Толкование права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Тема толкование права является традиционной в юридической науке, а само толкование правовых норм занимает существенное место в процессе правореализации, оно является важнейшим условием их правильного понимания и применения. Если бы толкования не было, сложный процесс правореализации был бы крайне затруднен, а в некоторых случаях не возможен. Необходимость толкования подтверждена многовековым правовым опытом, юридической практикой судьбами конкретных людей.

Содержание работы

Введение.…………………….………………………………………………..3
Толкование права: понятие, способы……………………………………4
Понятие толкования права……………………………………………..4
Способы толкования права…………………………………………...9
Виды толкования права…………………………………………..……..16
Пробелы в праве и способы их преодоления………………………....24
Заключение……………………………………………………………….…27
Список используемой литературы…………………………………….….30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.18 Кб (Скачать файл)

      Потребность  в нормативном толковании возникает  в случаях, когда интерпретируемые  акты содержат правотворческие  ошибки в виде неясных, недостаточно  четких формулировок, по-разному  понимаются и применяются правоприменительными  органами.

       Особенностью  такого толкования является то, что оно закрепляется в форме  тех нормативно- правовых актов, которые может принимать соответствующий государственный орган или должностное лицо. Например, Президент РФ может оформлять акты толкования своих нормативных указов в форме указов, Правительство РФ - в форме постановлений или распоряжений. Поэтому такие интерпретационные акты являются общеобязательными и подлежат применению одновременно с актами, содержание которых они интерпретируют.

       Одновременно  акты нормативного толкования  не обладают свойствами нормативно-правового  акта. Оно лишь устанавливает  действительный смысл и сферу  действия толкуемого акта, условия  применения права и обязанности  субъектов права.

       В нормативных  разъяснениях также указывается, как изменение условий, новая практика влияют на применение нормы (в рамках закона), подпадают ли определенные новые факты под действия этой нормы и т.д.

       Нормативные  разъяснения не имеют самостоятельного  значения. Для его отмены не  требуется принятия специальных  решений. Они утрачивают силу  с того момента, как официально  признаются недействующими толкуемые  нормативно-правовые акты.

       В зависимости  от органа, который дает разъяснение  нормативно-правовых актов, официальное  толкование подразделяются на аутентичное и легальное.

       Аутентичное (авторское) толкование – это разъяснение смысла правовой нормы тем государственным органом, который ее издал. Слово «аутентичный» в переводе с греческого означает подлинный, действительный, основанный на первоисточнике.

       Полномочие  на аутентичное толкование вытекает  из правотворческого полномочия  органа.

       Если  соответствующий государственный  орган наделен правом издавать  нормативные акты, то отсюда следует,  что он вправе давать разъяснения  этим актам.

      Необходимость  аутентичного толкования вызывается, как правило, тем, что в практике  тот или иной нормативный акт  вызывает противоречивые мнения, разрешить которые не представляется возможным без обращения к тому органу, который этот акт издал. Нормотворческий орган придает обязательную силу одному из имеющихся или возможных толкований, воспроизводит содержание нормативного акта и тем самым предупреждает разноречивое его применение.

       Легальное (делегированное) толкование основывается на законе. В этом случае закон наделяет тот или иной орган правом давать толкования актам, изданным другими органами. Оно может даваться в форме инструкций, разъяснений и должно проводиться в рамках компетенции органа производящего разъяснения. Его обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые подпадают под юрисдикцию органа, дающего толкование.

Например, для прокурорско - следственных работников имеют значения в этом плане директивные разъяснения и приказы Генерального прокурора, для работников милиции – приказы и инструкции, исходящие от министра внутренних дел РФ.

       Некоторые  авторы в отдельный подвид  выделяют судебное толкование, т.к. оно может быть как нормативным, так и казуальным. Оно осуществляется судебными органами и прежде всего Верховным Судом РФ, его Пленумом. Подобного рода разъяснения обращены в первую очередь к судебным органам и формально обязательны для них. В то же время они обязательны для всех иных лиц и органов, которые в той или иной форме непосредственно участвуют в судебной деятельности. Такие разъяснения даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения.

      Среди судебного  толкования особое значение имеет  толкование права Конституционным  Судом Российской Федерации, которому  представлена исключительная прерогатива толковать Конституцию РФ и другие основополагающие акты. При этом Конституционный Суд в ходе толкования в отдельных случаях обязательные для всех заинтересованных лиц судебные прецеденты, выступающие уже источником права.

       Также  к подобного рода толкованию  можно отнести постановление  Высшего Арбитражного Суда РФ  по определенной категории дел.

       Казуальное толкование  - это официальное разъяснение смысла нормы, которое дается судебным или иным компетентным органом по поводу конкретного дела и формально обязательно лишь при его рассмотрении. Его название происходит от слова казус-случай, жизненный факт.

       Казуальное  толкование имеет место там,  где в процессе право применения  ставится специальная цель разъяснить  норму. Казуальное толкование осуществляется как в деятельности судов (судебное толкование), так и в процессе применения права другими органами (административное толкование).

Особенностью административного  толкования заключается в том, что  оно не ограничивается рамками конкретного  дела, а содержат указания соответствующим  органам, как последние должны решить то или иное дело. Например, такое  указание может быть дано в акте об отмене вышестоящим органом незаконного  акта, в решение контрольных органов, специальных инспекций и др.

      Неофициальное толкование в отличие от официального, не является юридически обязательным. Акты неофициального толкования не принадлежат к числу юридических фактов, т.к. оно исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной. Такое толкование может быть как устным, так и письменным. Важной его особенностью является то, что оно не связано с властью, принуждением, показаниям. Какие-либо санкции здесь исключены.

       Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, компетентное и доктринное.

       Обыденное толкование может осуществлять любой субъект права. Это житейский уровень понимания права, его интерпретация рядовыми гражданами. Это толкование отражает правосознание основной массы населения. Как правило, оно сопровождается высказыванием поверхностных и неверных суждений, но и люди без юридического образования проявляют способности правильно ставить вопросы и находить подходы к их решению.

       Компетентное (профессиональное) толкование норм права дается юристами практиками: адвокатами, судьями в судебном заседании, прокурором во время приема граждан, следователями и другими специалистами, вообще лицами с высшим юридическим образованием. Такое толкование может бать как устным (в виде консультации, ответов на конкретные вопросы), так и письменным (в форме справки, заключения, выступления в печати), этот вид толкования выделяется по профессиональному признаку, а не по глубине, научности разъяснения смысла и содержания норм права.

       Доктринальное толкование оказывает наиболее заметное влияние на реализацию права. Оно дается учеными, представителями науки. Ценность его - в аргументированности, доказательности, обоснованности. Например, периодически издаваемые комментарии к действующим российским Кодексам.

В этих комментариях, а также  в различных статьях, докладах, монографиях  специалисты разъясняют, толкуют  соответствующие положения, нормы, статьи – как их надо понимать и  использовать. Мнения ученых не обязательны  для официальных лиц и органов, тем не менее,  их взгляды и рекомендации могут оказать и действительно оказывают существенную помощь в правоприменительной практике, влияют на нее. Чем выше авторитет ученого, тем выше его мнения.

       По объему выделяют три вида толкования: буквальное, расширительное и ограничительное.

       Буквальное (адекватное) толкование точно соответствует тексту нормы. Это типичный, часто встречающийся вид толкования. Причем действительное содержание нормы права, установленное в ходе использования всех необходимых для данного случая приемов толкования, совпадает с результатом, полученным на основе простого прочтения ее текста (смысл и буква закона совпадают). Этот вид толкования не порождает разногласий и споров.

       Расширительное  толкование шире текста правовой  нормы, поскольку смысл правового  предписания выходит за рамки  буквальных выражений. Перечень  случаев, требующих расширительного  толкования, обычно сопровождается  использованием выражений «и  другие», « и прочее», « и  так далее». Например, согласно ст. 1068 Гражданского кодекса РФ предусматривается  ответственность за вред, «причиненный  гражданину… в результате незаконных  действий государственных органов…».  Если толковать содержание данной  статьи  буквально, то лица  без гражданства, иностранцы не  подпадают под действие данной  статьи. Однако это не так, поскольку  понятие «гражданин» интерпретируется  здесь расширительно как физическое  лицо.

        Ограничительное  толкование права выражается  в таком результате интерпретации,  когда подлинный смысл нормы  права следует понимать ограничено  уже, чем это выражено в словестном  тексте. Например, согласно п.3 ст.38 Конституции РФ «трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботится о своих нетрудоспособных родителях». В результате толкования выясняется, что такая обязанность не возлагается на детей, которые сами являются не трудоспособными.

      Необходимость  в распространительном или ограничительном  толковании возникает в случаях  несоответствия действительного  смысла нормы права ее словесной формулировке либо при наличии других уточняющих или близких по содержанию норм права, которые ограничивают или расширяют понимание толкуемой нормы права по сравнению с буквальным пониманием ее текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пробелы в праве и способы их преодоления

 

Постоянное развитие общественных отношений предполагает оперативное  реагирование правотворческих органов, которые призваны регламентировать эти отношения. Однако отставание законодательного закрепления возникающих общественных отношений от их развития - явление  вполне нормальное.

Многообразие общественных отношений, которые требуют правового регулирования, также может явиться причиной отсутствия их законодательного закрепления. Правотворческие органы не в силах  охватить формулировками нормативно-правового  акта всех жизненных ситуаций, требующих  правового регулирования.

Сходная ситуация может явиться  и следствием недостатка компетентности членов правотворческих органов.

Следовательно, в ходе правоприменения  возможна ситуация, когда имеющие  юридическое значение обстоятельства не находятся в сфере правового  регулирования. В таком случае налицо пробел в праве.

Наличие пробелов в праве нежелательно и свидетельствует о недостатках  правовой системы. Однако они объективно возможны и неизбежны.

Под пробелом в праве понимают полное или частичное отсутствие в действующей  системе законодательства нормы  права, необходимость которой обусловлена  развитием общественных отношений  и потребностями правоприменения.

Идеальным способом устранения пробелов в праве является принятие полномочным  органом нормативно-правового акта, закрепляющего недостающую норму  или группу норм права. В гражданском  праве пробел может быть устранен и условиями заключенного сторонами договора.

Однако быстрое устранение таким  способом пробелов не всегда возможно, поскольку связано с процессом  правотворчества. А правоприменитель обязан вынести решение по конкретному делу независимо от наличия или отсутствия соответствующей нормы в законодательстве. Конечно, вначале орган, применяющий право, должен определить место рассматриваемой ситуации в системе общественных отношений. И если данное отношение находится в сфере правового регулирования, то дело должно быть разрешено. Для этого в праве существует институт аналогий, означающий сходство жизненных ситуаций и правовых норм. Он предусматривает два оперативных метода преодоления пробелов — аналогию закона и аналогию права.

Аналогия закона применяется в  случае отсутствия нормы права, регулирующей рассматриваемые общественные отношения, но при наличии в законодательстве другой нормы, регулирующей сходные  с ним отношения.

Аналогия права применяется  при отсутствии в законодательстве как нормы права, регулирующей рассматриваемую  ситуацию, так и нормы права, регулирующей сходный случай. В таком случае дело решается на основе общих принципов  права (справедливость, гуманизм, равенство  перед законом и др.), закрепленных в Конституции и других законах. Так, применение аналогии права в  гражданском законодательстве должно основываться на «основных началах» этой отрасли права, к которым ГКРФ относит: признание равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений; неприкосновенность собственности; свободу договоров; недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав; обеспечение восстановления нарушенных прав.

Информация о работе Толкование права