Виды государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование системы государственной службы Российской Федерации, конкретных видов государственной службы, ее некоторых аспектов.
Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть понятие и признаки государственной службы;
• показать принципы организации государственной службы;
• рассмотреть виды государственной службы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 55.86 Кб (Скачать файл)

Введение

Служба – одно из самых первых слагаемых социального устройства общества на самой ранней ступени его развития, служба оформилась и существовала задолго до возникновения государства. С появлением классов, государства, зарождением политических партий, общественных организаций, частных организаций и т.д. параллельно шел процесс укрепления службы и разделения службы и служащих на соответствующие социальной структуре виды и группы. В историческом плане развитие службы шло применительно к отмиранию одних и появлению новых социальных групп (классов и др.), развитию хозяйства и его специализации, а в целом наблюдается непрерывный рост численности видов службы и количества служащих.

В настоящее время в Российской Федерации сложились конституционные основы государственной службы как механизма государственного управления страной, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления.

Актуальность темы определяется тем, что эффективное функционирование государственного аппарата России, укомплектованного кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации, выступает одним из решающих факторов ускорения перехода к качественной рыночной экономике и устранения многих кризисных явлений в жизни страны.

Только сильная власть, принимающая разумные решения и способная обеспечить своевременное и полное их исполнение, в состоянии реализовать свое предназначение и выполнить свои обязанности перед обществом.

Именно государство посредством законов, правительственных программ и функционирования своего аппарата придает десяткам миллионов индивидуальных усилий людей возможную целенаправленность, согласованность и позитивную результативность. Российской Федерации нужно сильное государство, способное обеспечить в обществе, с одной стороны, свободу, многообразие взглядов и политических сил, широкое самоуправление, а с другой – общественный порядок, безопасность, надлежащую кооперацию труда, правовое урегулирование общественных связей, соблюдение законов.

Целью настоящей работы является исследование системы государственной службы Российской Федерации, конкретных видов государственной службы, ее некоторых аспектов.

Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие и признаки государственной службы;
  • показать принципы организации государственной службы;
  • рассмотреть виды государственной службы.

Данная курсовая работа состоит из введения, 2 разделов, 5 подразделов, заключения, списка использованной литературы. Объем работы составляет __ страницы, список источников состоит из 20 наименований. В работе использовались труды  Д.Н. Бахраха, В.Д. Граждана, Ю.А. Дмитриева, И.А. Полянского, так же в работе использовались правовая база из федеральных законов и Конституция Российской Федерации.

 

 

1. Характеристика  государственной службы на современном  этапе

1.1. Понятие и  основные признаки государственной  службы 

Федеральным законом от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что государственная гражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Федеральный закон от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» дает более развернутое определение. Согласно этому определению государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

  • Российской Федерации;
  • федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  • субъектов Российской Федерации;
  • органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
  • лиц, замещающих, должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации1.

Таким образом, определение понятия государственной службы в ранее действовавшем Федеральном законе от 31 июля 1995г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий только государственных органов утратило силу. Современный законодатель считает государственной службой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов (федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов субъектов Российской Федерации), а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.

Современная государственная служба Российской Федерации формируется в рамках проведения административной реформы2. Сами федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» стали в известном смысле результатом административной реформы.

Государственная служба характеризуется рядом признаков, отличающих ее от других видов публичной службы.

1. Профессионализм. Государственная  служба является основным родом  занятий для государственного  служащего. Государственная служба  по совместительству не допускается. Другие виды оплачиваемой, а иногда  и безвозмездной деятельности  разрешены государственному служащему  на условиях и в порядке, предусмотренном федеральным законом. Ограничения по видам деятельности для государственных служащих призваны обеспечить высокое качество исполнения обязанностей государственной службы.

2. Компетентность. Государственный  служащий должен соответствовать  выполняемым функциям государственной  службы по уровню образования, стажу и знаниям. Данные требования  являются формализованными условиями, позволяющими обеспечить реальную  способность государственного служащего  выполнять обязанности по замещаемой  должности государственной службы.

3. Прохождение службы, только  на должностях государственной  службы, включенных в Сводный  реестр должностей государственной  службы Российской Федерации. Статус  государственного служащего приобретается  только путем назначения на  должность государственной службы. Все должности государственной  службы включены в Сводный  реестр должностей государственной  службы Российской Федерации, состав которого утвержден федеральным законом. Отсутствие должности в указанном реестре означает, что лицо, замещающее такую должность, не является государственным служащим.

4. Прохождение службы, как  правило, в государственных органах. По определению, государственная  служба – это профессиональная  служебная деятельность граждан  по обеспечению исполнения полномочий  государственных органов, а также  лиц, замещающих государственные  должности. Как следствие, должности  государственной службы учреждаются  в государственных органах и  в аппаратах, обеспечивающих деятельность  лиц, замещающих государственные  должности, причем эти аппараты  также признаются государственными  органами или входят в их  состав.

5. Оплата государственной  службы осуществляется из государственных  бюджетов. Расходы на содержание  государственного аппарата предусматриваются  в федеральном законе о федеральном  бюджете и в законах субъектов  Российской Федерации о бюджетах соответствующих субъектов Федерации. В частности, денежное содержание в вознаграждение за труд государственные служащие получают за счет бюджетных средств1.

 

1.2. Принципы организации  государственной службы

Принципы современной государственной службы закрепляются в нескольких федеральных законах, главные из которых — «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Организационные принципы отражают механизм построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах.

Рассмотрим организационные принципы государственной службы.

1. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Другое его название — принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и деятельности государственных служащих. В системе государственной службы должны работать механизмы контроля за деятельностью чиновников, ибо контроль — одна из основных функций государственного управления. Надзорные органы должны также обеспечивать законность в деятельности государственных служащих.

Принцип подконтрольности может быть раскрыт, по сути, в двух главных положениях: во-первых, нижестоящие (подотчетные лица) государственные служащие обязаны исполнять принятые вышестоящими государственными органами и руководителями решения; во-вторых, эти решения должностных лиц должны быть законными (не должны противоречить законам), т. е. принятыми специальными субъектами в пределах их компетенции и полномочий.

Государственный служащий несет ответственность за правомерность своих действий. Он обязан исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Однако гражданскому служащему запрещено исполнять данное ему неправомерное поручение. Гражданский служащий и давший ему неправомерное поручение соответствующий руководитель в случае его исполнения несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами (статья 15 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»).

2. Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе (единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы).

Согласно этому принципу едиными (т. е. одинаковыми) должны быть все установленные в законодательных актах требования, как к государственной службе, так и к государственному служащему (к организации государственной службы, поступлению на государственную службу), квалификационные требования к служащим, требования к выполнению ими своих должностных обязанностей, проведению аттестации государственных служащих, применению к ним мер дисциплинарной ответственности, повышению квалификации, конкурсу и т. д. Единство основных требований, предъявляемых к государственной службе, обеспечивает государственному служащему равные возможности для осуществления должностных обязанностей, способствует укреплению справедливости и хорошего морального климата в государственных органах, а также качественному исполнению служебных функций1.

3. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих предполагает:

  •  профессионализм государственных служащих, то есть исполнение ими своей должности в качестве основного занятия;
  • компетентность, то есть знание порученной службы, опыт работы;
  • квалифицированность, то есть соответствие государственного служащего замещаемой им должности по уровню образования, стажу, знаниям и навыкам работы;
  • эффективное и добросовестное исполнение должности;
  • ответственность за подготавливаемые и принимаемые решения и надлежащее исполнение служебных обязанностей2.

Рассматриваемый принцип заключается, во-первых, в том, что государственный служащий исполняет должностные обязанности на профессиональной основе, т. е. выполняет основную работу, за которую он получает денежное содержание (должностной оклад, заработную плату). Профессионализм государственного служащего призван обеспечивать стабильность государственной службы, качественное выполнение функций, постоянную его готовность к сложным заданиям, возможность улучшения своих профессиональных качеств и т. п. Во-вторых, государственный служащий должен быть компетентным сотрудником, т. е. качественно осуществлять свои полномочия. Одна из основных обязанностей гражданского служащего — поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Гражданский служащий имеет право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку.

Информация о работе Виды государственной службы