Виды и формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Другим важным институтом политической системы общества являются политические партии, представляющие интересы различных классов и социальных общностей. Они появились значительно позднее возникновения государства. Параллельно с развитием партий стали формироваться общественно-политические движения, различные лоббистские группы. Во многих современных обществах значительное влияние на государственную власть оказывает также церковь.Одним из самых молодых элементов политической системы можно считать средство массовой информации.
Взаимоотношения между элементами или институтами политической системы общества не остаются неизменными. Изменение в их соотношении, усиление одних и ослабление других институтов политической системы зависят от множества объективных и субъективных факторов. Значимость этих институтов определяется степенью их влияния на общественно- политическую и иную жизнь общества.

Содержание работы

Введение 3

Глава I. Теоретические основы государства 6
§ 1. Происхождение государства -
§ 2. Признаки государства 10
§ 3. Сущность государства 12

Глава II. Основные институты политической системы 15
§ 1. Понятие политической системы общества -
§ 2. Структура и функции политической системы 19
§ 3. Институты политической системы 22

Глава III. Виды и формы государственного устройства 26
§ 1. Унитарная форма государственного устройства 27
§ 2. Федеративная форма государственного устройства 29
§ 3. Конфедеративная форма государственного устройства 33

Заключение 36

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Евдокимова.docx

— 70.49 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

Введение                                                                                                           3

 

Глава I. Теоретические основы государства                                                  6

§ 1. Происхождение государства                                                                    -

§ 2. Признаки государства                                                                             10                                    

§ 3. Сущность государства                                                                            12

 

Глава II. Основные институты политической системы                               15

§ 1. Понятие политической системы общества                                             -

§ 2. Структура и функции политической системы                                       19

§ 3. Институты политической системы                                                         22

 

Глава III. Виды и формы государственного устройства                             26

§ 1. Унитарная форма государственного устройства                                  27

§ 2. Федеративная форма государственного устройства                             29

§ 3. Конфедеративная форма государственного устройства                       33

 

Заключение                                                                                                    36                                  

 

Список использованной литературы                                                            38

 

Приложения                                                                                                   39                     

 

 

 

Введение.

 

К элементам политической системы общества относят государство, политическиеfпартии, общественные объединения, союзы, группы давления, церковь, средство массовой информации и другие институты общества, способствующие формированию власти и нуждающиесяgвgподдержке gдля реализации своихfинтересов.

Первым и главным институтом политической системы общества стало  государство - в отличие от других её элементов наиболее влиятельный  субъект осуществления власти. Поэтому  государство по праву считается  ядром политической системы любого общества.

Государство не относится к вечным феноменам общества. Существовали и  существуют до сих пор общества, которые не создали для упорядочения своей жизни особые институты.

Государственная власть также,uпризнающая право и, одновременно, ограниченная им, поaмнению древнихaмыслителей, считаетсяaсправедливой государственностью. «Там,aгде отсутствуетaвласть закона,-aписал Аристотель,- нет места и (какой-либо) формеaгосударственного строя»1. Цицерон говорил оaгосударстве как о «деле народа», какaо правовом общенииaи «общем правопорядке».

В обществе без государства политические функции не монополизируются на постоянной основе привилегированной его частью. В обществе с государством власть централизованной группы, опирающейся на иерархический административный аппарат и строящей свою деятельность на базе юридических норм. Здесь действует четко установленная иерархия – разделение на лиц, владеющих политической властью и подчиняющихся ей, то есть существуют отношения управления и подчинения, где организованное меньшинство обладает монополизированной централизованной политической властью.

Как же происходит переход от общества без государства к обществу с  государством? Он осуществляется тогда, когда в результате развития производительных сил появляется прибавочный продукт и возникает возможность регулирования условий жизнедеятельности, использования части общественного продукта на накопление, что порождает социальную дифференциацию, стремление лиц, овладевших этим продуктом, к консолидации в однородную социальную группу, господствующую над остальной частью общества. Так появляется социальная стратификация, то есть организация общества, при которой иерархические группы связаны между собой отношениями господства и подчинения.

       Таким образом,  любая политическая система есть иерархическое соединение управляющих и управляемых, причем обладающие властью составляют меньшинство, называемое часто “политической элитой”. Оно реализует свою волю посредством чиновничьего аппарата, идеологической легитимизации, принуждения, опирается на согласие остальной части населения. В механизме достижения согласия важное место занимают традиции, обычаи, привычки, средства манипулирования сознанием людей. Общество заинтересовано в том, чтобы согласие приобретало форму легитимности, и в этом отношении значительна роль официальных идеологий, направленных на укрепление государственности и достижение гражданского мира на принципах законности. Когда же они оказываются недостаточными, государство прибегает к насилию.

Другим важным институтом политической системы общества являются политические партии, представляющие интересы различных  классов и социальных общностей. Они появились значительно позднее  возникновения государства. Параллельно  с развитием партий стали формироваться  общественно-политические движения, различные  лоббистские группы. Во многих современных  обществах значительное влияние  на государственную власть оказывает  также церковь.Одним из самых молодых элементов политической системы можно считать средство массовой информации.

Взаимоотношения между элементами или институтами политической системы  общества не остаются неизменными. Изменение  в их соотношении, усиление одних  и ослабление других институтов политической системы зависят от множества  объективных и субъективных факторов. Значимость этих институтов определяется степенью их влияния на общественно- политическую и иную жизнь общества.

Объектом исследования работы являются государство и другие политические институты, формы государственного устройства.  
Предмет исследования составляют нормы законодательства, характеризующие политические институты, а также теоретические труды по данным вопросам.

В первой главе теоретические основы государства. Во второй главе рассмотрены основные политические системы, их функции и  структура. В третьей главе изучены виды и формы государственного устройства.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы государства.

§1. Происхождение государства.

 

Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новыезнания о причинах происхождения государства и права.

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда - отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена- торгово-промышленной деятельности (купцов).

Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный товар как следствие роста плодотворности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.

И все же причины зарождения государства и права коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели - половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся сначала отступлений от табу, еще недавно не существовавшего. Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности.

Родовая фирма общества трансформировалась в  государство  эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, «военная власть народа», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая компания самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.

Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале - Древний Восток, затем - Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.

Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.

На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации.  Государство  одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само  государство  выступало организатором производства2.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества.

По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.

По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное  государство  (сказанное относится, прежде всего, к Германии и Российской Федерации). Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а  государство  -профеодальным.

Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая фирма социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества - государственность.

Информация о работе Виды и формы государственного устройства