Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:10, контрольная работа
Цель моей работы: выяснить причины возникновения тоталитарных государств, признаки тоталитаризма, влияние данного политического режима на формирование личности человека, ибо "прошлое не может сказать, что нам делать, но оно может предупредить, что нам не делать". ( X. Ортега).
Введение . . . . . . . . . . .. .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Понятие и признаки тоталитарного государства. . . . . . . . . . . . . . . 4 – 10
Взаимоотношения государства и личности в тоталитарном
государстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 – 17
Причины возникновения тоталитарного государства. . . . . . . . . . .17 – 22
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 – 25
Другим выводом теории является обоснование организованного и
масштабного насилия против определённой многочисленной группы (например, евреев в нацистской Германии). Эта группа обвинялась во враждебных действиях против государства и в возникших трудностях.
Концепция Фридриха и Бжезинского, получившая в историографии название «тоталитарный синдром», оказала большое влияние на последующие исследования в этой области. В то же время неоднократно указывалось на несовершенство их формулы, что, впрочем, признавали и сами авторы.
Наиболее фундаментальным кажется описание тоталитаризма, сделанное американским политологом Дж. Линцем в 70-е годы XX века. Он выделяет такие признаки:
__________________________
1 И. В. Григорьева. Теория государства и права. – Тамбов: Изд – во ТГТУ, 2009
Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский
режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный
тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г. Целью его было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.
Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.
Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя. 2
_____________________
1 Ильин И.А. О тоталитарном режиме./– Библиотека думающего о России (электронная версия)
2 Теория государства
и права : Курс лекций под ред. Н.И. Матузов,
А.В. Малько - М., Юрист, 2002
2. Взаимоотношения государства и личности в тоталитарном государстве
Взаимосвязь государства и личности с
необходимостью предполагает раскрытие
содержания понятий "человек", личность".
Человек - это родовое
понятие, употребляемое для характеристики
определенных биологических черт homo sapiens,
на известной стадии развития выделившегося
из биологической среды. Человек - единственное
живое существо, наделенное сознанием.
Личность - это, прежде всего, индивид, обладающий собственными
неповторимыми качествами.
Как нет общества без человека, так и нет человека без общества. Только в процессе общественной жизни человек надевает социальную и юридическую рубашку, становится не только человеком разумным, но и человеком общественным, личностью, деятельным, активным субъектом социальных, в том числе правовых, отношений.
Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.
Связь личности и государства проявляется во взаимном влиянии и в конечном счете во взаимных правах и обязанностях.
Влияние личности на государство проявляется как в опосредствованных формах, через институты гражданского общества (партии, движения, общественные объединения), так и непосредственно. В последнем случае личность, обладая политическими правами, участвует в формировании путем выборов органов государства, контроле и критике деятельности государства в средствах массовой информации, обжаловании действий и решений должностных лиц в судебных органах. Здесь степень воздействия на государство зависит от политической, гражданской активности самой личности.
Очевидно, что государство обладает большими возможностями влияния на личность, чем отдельная личность — на государство. Здесь роль государства может проявляться в признании и юридическом закреплении прав и свобод личности, в их охране, в возложении на нее определенных тягот (обязанностей).1
В обществах, где господствуют тоталитарные принципы, где государство считает себя, а не человека, высшей ценностью, правовой статус личности, как правило, устанавливается по принципу "запрещено все, кроме того, что разрешено". Пределы свободы исчерпывающим образом определены государством. Руководствуясь этим принципом, общество осуществляет воспитание человека. Тоталитаризму нужна скромная личность во всем: в желаниях, в одежде, в поведении. Культивируется стремление не выделяться, быть как все. Подавляется проявление индивидуальности, оригинальности в суждениях; широкое распространение получают доносительство, угодничество, лицемерие.
При всем своем различии, формы тоталитарных режимов (большевизм, фашизм, национал-социализм) обладали сходными признаками: при них не было места личности, люди были лишены прав и свобод. Вся власть была сосредоточена у небольшой элитарной группы, главенствующую роль занимала идеология диктатора, и существовали специальные органы подавления и неограниченного всеобъемлющего государственного насилия и террора над обществом.2
Дж. Оруэлл писал: "Тоталитаризм посягнул на свободу личности так, как никогда прежде не могли и вообразить. Важно отдавать себе отчёт в том, что его контроль над мыслью преследует цели не только запретительные, но и конструктивные. Не просто возбраняется выражать - даже допускать – определённые мысли и соображения, но диктуется, что именно надлежит
___________________
1 Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. – М.: Юриспруденция, 2000
2 Семыкина
Т. В. Политические режимы. //Методические
рекомендации. //М. , 1994
думать. Личность изолируется, насколько возможно, от внешнего мира, чтобы замкнуть её в искусственной среде, лишив возможности сопоставлений. Тоталитарное государство обязательно старается контролировать мысли и чувства, по меньшей мере, столь же действенно, сколь контролирует их поступки".1
Тоталитарное государство стремится к полной переделке и трансформации человека в соответствии со своими идеологическими установками. Важное место в решении этой задачи занимает жесткий контроль над сознанием человека, его мыслями, помыслами, внутренним миром. Более того, ставится задача конструирования нового типа личности с особым психическим складом, мыслительными и поведенческими характеристиками путем стандартизации, унификации индивидуального начала, его растворения в массе, сведения всех индивидов к некоему среднестатистическому знаменателю, путем подавления индивидуального начала в человеке.
Подтверждение тому – слова классика советской поэзии В. Маяковского: "Единица, кому она нужна? Голос единицы тоньше писка. Кто ее услышит? Разве жена... Единица вздор, единица ноль".
На смену индивидуальности, предполагающей разнообразие, оригинальность отдельной личности, приходит тип человека с его однообразием, однозначностью, без индивидуальных особенностей. Если отсутствует разделение между государством и гражданским обществом, нет общественных институтов, способных защищать человека, то человек становится простым винтиком в огромной партийно-государственной машине.2
Тезис о тотальности и слитности индивида с обществом с особой тщательностью и откровенностью был разработан идеологами фашизма. Так, еще министр юстиции в фашистском правительстве Италии в 1925 г. Г. Рокко
характеризовал социальное и политическое мировоззрение фашизма как
_____________________
1 Оруэлл Дж. Литература и тоталитаризм (электронная версия)
2 Гаднелев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века. – Вопросы философии, 1992, № 2
"интегральную
доктрину социальности".
Фашистские теоретики исходили
из того, что любая форма организованной,
автономно ассоциированной жизни воодушевляется
государством. Формальным элементом в
государстве является его суверенная
политическая и юридическая власть. Они
признавали, что организованные ассоциации
в рамках государства могут формулировать
правила регулирования взаимоотношений
между своими членами, но эти правила будут
эффективны лишь в том случае, если они
санкционированы государством. Все ассоциации
и организации в государстве пользуются
автономией постольку, поскольку они способны
управлять своими внутренними делами.
Но тем не менее государство является
единственным и конечным источником власти,
поскольку оно обладает исключительным
правом использования насилия. Тем самым
фашисты, по сути дела, отвергали какие
бы то ни было ограничения на политический
и юридический суверенитет государства.
Государство по своей сущности интегрально
и тоталитарно, в его рамках нет места
частному в отрыве от публичного. Эта идея
нашла доктринальное выражение в следующем
афоризме Муссолини: "Все внутри государства,
ничего вне государства, ничего вне государства
и ничего против государства".
С этой точки зрения интерес
представляют меры, предпринятые Гитлером
уже на первом году своего пребывания
у власти. Так, 4 апреля 1933 г. был введен
запрет на свободный выезд граждан из
страны, а также выездные визы; 11 апреля
- 1 мая объявлено "Праздником национального
труда"; 14 апреля - изгнание 15% профессоров
из университетов и других учебных заведений;
7 мая - "чистка" среди писателей и
художников и опубликование черных списков
"не (истинно) немецких писателей";
22 сентября - издание закона об "имперских
культурных гильдиях" писателей, художников,
музыкантов, который предусматривал фактический
запрет на издание, исполнение, выставки
всех тех, кто не является членом гильдии;
1 декабря - издание закона "Об обеспечении
единства партии и государства" и т.д.
Нечто подобное было целенаправленно
осуществлено и у нас в стране. Очевидно,
что в обоих случаях имеют место абсолютная
власть государства над человеком, целенаправленная
и всеохватывающая система духовного
контроля и идеолого-пропагандистская
машина, мифология и принципиальная аморальность
или полное отрицание морального начала.
В итоге характерным для обоих главных
вариантов тоталитаризма было тотальное
доминирование государства над обществом,
уничтожение различий между государством
и обществом. Более того, и общество и государство
были фактически поглощены одной господствующей
партией. При монопартийной системе первоначально
происходит совмещение или фактическое
слияние высших органов партии и высших
органов государственной власти. Логическим
завершением этой тенденции является
превращение партии в решающий, стержневой
элемент государственной структуры.1
Коснемся процедуры выборов в тоталитарном государстве. Формально они являются всенародными и демократическими. А на самом деле? Главным социальным назначением выборов в условиях тоталитаризма является укрепление соответствующих типов политического господства с помощью манипулирования сознанием собственных граждан и (или) международным общественным мнением. Хотя в таком случае выборы не определяют состав правительства, они, выступая утонченным по сравнению с методами прямого принуждения инструментом стабилизации и сохранения власти, выполняют в политической системе важные функции.
Тоталитарные режимы используют неконкурентные выборы, главной особенностью которых является наличие одного кандидата (или одного избирательного списка), выставляемого правящей группой или партией. Такие выборы не ставят под сомнение существующий политический режим и даже персональный состав власть имущих. В тоталитарных политических
____________________
1 Гаджиев К.С. Тоталитарный человек в тоталитарном государстве / в книге «Политическая наука». – М.: Логос, 2001
системах
коммунистического типа они выполняют
главным образом функции
Тоталитарный режим использует полицейский сыск, поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой» идеей, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.
Тоталитарный режим широко и постоянно применят террор по отношению к населению. Физическое насилие выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти. Для этих целей создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки людей, подавление их воли к сопротивлению, происходит массовое убийство невинных людей.1
25 апреля 1930 года в СССР было
создано Главное Управление