Учение Цицерона о государстве и праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 20:51, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение политико-правовых взглядов Цицерона.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть учение Цицерона о государстве;
изучить учение Цицерона об обществе;
исследовать учение Цицерона о праве.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
x1. Учение Цицерона о государстве……………………………………………..6
x2. Учение Цицерона об обществе……………………………………………...11
x3. Учение Цицерона о праве…………………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………………..…...18
Библиографический список……...……………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Контрольная ИППУ.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный  университет»

 

 

Юридический факультет

Кафедра уголовного права и процесса

 

 

 

Контрольная работа

по курсу: ИППУ

 

Тема: Учение Цицерона о государстве и праве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

x1. Учение Цицерона о государстве……………………………………………..6

x2. Учение Цицерона об обществе……………………………………………...11

x3. Учение Цицерона о праве…………………………………………………...15

Заключение…………………………………………………………………..…...18

Библиографический список……...……………………………………………...20

 

 

Введение

 

Рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени своего развития в римском обществе. Начиная  с III в. до н.э. образование крупных поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения государственной территории и проведения завоевательской политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю. Организация империи была завершена в I в. до н.э.

С конца II в. н.э. римское общество вступает в состояние кризиса, вызванного противоречиями между потребностями развивающегося производства и невозможностью обеспечить постоянное увеличение численности рабов. Некогда могущественное римское государство распадается на Западную империю и Восточную империю, получившую позднее название Византии. В V в. территория Италии была завоевана германскими племенами, и Западная Римская империя прекратила свое существование.

Политико-правовые учения Древнего Рима имели много общего с политико-правовыми  учениями античной Греции. Сходство политической мысли древних греков и римлян определялось не только тем, что идеологические концепции в этих странах формировались на основе однотипных социально-экономических отношений, но и глубокой преемственностью в развитии их культуры. Завоевание Римом греческих полисов политические и правовые учения Греции оказали сильное влияние на формирование взглядов римских мыслителей. Рассвет римской политической и правовой мысли приходится на республиканский и императорский периоды. В эпоху республики создает свои произведения Цицерон и начинается творческая деятельность римских юристов, которая достигает рассвета в императорский период.

Новизна и оригинальность политических воззрений римских  мыслителей заключались в том, что  ими были выдвинуты идеи, соответствующие  отношениям зрелого рабовладельческого общества. Можно выделить два круга  идеологических представлений, в которых наиболее ярко проявилось своеобразие римской политико-правовой мысли.

К первому из них следует  отнести изменения в политической теории, обусловленные развитием  отношений частной собственности  и рабства. Возникновение крупной  земельной собственности и концентрация богатства, сопровождавшаяся углублением социальных конфликтов, поставили господствующие классы перед необходимостью усилить правовую защиту имущественных отношений. Осознание этой потребности вызывало у них повышенный интерес к правовым средствам закрепления своего господства, порождало представления о том, что государство служит для защиты имущества и держится на согласии граждан относительно права. В произведениях сторонников рабовладельческой знати общим местом становятся определения раба как вещи, как «говорящего орудия» и т.п.

Результатом практической деятельности юристов по толкованию законов явилось  обособление юриспруденции в  самостоятельную отрасль знаний. Со временем она приобретает статус источника права. В трудах римских  юристов получают детальное обоснование институты и нормы действующего права, в том числе правовой статус свободных и рабов, классификация имущественных сделок, содержание права собственности и порядок наследования.

Ко второму кругу следует  отнести изменения в политической теории, отражавшие перестройку государственного механизма в эпоху империи, когда республиканская форма правления была заменена промонархическим режимом. Правящая верхушка отказалась в этот период от политических идеалов, которым следовала полисная аристократия. Для официальной идеологии Римской империи характерны идеи космополитизма, мирового владычества римлян, а также концепции неограниченной императорской власти и государственный культ правящего императора.

Целью данной работы является изучение политико-правовых взглядов Цицерона.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие  задачи:

рассмотреть учение Цицерона о государстве;

изучить учение Цицерона об обществе;

исследовать учение Цицерона о праве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

x1. Учение Цицерона о государстве

 

Марк Туллий Цицерон (Cicero), 106-43 гг. до н.э., – знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель. В его творчестве значительное место занимает государственно-правовая проблематика. Этим проблемам, в частности, посвящены такие его работы, как «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается и в других его работах, в частности «Об обязанностях», а также в многочисленных политических и судебных речах.

Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа. При этом он подчеркивает, что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правового государства»1.

Основную причину происхождения  государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон отвергал широко распространенные в его время представления о договорном характере возникновения государства.

Влияние Аристотеля заметно  и в трактовке Цицероном роли семьи как первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и  естественным путем возникает государство. Он отмечал изначальную связь  государства и собственности и разделял положение стоика Панетия о том, что причиной образования государства является охрана собственности. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон характеризует как осквернение и нарушение справедливости и права.

Возникновение государства (также и права) не по мнению и  произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе  и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что  по своей природе и сущности они (государство и право) носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. Изучение всей природы, отмечал Цицерон, приводит к пониманию того, что «всем этим миром правит разум». Данное положение, сформулированное еще древнегреческим философом Анаксагором, используется Цицероном для обоснования своего понимания «природы» как обусловленного и пронизанного божественной волей всеобщего источника разумных и справедливых установлений и действий людей. Именно благодаря тому, что люди самой природой наделены «семенами» разума и справедливости и, следовательно, им доступно постижение божественных начал, стало возможным само возникновение упорядоченного человеческого общения, добродетелей, государства и права.

Разум – высшая и лучшая часть души, «царский империй», обуздывающий все низменные чувства и страсти в человеке (алчность, жажду власти и славы и т. д.), «мятеж души». Поэтому, писал Цицерон, «при господстве мудрости нет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков»2.

В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного устройства, возникновению одних форм из других, «круговороту» этих форм, поискам «наилучшей» формы и т. д.

В зависимости от числа  правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). «И вот, когда верховная власть находится в руках у одного человека, мы называем этого одного царем, а такое государственное устройство – царской властью. Когда она находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая община, в которой все находится в руках народа»3.

Все эти простые формы (или виды) государства не совершенны и не наилучшие, но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне прочны, если только сохраняются те основы и связи (в том числе и правовые), которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего участия в создании государства. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. В случае, если бы предстоял выбор среди них, предпочтение отдается царской власти, а на последнее место ставится демократия. «Благоволением своим, – пишет Цицерон, – нас привлекают к себе цари, мудростью – оптиматы, свободой – народы». Перечисленные достоинства разных форм правления, по мысли Цицерона, могут и должны быть в их совокупности, взаимосвязи и единстве представлены в смешанной (а потому и наилучшей) форме государства. В простых же формах государства эти достоинства представлены односторонне, что и обусловливает недостатки простых форм, ведущие к борьбе между различными слоями населения за власть, к смене форм власти, к их вырождению в «неправильные» формы.

Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона, можно лишь в условиях наилучшего (т.е. смешанного) вида государственного устройства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления. «Ибо, – подчеркивал он, – желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа»4. В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан.

Как путь к смешанной форме  правления Цицерон (вслед за Полибием) трактовал эволюцию римской государственности  от первоначальной царской власти к  сенатской республике. При этом аналогию царской власти он видел в полномочиях магистратов (и, прежде всего, консулов), власти оптиматов – в полномочиях сената, народной власти – в полномочиях народных собраний и народных трибунов.

Свою концепцию наилучшей (смешанной) формы государства, в  отличие от платоновских проектов идеального государства, Цицерон считал реально осуществимой, подразумевая при этом практику римской республиканской государственности в лучшую пору ее существования («при предках»). Платоновское же государство – это, скорее, не реальность, а лишь желание, оно «не такое, какое могло бы существовать, а такое, в каком было бы возможно усмотреть разумные основы гражданственности».

Много внимания в творчестве Цицерона уделено восхвалению добродетелей истинного государственного деятеля и идеального гражданина.

Мудрый государственный  деятель, согласно Цицерону, должен видеть и предугадывать пути и повороты в делах государства, чтобы воспрепятствовать  неблагоприятному ходу событий (смене  форм правления в пагубную сторону, отклонению от общего блага и справедливости) и всячески содействовать прочности и долговечности государства как «общего правопорядка».

Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме  того, быть сведущим в учениях о государстве и «владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив».

В том крайнем случае, когда под вопрос поставлено само благополучие государства как общего дела народа, с согласия последнего истинный государственный деятель, по Цицерону, должен «как диктатор установить в государстве порядок». Здесь политик выступает не в своих корыстных целях, а в общих интересах как спаситель республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

x2. Учение Цицерона об обществе

 

В своем трактате «Об обязанностях» Цицерон изложил свои взгляды об обществе.

В основе учения Цицерона об обязанностях лежит представление  о высшем благе как о нравственно-прекрасном. Цицерон отмечает, что любой области  жизни и деятельности соответствуют  свои обязанности, в исполнении которых и состоит нравственный смысл всей жизни. Отсюда следует, что все обязанности должны иметь своим источником стремление к нравственно-прекрасному, к высшему благу.

Нужно отметить, что в  то время римские представления о «нравственном» благе развивались в тесной связи с развитием представлений об идеальном гражданине, о его фамильных и гражданских качествах, добродетелях, обязанностях. Поэтому в Риме признанием такой деятельности со стороны общества считался почет (такая позиция в корне отличается от позиции греческих философов). Цицерон также был сторонником римского восприятия нравственно-прекрасного.

Информация о работе Учение Цицерона о государстве и праве