Тоталитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:10, контрольная работа

Описание работы

Цель моей работы: выяснить причины возникновения тоталитарных государств, признаки тоталитаризма, влияние данного политического режима на формирование личности человека, ибо "прошлое не может сказать, что нам делать, но оно может предупредить, что нам не делать". ( X. Ортега).

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . .. .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Понятие и признаки тоталитарного государства. . . . . . . . . . . . . . . 4 – 10
Взаимоотношения государства и личности в тоталитарном

государстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 – 17
Причины возникновения тоталитарного государства. . . . . . . . . . .17 – 22

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 – 25

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 64.31 Кб (Скачать файл)

     Ярким примером подавления свободы  слова и личности может служить  судьба известного русского писателя, публициста, правозащитника Александра  Исаевича Солженицына.

___________________

1 Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 2004    

     Участник Великой Отечественной войны, орденоносец, в феврале 1945 года он был арестован за то, что в письмах к своему  другу давал резкую оценку сталинским порядкам, говорил о лживости современной советской литературы. Был приговорён к 8 годам лагерей и вечной ссылке. В 1956 году реабилитирован, восстановлен в правах.

     Впервые неприкрытая правда о  лагерном мире была рассказана  им в произведении «Один день  Ивана Денисовича» (1962 г.), а уже в середине 60 – х годов, когда на обсуждение темы репрессий был наложен официальный запрет, власти начинают рассматривать Солженицына как опасного противника. С 1966 года произведения писателя перестают печатать, они распространяются в рукописях. О самом авторе КГБ распространяет клеветнические слухи.

     В марте 1967 года Солженицын  обращается к IV съезду писателей с письмом о губительной власти цензуры.

     После присвоения Солженицыну  Нобелевской премии и публикации  на Западе романа «Архипелаг  ГУЛАГ», писатель был арестован  и выслан из СССР.

     Наибольший урон нашему народу нанес тоталитаризм духовный. Практически всю российскую интеллигенцию, воплощавшую дух народа, тоталитарному режиму пришлось уничтожить, и она либо эмигрировала (и способствовала творческому скачку Запада), либо закончила свой путь более трагично на родной земле. Тоталитарное общество не может позволить себе такой роскоши, как свобода мысли.1

Причины возникновения тоталитарного  государства

     Рассмотрим идейные истоки и предпосылки возникновения тоталитаризма.

     Еще  в античную эпоху при рассмотрении  тирании,   деспотии   как

традиционных      форм        государства         древнегреческие        философы

____________________

1 Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 2004     характеризовали  их жесткие, тоталитарные тенденции. Достаточно детальный анализ этих  тенденций содержится  в  произведениях  Платона,  особенно  в  его  последнем  диалоге «Законы».  Совершенному  государству  Платона  присущи  такие   черты,   как безусловное  подчинение  индивида  и  сословия   государству   —   реальному воплощению всего общества; государственная собственность на  землю,  дома;  всеобщее  насаждение  единомыслия и коллективизма;  государственное   регламентирование   законами   не   только общественной, но и частной жизни, определение распорядка дня и ночи;  единая обязательная  для  всех  граждан  религия;  жесткое  ограничение  общения  с иностранцами,  запрет  гражданам   посещать   другие   страны   по   частным надобностям, а лицам до 40  лет  вообще  выезжать  за  пределы  государства; очищение  государства  от  неугодных  лиц  с  помощью  смертной  казни   или изгнания.

    Значительно обогатил тоталитарную  идею  Ж.  Ж.  Руссо.  Он  исходил   из  желания  вывести  народ   к  новой,  счастливой  жизни,  из необходимости  глубокого  преобразования   общества   на   началах   разума, справедливости, равенства и свободы. Это  возможно  с  помощью  совершенного государства. Именно добровольное образование государства и его  очищение  от злоупотреблений  создают  «из  тупого,  ограниченного  животного… разумное существо — человека». Создание государства означает появление из  отдельных, несовершенных  людей  «морального  и  коллективного  целого»,  политического организма, в котором как бы растворяется независимая  человеческая  личность. Носителем  непосредственно  выражаемой  гражданами  общей  воли   выступает государство. Лишь оно обладает абсолютной властью, неделимым  суверенитетом. В случае неподчинения  отдельных граждан   государство   имеет право принудить их к этому силой и  тем  самым  заставить  «быть  свободными»,  ибо  свобода проявляется в соответствии с общей волей.

    В средние века, а особенно  в Новое время, многие тоталитарные  идеи были

воплощены в проектах будущего государства  социалистов-утопистов Т. Мора,  Т. Кампанеллы, Г.  Бабефа  и  др.  Их, и прежде  всего Мора,  нередко называют провозвестниками коммунистического тоталитаризма.  Одна  из  наиболее  ярких отличительных  черт  этого  направления  тоталитарной  мысли  —   требование всеобщего равенства. Так, Г. Бабеф  призывает  «навсегда  отнять  у  каждого надежду  стать  более  богатым,  более  влиятельным,  превосходящим   своими знаниями кого-либо из  сограждан».  Для  достижения  фактического  равенства Бабеф призывал революционным путем установить диктатуру трудового  народа  и не  останавливаться  перед  широким  использованием  насилия.  Стремление  к насильственной  перестройке  общества  на  принципах  коммунистических   или социалистических утопий, а также крайняя нетерпимость к идейным  оппонентам, всякому инакомыслию характерны для многих французских  социалистов  XIX  века.

    Как видим, европейская культура  имеет вполне определенных и   достаточно ярких представителей, уже высказывавших те идеи, которые  потом  возьмут  на вооружение будущие строители новых обществ  в  ХХ  веке. 

    Тоталитарные идеи получают развитие в творчестве и ряда более  поздних

мыслителей: Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше и др. Тоталитарные черты  К.  Маркс находил в  абсолютной  монархии  в  Европе,  и  особенно  в  бонапартических режимах XVII-XIX вв. во Франции.1

    Переплетение традиционных и  современных  форм  политических  режимов  в определенной   степени    искажало    исторические    рамки    возникновения тоталитаризма как важнейшей категории политической науки.  Некоторые  ученые полагали, что тоталитаризм — результат развития всей  человеческой  истории, начиная  с  появления  деспотических   режимов   древности,   абсолютических   монархических  государств средних    веков; 

_______________________

1 Общая теория государства и права: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева – 2е издание М. 1996 г

другие  же  утверждают,  что  он продукт только капиталистической формации промышленной эпохи.  Первая  точка зрения наименее доказательна, ибо  специфическое  отличие  тоталитаризма  от деспотизма и абсолютизма  состоит  в  том,  что  он  строится  на  признании равенства всех «сынов нации» и  активном  участии  каждого  через  партийно- бюрократическую власть  в  строительстве  общества  светлого  будущего.  Что касается деспотизма и абсолютизма, то они всегда исходили  из  иерархической структуры  и  отстранения  народа  от   политики,   являющейся   привилегией избранных.  На  ранних  этапах  развития  капитализма,   характеризовавшихся открытой конкуренцией и  формированием  парламентаризма,  еще  не  сложились объективные условия для тоталитарного  режима.  Только  в  начале  XX  века  с перерастанием   домонополистического    капитализма    в    империализм    — монополистический капитализм, с развитием  производительных  сил  и  научно- технической  революцией,   возникновением   и   развитием   общего   кризиса капитализма появились реальные условия формирования тоталитарных режимов.1

    Причины образования тоталитарного государства сложны и многообразны. Питирим Сорокин, один из основателей современной социологии, в ряду этих причин называет три основные причины: война, разруха и голод. Чем сильнее количественные и качественные показатели этих явлений, тем резче деформировалась общественная организация в сторону коммунистического или этатического, государственно-капиталистического типа.2

     Многие исследователи - Ф.А. фон Хайек, а за ним и К.Ясперс - рассматривают тоталитаризм как особый социально-экономический строй, с системой государственного планирования и регулирования экономических процессов, но не тоталитарное государство порождает подобную систему, а

_____________________

1    Гаднелев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века. – Вопросы философии, 1992, № 2

2 Бутенко А.П. Социологические вопросы истории и теории тоталитаризма. – Социологические исследования, 1998, № 6

наоборот. И тоталитаризм тогда будет закономерной  «реакцией общества» на все кризисы, сопутствующие этому периоду, в том числе и сильные перегрузки в связи с разрушением традиционных структур и появления своего рода чувства «потерянности» и одиночества, требующее объединения на какой-то новой основе.1

     К важнейшим предпосылкам тоталитаризма можно отнести следующие социальные факторы: сам процесс индустриализации и усложнения связей в обществе, новые возможности для манипулирования общественным сознанием: средства массовой коммуникации, процесс национализации предприятий и государственного планирования, этатизация общества, усиление в общественном сознании культа государства в связи с влиянием двух мировых войн, резко усиливших государственное вмешательство в экономику и общественную жизнь, массовая психологическая неудовлетворённость отчуждением личности при капитализме, её незащищенностью и одиночеством (тоталитарные движения дают иллюзию приобщения к «вечным ценностям»: классу, нации, государству) и появление многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев, особо восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому радикализму.

     О последней причине следует сказать более подробно. Что является основными свойствами люмпенов, плебса, «серой массы»? Это маргиналы, которым присущ нигилизм по отношению к прошлому и настоящему, агрессивность, честолюбие и эгоцентризм. Именно на это делают ставку вожди тоталитарных движений, ощущая их иррациональное стремление слиться с организацией.

     Несомненную роль играет и субъективный фактор. Приход, например, к власти партии, не знавшей традиций парламентаризма, стремление решить

глобальные  проблемы (построить коммунизм, создать  мировой третий рейх) ____________________

1 Скворцова Е.А. Идейно – психологические идеи тоталитаризма. – Самара, Самарский муниципальный университет Наяновой, 2000

ускоренным  методом.1

     Экономическую основу тоталитарного государства составляет жестко централизованная, планируемая сверху экономика, основывающаяся на приказах, применении принудительных мер (трудовая повинность, продразверстка). В России такого рода экономика возникла уже в ходе первой мировой войны, была продолжена Временным правительством, а затем большевиками: жесткое регулирование цен, принудительное введение государственных монополий на уголь, нефть, хлеб, сахар, хлопок, нормированное потребление и т. д.2

     И все-таки справедливым будет сказать, что тоталитаризм является результатом развития всей человеческой истории, ибо он  имел  явные зачатки и  прообразы  в  разнообразных  обществах,  и  его  корни,  то  есть тоталитарные  тенденции,  мы  легко  обнаруживаем  в  глубине   веков.   Но, действительно в полном смысле тоталитарное общество смогло появится  лишь  в ХХ веке,  когда,  с  одной  стороны,  возникли  соответствующие  технические возможности – СМИ, а с  другой  –  логика  развития  общественного  сознания пришла к некоторой соответствующей точке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

___________________

1 Скворцова Е.А. Идейно – психологические идеи тоталитаризма. – Самара, Самарский муниципальный университет Наяновой, 2000

2 Общая теория государства и права: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева – 2е издание М., 1996  

Заключение

     Следует отметить, что оценка тоталитарного государства неоднозначна. Тоталитарное государство эффективно в чрезвычайных ситуациях, в условиях войны, разрухи, ибо оно в состоянии сосредоточить все ресурсы — людские, материальные, финансовые — в одних руках, установить жесткий порядок и дисциплину для решения задач, стоящих перед государством (достижения победы в войне, восстановления разрушенного войной народного хозяйства).

     Однако в условиях мирного, нормального развития общества тоталитарное государство неэффективно во многих отношениях (экономическом, социальном, культурном и т. д.), ибо сдерживает творческие силы общества в целом и отдельной личности в частности. Оно неприемлемо для развития личности, жаждущей свободы и благополучия.

     Тоталитарные государства неизбежно, под влиянием процессов, протекающих в самом обществе, изживают себя и заменяются государствами демократическими, что и происходит в   последние десятилетия. 

     В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний.

     В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности. 
 

Информация о работе Тоталитарное государство