Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:15, курсовая работа
Тридцать лет назад никому и в голову не приходило включать в науку права понятие "тоталитарного" государства: не потому, чтобы идея такого государства никогда не появлялась, а потому, что такой режим казался невозможным. До самых последних лет большая часть человечества жила в условиях диктаторского контроля, которому противостоял демократический правовой порядок.
Введение…………………………………………………........…….3
§1. Общая характеристика тоталитаризма ………………....…….5
Понятие тоталитаризма………………………………….….5
Признаки тоталитарной власти ……………………….…...7
Система права в тоталитаризме ………………...………...11
§2. Переход от диктатуры к демократии…………………...…....15
Мировой опыт ………………………………………...……15
Реформирование военно-гражданских отношений ……...19
Заключение………………………………………………...………22
Список использованных источников ……………………………24
В Испании именно франкистский авторитарно-диктаторский режим осуществил социально-экономическую модернизацию страны - задачу, с которой в предшествующий период не могла справиться ни одна политическая сила. В Португалии Салазар оказался более «дальновидным» политиком: он всячески затягивал процесс модернизации, как бы предчувствуя, что в итоге она покончит с его режимом. Сама практика предсказывала ему, что следствием социально-экономической модернизации является модернизация политическая, которая предполагает смену органической традиции на неорганическую с её приоритетом земных ценностей перед небесными.12
Придя к власти в 30-е годы, тоталитарно-авторитарные
режимы в Германии, Италии, Португалии
и Испании начали искусственно наращивать
капиталистическое
Автаркической системе в экономической
сфере соответствовала в
Процесс становления демократии длителен
и достаточно сложен. Известно, что
к современному демократическому государственному
устройству западные страны шли очень
долгое время. В Англии, например, борьба
в защиту индивидуальных прав граждан
и общества от произвольного вмешательства
королевской власти просматривается
еще с XII в. Переход к демократии
наиболее вероятен в условиях мирных
перемен. Одну из форм трансформации
можно назвать реформой сверху, что
происходит тогда, когда авторитарные
правители по своей воле, обусловленной
не давлением со стороны оппозиции,
а осознанной необходимостью, решают
изменить систему. При этом они обладают
достаточной мудростью и
Однако реформы сверху далеко не
всегда заканчиваются успехом. Тому
есть ряд причин. Например, недостаточная
последовательность реформаторов. Они
обычно хотят, чтобы система была
более демократической, но также
и того, чтобы сами они оставались
у власти достаточно долго. Стремясь
уничтожить систему, порождающую преступления,
они сами могут совершать преступления,
если появляется угроза их власти. Бывает
и так, что реформаторы оказываются
как бы между двух огней, т.е. на них
воздействуют две силы. С одной
стороны, это люди, имеющие власть.
Как правило, это консервативно
настроенные руководители, контролирующие
значительную часть государственной
машины, армию, полицию и т.п. С
другой стороны, его реформы порождают
надежды, воодушевляют людей, вызывают
массовые народные движения, которых
еще недавно не было. При этом
разгоряченные люди требуют демократии
немедленно. Размах политической активности
народа может испугать консерваторов
у власти. Поэтому реформы сверху
нередко заканчиваются
Начать демократические
2.2. Реформирование военно-
За последние два десятилетия
в мире произошел грандиозный
революционный переворот, в ходе
которого почти в сорока странах
авторитарный режим сменился демократическим
правлением. На самом деле под названием
"авторитарный режим" скрывались
весьма непохожие друг на друга формы
правления, такие как военные
хунты в Латинской Америке
и в других регионах, однопартийное
руководство в коммунистических
странах и на Тайване, единоличные
диктатуры в Испании, на Филиппинах,
в Румынии, расистская олигархия
в Южной Африке. Переход к демократии
также осуществлялся по-
Практически все эти авторитарные режимы, вне зависимости от их типа, имели одну общую черту, а именно: отношения между их гражданской и военной сферами оставляли желать много лучшего. Почти нигде не наблюдалось такого типа отношений, как в развитых демократических государствах. Этот тип отношений предполагает: 1) высокий уровень военного профессионализма и осознание военными ограниченного характера их военной компетенции; 2) фактическое подчинение военных гражданскому политическому руководству, которое принимает основные решения в области внешней и военной политики; 3) признание политическим руководством за военными определенной сферы профессиональной компетенции и автономии; 4) в результате - минимальное вмешательство военных в политику, а политиков в военную сферу.
В авторитарных государствах военно-гражданские отношения в той или иной степени отличались от данной модели. В государствах, где у власти стояли военные, гражданский контроль полностью отсутствовал, а военное руководство и военные организации зачастую выполняли функции, имеющие лишь отдаленное отношение к собственно военным задачам. Если власть в стране принадлежала единоличному диктатору, он стремился посадить своих людей на все ключевые посты в армии, чтобы обеспечить полный контроль, расколоть армию и поставить ее на службу удержания власти. В однопартийных государствах ситуация была несколько лучше, однако армия рассматривалась как орудие достижения целей партии, офицеры должны были быть членами партии и выполнять функции агитаторов и пропагандистов, партийные ячейки строились по типу военной иерархии, субординации, порядка подчиненности, а последней инстанцией было не государство, а партия.
Таким образом, перед молодыми демократическими государствами встала грандиозная задача коренного реформирования отношений между гражданским и военным сектором. Конечно, эта задача была лишь одной из многих. Им также приходилось завоевывать авторитет у общества, разрабатывать новую конституцию, создавать многопартийную систему и другие демократические институты, проводить либерализацию, приватизацию и рыночные реформы в экономической области, где прежде действовала командная система или сильный государственный контроль, обеспечивать экономический рост, бороться с инфляцией и безработицей, сокращать бюджетный дефицит, бороться с преступностью и коррупцией, а также сдерживать конфликты и насилие, возникающие между национальными и религиозными группировками.14
Удалось ли молодым демократическим государствам справиться с этими проблемами? В лучшем случае - с переменным успехом, что подтверждает доводы противников демократии, таких как бывший премьер Сингапура Ли Куан Ю, которые утверждают, что демократическая форма правления порождает некомпетентность и недисциплинированность. Во многих странах экономические показатели ухудшились. Экономические реформы зашли в тупик, потеряли поддержку общества, старой авторитарной элите удалось поставить их на службу своим интересам. Усугубилась преступность и коррупция. Обыденным явлением стало нарушение декларируемых конституцией прав человека. Пресса либо попала под контроль, либо сама развратилась. Развал партийно-политических систем, субъективно-личностный характер их руководства обусловили невозможность создания эффективного правительства или ответственной оппозиции. Отсутствие авторитарного контроля способствовало обострению общинно-эгалитарных настроений и росту насилия. За немногочисленными исключениями в некоторых областях, новым демократическим правительствам вовсе не удалось обеспечить достойное управление страной.
Недостатки демократии породили ностальгию по авторитаризму. Люди в этих странах с тоской вспоминают свое прошлое и диктаторов, которые по крайней мере обеспечивали удовлетворение основных жизненных потребностей и при которых все худо-бедно работало. Это желание вернуться к авторитаризму было убедительно продемонстрировано в 1993 году в России, когда в ходе опроса общественного мнения 39 процентов жителей Москвы и Санкт-Петербурга заявили, что при коммунистах жить было лучше, и только 27 процентов признали, что лучше при демократии 2. А ведь это два самых богатых города России. Можно с уверенностью предположить, что в остальной России общественное мнение будет продемократическим в еще меньшей степени.
На фоне этой общей ситуации полных неудач и, в лучшем случае, простого удерживания на плаву успехи молодых демократических государств в области отношений между военной и гражданской сферой кажутся особенно впечатляющими. Естественно, в разных странах дела обстоят по-разному, и множество серьезных проблем еще не решено. Однако в целом можно говорить о серьезных успехах. Отношения между гражданской и военной сферами представляют собой яркое исключение по сравнению с весьма посредственными успехами демократических государств в других областях. Происходит сокращение влияния военных в политической области, а также политического вмешательства в дела армии. Кроме того, идет медленное, с остановками, но все же реальное движение в сторону создания таких систем военно-гражданских отношений, какие существуют в развитых демократических государствах. Новые демократические правительства смещают прежнее военное руководство и чуть ли не высылают его за пределы страны. Наложены ограничения на участие военных в политике. В результате создания новых министерств обороны и центральных штабов для осуществления контроля над армией были перестроены организационные отношения. Ликвидированы специальные военные органы, осуществлявшие политическую власть, такие как португальский Совет революции. На высшие политические посты на смену военным пришли гражданские лица - например, в Турции и Португалии. В целом стало меньше военных на политических постах. В посткоммунистических странах больше нет контроля над армией со стороны коммунистической партии, а также предпринимаются серьезные усилия в области деполитизации армии.
Наряду с этими изменениями
в большинстве молодых
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному нужно отметить, что изучение проблемы перехода от недемократических режимов к демократии ставит во главу угла задачу четкого уяснения критериев тоталитаризма и авторитаризма. Так, для построения модели тоталитарного режима важно учесть следующие характерные признаки:
1. Монистическая структура
2. Однопартийная политическая
3. Чрезвычайно важная роль
4. Государственно-организованный террор, в основе которого лежит перманентное насилие. Прежде всего власть озабочена подавлением любых форм оппозиций, вплоть до физического уничтожения. Помимо этого, ликвидируется любое проявление инакомыслия среди всего населения.
5. Происходит подавление