безопасности при стихийных бедствиях,
авариях, массовых беспорядках. Обо всех
случаях проникновения в жилище против
воли проживающих в них граждан милиция
уведомляет прокурора в течение 24 часов.
Право на неприкосновенность жилища ограничивается
на законных основаниях при проведении
обыска или выемки по уголовному делу.
Обыск — это следственное действие, заключающееся
в отыскании и изъятии предметов или документов,
имеющих доказательственное значение
по делу, в частности в жилых помещениях,
где, по имеющимся данным, они могут быть
спрятаны. Обыск может производиться и
для обнаружения разыскиваемых лиц (ст.167—170 УПК).
Выемка — это следственное действие,
состоящее в изъятии указанных предметов,
документов, денег и других ценностей,
в частности в жилых помещениях, улиц,
где они, по имеющимся данным, находятся,
если для их обнаружения нет надобности
в проведении поисков.
В ходе обыска и выемки допускается осмотр
личных бумаг обыскиваемого, предметов
и документов, содержащих информацию о
личной, интимной жизни граждан, ограничивается
право на уединение и общение с другими
лицами, на отдых и использование свободного
времени по своему усмотрению. При ознакомлении
с документами и личными бумагами обыскиваемого
могут стать известными сведения, составляющие
личные тайны его и других лиц. В процессе
поисков имуществу обыскиваемого может
быть причинен ущерб. Сопровождающая обыск
или выемку огласка может причинить определенный
моральный вред гражданам, известное ущемление
их чести и достоинства. Поэтому обыск
или выемка производятся по мотивированному
постановлению следователя и с санкции
прокурора или на основании судебного
решения, предъявляемых лицам, у которых
они производятся. Лишь в случаях, не терпящих
отлагательства, обыск может быть произведен
без санкции прокурора, но с последующим
сообщением прокурору в течение суток
о производстве обыска. При обыске и выемке
в жилище гражданина должно быть обеспечено
присутствие лица, у которого производятся
обыск или выемка, либо совершеннолетних
членов его семьи. Лица, у которых производится
обыск, при всех действиях следователя
могут делать заявления по поводу этих
действий, подлежащие занесению в протокол.
Обыск и выемка в ночное время, кроме случаев,
не терпящих отлагательства, не допускаются.
О производстве обыска и выемки следователь
составляет протокол, в котором указываются
все изымаемые предметы и документы, добровольность
их выдачи и иные обстоятельства. Копия
протокола вручается под расписку лицу,
у которого были произведены обыск, выемка,
или совершеннолетним членам семьи, а
при их отсутствии — представителю местной
администрации или жилищно-эксплуатационной
организации (ст.167—170, 176, 177 УПК).
Судебный исполнитель при выполнении
своих служебных обязанностей вправе
входить в жилое помещение, занимаемое
должником, для наложения ареста на имущество,
или изъятия у него определенных предметов,
или выселения проживающих в силу судебного
решения.
Нарушение неприкосновенности жилища
граждан закон квалифицирует как преступление
по ст.139 УК. Эта статья предусматривает
также незаконное проникновение в жилище,
совершенное с применением насилия или
с угрозой его применения, а также совершение
лицом с использованием своего служебного
положения.
Ответственность предусматривается за
умышленное незаконное проникновение
в жилище, в котором владелец может и не
находиться (быть в командировке, на лечении),
совершенное против воли проживающего
в нем лица. Если же кто-то оказался в чужом
жилище по ошибке или недоразумению, ответственность
исключается. За нарушение неприкосновенности
жилища отвечают как должностные лица,
так и частные (например, соседи), достигшие
16 лет.
Не является преступлением действие,
хотя и подпадающее под признаки ст.139 УК, но совершенное в состоянии
крайней необходимости, т.е. для устранения
опасности, непосредственно угрожающей
личности, охраняемым законом интересам
общества или государства, если эта опасность
не могла быть устранена иными средствами
и при этом не было допущено превышения
пределов крайней необходимости (ч.1
ст.39 УК). Например, пожарники могут
нарушать неприкосновенность жилого помещения
для тушения огня.
Если лицо вторглось в жилище с применением
насилия (над владельцем, его родственниками,
знакомыми и др.), оно помимо ответственности
за нарушение неприкосновенности жилища
подлежит ответственности за соответствующее
насилие по статьям УК о преступлениях
против личности (телесные повреждения,
побои и т.п.). Проникновение в жилище с
целью похищения находящегося в нем имущества
наказывается как самостоятельное преступление
— кража, грабеж или разбой (п.«в» ч.2
ст.158, п.«в» ч.2
ст.161, п.«в» ч.2
ст.162 УК) — и полностью охватывается
этими преступлениями. В таких случаях ст.139
УК не применяется.
http://az-design.ru/Projects/
3.Изобразите схематично
виды нормативных правовых
Информация о работе Толкование нормы права и толкование 5 статей Конституций