Толкование права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Тема толкование права является традиционной в юридической науке, а само толкование правовых норм занимает существенное место в процессе правореализации, оно является важнейшим условием их правильного понимания и применения. Если бы толкования не было, сложный процесс правореализации был бы крайне затруднен, а в некоторых случаях не возможен. Необходимость толкования подтверждена многовековым правовым опытом, юридической практикой судьбами конкретных людей.

Содержание работы

Введение.…………………….………………………………………………..3
Толкование права: понятие, способы……………………………………4
Понятие толкования права……………………………………………..4
Способы толкования права…………………………………………...9
Виды толкования права…………………………………………..……..16
Пробелы в праве и способы их преодоления………………………....24
Заключение……………………………………………………………….…27
Список используемой литературы…………………………………….….30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.18 Кб (Скачать файл)

Юридической наукой выработан  ряд правил грамматического толкования:

  1. словам и выражениям закона следует предавать то значение, которое они имеют в соответствующем литературном языке, если нет оснований для их иной интерпретации;
  2. если в нормативном акте дано определение того или иного понятия, то именно в этом значении и следует его понимать, несмотря на его значение в обыденном языке;
  3. значение термина, установленное  правотворческим органом для одной отрасли права, нельзя без достаточных оснований распространять на другие отрасли;
  4. если в законе не определено значение термина, то следует ему предавать  тот смысл, в котором он употребляется в юридической науке и практике;
  5. идентичным формулировкам в рамках одного и того же акта нельзя предавать разные значения,  если из этого акта не следует иное;
  6. нельзя придавать без достаточных оснований разным терминам одно значение;
  7. недопустимо такое толкование, при котором отдельные слова закона трактовались бы как лишние. Грамматический способ  предшествует всем остальным и во многом предопределяет их результаты. Однако следует учесть, что ни один их приемов не возможен изолированно, вне  связи с другими.

 

2. Систематический способ толкования права вытекает из такого свойства правовых норм, как системность. Он представляет собой уяснение смысла правовой нормы, с учетом её места, значения в системе права,  отрасли права, правовом институте связи с другими нормами. При систематическом  толковании происходит сопоставление толкуемой нормы права с другими нормами,  находящимися как в одном с ней нормативном акте (и даже в одной статье),  так и в иных нормативных актах.  В процессе правоприменительной деятельности нужно постоянно помнить о связи норм общей и особенной частей нормативного акта (это относится не только к кодифицированным актам, где существует четкое разделение на два указанных раздела  - практически в каждом нормативном акте есть какие-то  общие положения),  о связи с общих и специальных норм права,  о существовании правовых норм с отсылочными и бланкетными элементами, содержание которых  вообще не может быть раскрыто без обращения к другим правовым нормам.

Выяснение  связи между  нормами необходимо также и потому, что в других нормах могут устанавливаться  какие-либо разъяснения из общего правила,  либо внесены  коррективы в ранее  принятые нормы, либо могут обнаружиться пробелы, прежде всего в коллизионных нормах.

Благодаря систематическому способу можно выявить юридическую  силу правовой нормы, сферу её действия, принадлежность к определенной отрасли,  институту права.

3. Логический способ толкования права – это толкование правового акта по его смыслу с использованием законом логики. Этот способ используется самостоятельно, особенно от остальных способов.

  • здесь исследуется логическая связь отдельных положений закона с правилами логики. Выясняется, прежде всего, внутренняя (логическая) структура нормы, взаимосвязь трех её элементов – гипотезы, диспозиции и санкции;
  • устраняются возможные логические противоречия, когда одно утверждение исключает другие;
  • анализируются и оцениваются иносказания, переносный смысл, соотношения духа и  буквы толкуемого правила.

Логическое толкование имеет  целью с помощью правил формально  логики выявить то, что законодатель желал выразить  в тексте закона, но не выразил. Для этого толкующий  субъект должен знать законы логики, логические приемы, такие как логическое преобразование, выведение вторичных  норм, выводы из понятий, доведение  до абсурда.

На логической структуре  правовых норм отражаются особенности  законодательной техники. Правоприменителю необходимо осуществить мысленное  преобразование в процессе применения права. Эта необходимость осуществляется внутренней структурой правовых норм, иногда она не совпадает с внешней  нормой, выраженной в  статье нормативного акта.

Структурные элементы  правовой нормы могут подразумеваться  или находиться в других статьях  нормативного акта,  либо в других нормативных актах. Например, большинство статей Уголовного кодекса построены таким образом, что имеется гипотеза и санкция, диспозиция, подразумевается и должна быть выражена словами: «Запрещается совершать...» Статьи, предусматривающие ответственность за нарушение Правил дорожного движения диспозицию содержат в другом нормативном акте.

И все же, применением  одних правил формальной логики нельзя установить все связи толкуемой  нормы с другими нормами, её назначение и цели, социально-политическое содержание в данных исторических условиях. Поэтому  для познания содержания норм права, наряду с правилами формальной логики, используются законы диалектической логики.

4. Историко-политический  способ толкования норм права состоит в выяснении историко-общественных условий,   тех экономических,  социальных, политических и иных факторов, создавших данную правовую норму, а также анализ целей и задач, которые решает государство посредством введения её в действие. Необходимость этого способа вызывается тем, что с помощью лишь установления правовых связей,  невозможно  уяснить глубоко смысл и содержание нормы права.

Этот способ толкования позволяет  анализировать также источники, находящиеся вне права:  материалы, обсуждения и принятия проектов нормативных  актов, первоначальные проекты, материалы  всенародного обсуждения, различные выступления,  мнения и т.д.

Реализация правовых предписаний  невозможна без  раскрытия их политического  и социально-экономического  содержания в конкретных исторических условиях. Этот способ обязывает правоприменителю обратить внимание на те социальные  условия, в которых была принята та или иная норма, - не отпали ли эти в условия, не изменилась ли принципиально политическая и экономическая ситуация.  Важно выяснить, в чем заключалась необходимость в принятии данного акта, сохраняется ли эта необходимость. История знает немало случаев, когда законы, принятые  в одни условиях, будучи формально не отмененными, продолжали действовать, хотя фактически были «мертвыми». Тот факт,  что та или иная форма официально не отменена, ещё не означает,  что она действует. Историко-политический метод, позволяет без труда разобраться в том, какие нормы можно применять в данный момент и к данным отношениям, а какие – нет.

5. Специально-юридический  способ толкования права  состоит в уяснении воли законодателя,  выраженной в правовой норме, через анализ специальных юридических понятий, категорий, конструкций на основе профессиональных знаний юриспруденции и законодательной техники.

Выражение властной воли законодателя, содержащейся в нормах права,  осуществляется не только с помощью общеупотребительных  слов, но и специфических терминов. При этом используются различные  юридическо-технические средства и  приемы, учитываются различные способы, методы и типы  правового регулирования. Это все и обуславливает потребность  в специальных юридических знаниях, которые интерпретатор применяет  при толковании норм права, так как  лица, не знающие специальный юридический язык не всегда понимают используемые термины и нуждаются в их объяснении.

Но этот  способ не сводится только к толкованию терминов. Содержание его гораздо шире. Толкующий субъект  должен учитывать особенности правового  регулирования, юридические конструкции, тип регулирования  и т.д.

6. Телеологический способ толкования норм права проявляется в том, что уяснение смысла нормы права осуществляется путем понимания целей её издания.  Иногда эти цели указываются в самом акте, как правило, в преамбуле. Но цели закон могут также логически вытекать из его содержания, общей направленности.  Иногда о целях говорит уже самоназвание закона или  отдельных его разделов, норм, статей.

Например, в Уголовном  кодексе РФ есть такие главы:  «Преступление  против личности», «Преступление  в сфере экономики», «Преступление  против государственной власти».

Если не принимать в  расчет общую цель закона, то можно  допустить ошибку при его применении. И напротив, правильное представление  о целях того или иного юридического акта способствуют его эффективной  реализации.

7.Функциональный способ толкования норм права  опирается на знание факторов и условий, в которых функционирует, действует, применяется данная норма права.  Прежде всего это касается толкования так называемых оценочных терминов («уважительная причина», «существенный вред», «значительный ущерб», «крайняя необходимость» и т.д.). С учетом особенностей места, времени и других факторов, одни и те же  обстоятельства могут  быть признаны уважительными либо не уважительными, существенными либо не существенными и т.п. Иногда законодатель прямо обязывает учитывать различные конкретные условия, то есть обратиться  к функциональному толкованию. Например, при определении размера алиментов за несовершеннолетних детей суд учитывает материальное или семейное положение сторон и другие «заслуживающие  внимания обстоятельства»7.

Роль функционального  способа толкования различна в зависимости  от того, какой подход статистический или динамический преобладает в  практике толкования. Если преобладает  динамический подход, роль функционального  толкования повышается, если статистический – снижается.  Поэтому широкое  применение рассматриваемый способ находит в период становления  новой правовой системы, когда продолжают действовать устаревшие законы. Корректирование, приспособление этих законов  к новым  условиям жизни ан основе принципов  новой политики, правосознания, морали, на основе учета конкретно-исторической обстановки.

В литературе в отдельных  случаях одни способы толкования предпочитаются другим. Для уяснения содержания нормы не всегда  требуется  использование в одинаковой степени  всех приемов толкования. Толкование конкретной нормы начинается с грамматического  способа, далее в зависимости  от конкретной ситуации. Решающее место  может занять какой-то другой способ толкования или используется вся  их совокупность.

 

 

 

    1. Виды толкования права

 

Толкование – разъяснение  может быть классифицировано по различным  основаниям:

  1. По юридической силе  выделяют официальное и неофициальное толкование.

         Официальное толкование, в свою очередь, подразделяется на нормативное и казуальное и судебное

         Нормативное толкование так же подразделяется на аутентическое (аутентичное) и легальное (делегированное) толкование.

        Не официальное толкование подразделяется на доктринное (научное, компетентное, профессиональное) и обыденное.

  1. По объему выделяют три вида толкования: буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное.

Так же толкование можно  подразделить на устное и письменное.

      Официальное толкование дается уполномоченными на то органами и должностными лицами. Оно, как правило, документально оформляется в специальных актах (актах толкования) и является юридическим образовательным для всех, кого это касается; вызывает определенные последствия.

      В Российской  Федерации официальным толкованием  права занимаются: высшие представительные  органы, Конституционный суд РФ, Правительство РФ, отдельные министерства, государственные  комитеты. Верховный  Суд РФ, Генеральный прокурор  РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также соответствующие органы  республик в составе России. Право  официального толкования-разъяснения  избирательного законодательства  имеет Центральная избирательная  комиссия. В ст. 125 п.5 Конституции  РФ сказано, что: «Конституционный  Суд Российской Федерации по  запросам Президента Российской  Федерации, Совета Федерации,  Государственной думы, Правительства Российской Федерации, Органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации»8.  В ст. 126 и 127 Конституции РФ сказано, сто Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ дают разъяснение по вопросам юридической практики в рамках своей юрисдикции. Толкование актов Правительства РФ осуществляется или самим в рамках его компетенции. Министерства и ведомства могут сами толковать свои акты. Генеральный прокурор РФ дает толкование юридических норм в своих приказах, инструкциях, письмах только для подчиненных ему прокуроров.

       Одним  из подвидов официального толкования  является нормативное толкование. Оно « предназначается для общего руководства в процессе применения права, относится к неограниченному числу случаев и распространяется на обширный круг субъектов»9

 

Нормативное толкование правовых актов дается на основе широкого изучения и обобщения юридической практики. Оно не «привязывается» к одному какому-либо случаю. Оно подается в  общей  форме, практически в виде новой нормы. Субъект нормативного разъяснения, основываясь на собственном  убеждении, учитывая имеющиеся мнения и сложившуюся практику, преследует цель обеспечения в дальнейшем единообразного понимания и применения толкуемой  нормы.

Информация о работе Толкование права